Самым распространенным методом сбора первичной информации является опрос, который заключается в устном или письменном обращении к исследуемой совокупности индивидов (респондентов).
Различают два основных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).
Анкетный опрос заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.
Анкетирование может быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным (через опубликование анкет в прессе); индивидуальным и групповым (когда социолог работает сразу с целой группой респондентов).
Анкета состоит из четырех частей:
1) введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты;
2) информационная часть включает содержательные вопросы. Вопросы могут быть закрытыми, предлагающими выбор одного из представленного перечня вопросов, и открытыми, на которое респондент формирует ответ сам.
|
|
Различают также вопросы-фильтры, предназначенные для выделения лиц, и контрольные вопросы, задаваемые с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы.
Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности.
3) классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респонденах (например, пол, возраст, профессия и т.д.);
4) заключительная часть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие в исследовании.
Второй вид опроса – интервьюирование (от англ. inter-view – беседа). Интервью – метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.
Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов; интервью ненаправленное (свободное), не регламентированное темой и формой беседы.
Следующий важный метод сбора информации – наблюдение. Это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих в определенных условиях. Различают включенное наблюдение, при котором исследователь получает информацию, будучи действительным участником изучаемой группы, и невключенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне группы.
Анализ документов – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. В качестве материала выступают официальные и неофициальные документы, дневники, письма, пресса, литература.
|
|
Разработаны методы качественного и количественного анализа документов.
Эксперимент – метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования.
Разработка программы исследования завершается составлением рабочего плана исследования, составляющего организационный раздел программ. Рабочий план содержит календарные сроки исследования (сетевой график), обеспечение материальными и людскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного исследования, методики сбора первичных данных, а также их анализ, интерпретацию и изложение результатов.