Методика социологического исследования. Методика социологического исследования -совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов

Методика социологического исследования - совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа.

В программе формулируется проблема исследования. Для этого проводится анализ проблемной ситуации, которую можно определить как противоречие.

В результате анализа проблемной ситуации определяется тема исследовательского проспекта, которая содержит в себе указание на предмет исследования.

Вначале определяется объект исследования, в качестве которого выступают люди, их деятельность, а затем – предмет исследования – те стороны объекта, которые подлежат изучению.

Выделение объекта и предмета исследования позволяет социологу на основе системного анализа построить его гипотетическую идеализированную модель, что позволяет перейти к определению цели и задач исследования. Под целью исследования понимается тот конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формируется в договоре наряду с темой.

В задачах исследования содержится тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.

Следующим шагом в разработке программ исследования является интерпретация и операционализация основных понятий, которые представлены в предметной области анализа.

Интерпретация понятий – теоретическое уточнение основных понятий проводится для того, чтобы исследователи ясно и четко представляли себе содержание (смысл) понятий (терминов), с которыми они работают.

Цель операционализации понятий – установление связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий.

Операционализация понятий – совокупность операций, с помощью которых исходные понятия, используемые в конкретном социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы, способные в совокупности описать их содержание.

От правильного проведения этого этапа зависит успех дальнейшего процесса исследования, в том числе в разработке гипотез. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предложение) – обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки. Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся значение носит вероятностный характер.

По задачам исследования выделяют основные и не основные гипотезы, по содержанию – объяснительные, описательные гипотезы и гипотезы следствия.

После формирования гипотез можно переходить к разработке инструментария исследования, то есть совокупности методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах. В состав инструментария входят методики сбора первичных данных, опросные листы, способы обработки и анализа данных, служащих инструментом для оценки социальной информации.

Процедура отбора множества элементов генеральной совокупности называется выборкой.

Помимо экономии средств и сокращения сроков исследования, выборка реализует фундаментальный принцип рандомизации (от англ. слова random – выбранный наугад), то есть случайного отбора.

Случайная выборка – метод, при котором строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности и для любых последовательностей таких единиц.

Существует множество типов выборки, различающихся характером процедуры: простая случайная; многоступенчатая (тип вероятностной выборки, осуществляемой в несколько этапов); пропорциональная (квотная), при которой воспроизводится структура генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков; стратифицированная, при которой генеральная совокупность разделена на частные совокупности (классы, слои), которые сами по себе должны быть однородными, а между собой разнообразны; серийная (гнездовая), при которой единицы отбора представляют собой статистические серии.

Типичные размеры выборок для общенациональных опросов колеблются в пределах 1000-2500 респондентов, для региональных опросов и опросов специальных популяций – от 200 до 500 (при анализе многочисленных подгрупп размер региональной выборки увеличивается обычно до 1000 респондентов).

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Репрезентативность, составляющая 95%, является достаточной для исследования.

Каждое конкретное социологическое исследование представляет собой уникальное сочетание объекта и предмета изучения, целей и задач и, соответственно, методов исследования. В каждом исследовании разрабатывается одна или несколько специализированных процедур сбора информации: описываются методы и методики сбора, способ и порядок их применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: