double arrow

Основная часть лекции. весенний семестр 2012 - 2013 учебного года, вторник 11.50-13.30

План лекции

Лекция №1

Отделения «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ» МБФ

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО БИОХИМИИ

для студентов 4 курса

весенний семестр 2012 - 2013 учебного года, вторник 11.50-13.30

Начало семестра 07.02.2012 Окончание семестра 05.06.2013

Продолжительность 17 недель.

Дата ТЕМА ЛЕКЦИИ
1. 12.02 Геном человека – десять лет спустя. Транскриптом, протеом, метаболом.
2. 19.02 Высокопроизводительное секвенирование – инструмент молекулярных наук о жизни (к.б.н. О.Е.Воронько)
3. 26.02 Пространственная структура генома человека и генная экспрессия.
4. 5.03 Регуляция экспрессии РНК. Проект ENCODE. Подход RNA-seq.
5. 12.03 Связывание факторов транскрипции в геноме. Подход ChIP-seq.
6. 19.03 Обзор популяционной геномики. Проект 1000 геномов.
7. 26.03 Понятие о микро-РНК и РНК-интерференции. Новые типы некодирующей РНК. Понятие об аптамерах и их использование в медицине.
8. 2.04 Контрольная работа №1
9. 9.04 Исход жизни млекопитающего: накопление амилоида или злокачественная опухоль.
10. 16.04 Понятие о геноме злокачественной опухоли. Проект «Cancer Genome» (к.б.н. М.А.Пятницкий)
11. 23.04 Принципы доказательной медицины для разработки персонализированной терапии злокачественных опухолей.
12. 30.04 Система убиквитина для утилизации белков в клетке и ее роль в патологии
  7.05 Посттрансляционные модификации белков и их значение в биологии клетки
14. 14.05 Введение в клеточную биологию (к.б.н. А.Ю.Лупатов)
15. 21.05 Введение в клеточные технологии (к.б.н. А.Ю.Лупатов)
16. 28.05 Контрольная работа №2
17. 4.06 Итоговая лекция, обсуждение интересующих вопросов по курсу лекций

Лектор: профессор С.А. Мошковский

Зав.кафедрой биохимии МБФ,

академик РАМН, профессор ____________________________ А.И.Арчаков

1 Тема лекции: мировой рынок международного туризма

1) основные черты и проблемы развития мирового туризма;

2) туризм как системный объект изучения;

3) определения международного туризма;

4) статистика международных туристских потоков.

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой в мировой экономике. Понятие туризм имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых туризмом считается временное перемещение людей из места, где они обычно проживают и работают в другое место. Под временным перемещением понимается период до 1 года. Во-вторых согласно международно статистике к иностранным туристам относятся лица посещающие другую страну (как минимум с одной ночевкой) с любой целью, кроме профессиональной деятельности оплачиваемой в этой стране.

В положении о лицензировании международной туристической деятельности установлено, что под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территорию РФ и направление туристов зарубеж.

ФЗ "Об основах туристической деятельности в РФ" гласит, что туризм это временный выезд граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, позновательных, спортивных, религиозных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельности в стране временного пребывания.

В настоящее время туризм классифицируется:

1) по целям:

маршрутно-позновательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный; деловой и конгресс туризм; курортный; лечебный; экологический; горнолыжный; охотничий и рыболовный; экологический; религиозный; шоп туризм; образовательный и т.д.

Насчитывается около 300 видов туризма

2) по степени мобильности:

· передвижной во время которого отдыхающие большую часть времени или постоянно находятся в пути, ночуя, в большинстве случаев, каждый раз на новом месте. Путешествие производится на транспортных средствах или пешком.

· стационарный, при котором отдыхающие большую часть времени или постоянно проживают на одном месте - на турбазе, в санатории, доме отдыха, и др., а также в частном секторе.

· смешанный.

3) по форме участия:

· индивидуальный тур - 1-2 человека. Организованный индивидуальный туризм (как правило, познавательный или потребительский) является очень дорогим, но в развитых странах достаточно распространен.

· групповой тур - до 100 и более человек.

· смешанный

4) по возрасту:

· зрелый;

· молодежный;

· детский;

· смешанный.

5) по продолжительности:

· однодневный (не требуется заботы о ночлеге);

· многодневный; (любой тур продолжительности более 3 дней);

· транзитный.


6) по использованию транспортных средств:

· автомобильный;

· ж-д;

· авиационный;

· водный;

· велосипедный;конный;

· комбинированный

7) по сезонности:

сезон; не сезон; межсезонье

8) по географии:

· межконтинентальный;

· международный;

· региональный;

· местный;

· пригроничный (в пределах города).

9) по способу передвижения:

· пешеходный;

· с использованием традиционных транспортных средств;

· с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).

Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.


Роль туризма в мировой экономике

В настоящие время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельных стран.
 В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:


1. Международный туризм - это источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.


2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.


3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.


4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.


Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений.

Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран специализирующихся на туристских услугах, в которых поступление от туризма превышает доходы от экспорта. К ним относятся наибольшее количество островных государств в зоне влажных субтропиков и тропиков (напр. Сейшеллы, Мальдивы, Марианские острова). У 45 стран поступления от туризма превышает 1/4 часть от объема экспорта, это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой, искл. составляют Австрия, Испания, Португалия, Франция и ряд других европейских стран.

Международные туристские расходы включают оплату не только проживания и транспорта до места отдыха, но и оплату продуктов и услуг, производимых жителями данной страны. Считается, что помимо расходов на поездку в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40 %, проживание - 30%, проезд внутри страны -8%, прочие расходы-22%.

Социально-экономические факторы развития туризма

Реализация тур продукта в условиях рынка может быть осуществлена при наличии спроса и предложения. На такого рода услуги, которые в свою очередь формируются при определении социально-экономических условий. Следует отметить, что факторы по разному влияют на выездной и въездной туризм. Факторы спроса:

1) Фактор политической и экономической стабильности региона или стран. Отсутствие стабильности резко снижает спрос на тур услуги даже если регион или конкретный город имеет высокую тур ценность.

2) Фактор экологии – неблагоприятная экология ситуация снижает спрос на тур услуги. Загрязнение воздуха и воды или повышенная степень радиационной опасности отпугивает потенциальных клиентов.

3) Фактор безопасности – криминальная ситуация снижает поток туристов, но в тоже врем увеличивается поток отъезда из данного региона в другие.

4) Бюджет семьи – доход во многом определяет возможности путешествия. Во многих странах на туризм тратится до 40% дохода семьи. В основном это туристы – представители среднего класса и их доходы позволяют 2-3 раза в год выезжать в тур поездки. В нашей стране средний класс еще не сформирован. Путешествия для большинства россиян сегодня это большой расход, который может позволить путешествовать 1 раз в год, сократив при этом до минимума другие потребности.

5) Фактор моды – мода как социально-культурное явление во многом зависит от социально-экономической и политической ситуации. Она формирует потребности, увеличивает или снижает спрос на тур услуги в определенные сезоны и конкретные регионы. Прогнозирование моды и определения направления размеров тур потоков сегодня становится актуальной задачей.

6) Фактор регионального и профессионального разделения труда – для сельских жителей самое напряженное время труда – лето, зима – время отдыха. Сельские жители для отдыха в основном выбирают крупные года. Городские жители отдыхают летом, выбирают поездку поближе к природе или место особой тур привлекательности.

7) Фактор культурного уровня туристов – чем он выше, тем выше запросы на познавательные туры. При этом комфорт не является приоритетом при выборе места путешествия. Этот фактор воздействует на тур потоки именно в России.

8) Фактор урбанизации – рост городов и городского населения влияет на увеличение тур потоков. Горожанин живет интенсивнее и темп его жизни во много связан с размером город. Чем больше город, тем больше усталости и необходимости в восстановлении сил в тур поездке.

Анализируя фактор спроса можно уверенностью сказать, что спрос на тур услуги в нашей стране не достаточно высок и со стороны иностранных туристов, и со стороны россиян. В последние годы работает лишь фактор урбанизации, т. к. горожане независимо от доходов стараются выехать из города на время отпуска. Второй работающий фактор – культурный уровень, чем он выше, тем выше познавательные потребности, которые могут удовлетворяться по средством путешествий. При этом человек может минимизировать затраты на удовлетворение других потребностей. Спрос россиян на тур услуги направлены на выезд в другие страны. Спрос же на въездной туризм в Россию незначителен.

Факторы предложения:

1) Тур ресурсы – совокупность природных и искусственно созданных объектов пригодных для создания тур объекта. Тур ресурсы определяют формирование тур бизнеса в том или ином регионе. К ним относятся: климат, ландшафт и др.; архитектурные и исторические памятники; инфраструктура (дороги, транспорт, отели, рестораны и пр. предприятия обслуживающие туристов). Этот фактор в России реализуются не в полной мере, инфраструктура развита недостаточно.

2) Организация тур бизнеса – во всем мире тур предприятия делятся на ТО и ТА. ТО – производят, ТА – продают тур услуги. ТО – это предприятия относятся к среднему бизнесу, иногда владеющие отелями и транспортом, а ТА – это предприятия малого бизнеса, имеющие в штате 5-10 работников. ТО имеют возможность варьировать тур услуги. С этой целью они закрепляют договор с гостиницами, транспортными предприятиями, экскурсионными бюро, музеями и т. д. По запросам туристов они формируют тур услуги, а ТА знают тур рынок потребителей.

3) Обеспеченность профессиональными кадрами – подготовка проф менеджеров являются традиционным для многих стран. В России таких специалистов почти не готовят и в этой работают представители иных профессий, что не способствует успешному развитию туризма в России. Современные тур организации «заставили» многие вузы начать подготовку проф кадров.

4) Тур предложения на тур услуги в настоящее время превышает спрос. К сожалению в современной государственная политика в области туризма не стимулирует увеличение спроса на въездной туризм. Именно поэтому влияние туризма на экономику РФ пока не значительна. В основном, отсутствие реальных инвестиций, низкий уровень сервиса и дефицит квалифицированных кадров.

Развитие международного туризма

Современный международный туризм пребывает в состоянии «выхода из мирового финансового кризиса». Фактор неизвестности остается силён, туристы не хотят лежать на давно знакомых пляжах и выбирают оригинальные экстремальные или просто нестандартные туристические маршруты, чтобы получить новые эмоции. На сегодняшний день туризм является основой стиля жизни. Факторы развития международного туризма напрямую зависят от политической, экономической и социальной ситуации в мире. Мирное существование является залогом развития туризма и увеличения количества путешествий: если жизни человека что-то угрожает, человек выберет другое направление (напр. Греция в 2010 году немногие туристы осмелились посетить страну из-за кризиса, в котором сейчас она пребывает, или в Таиланда расправа с оппозиционерами наделала много шума).

По состоянию на 2011-й год определяющие факторы развития международного туризма выглядят следующим образом: экономическая стабильность и финансовые ресурсы, которыми обладает потенциальный турист; безопасность туриста в отдельно взятом регионе; степень развитости туристической инфраструктуры в регионе, природные катаклизмы (стихийно меняют туристические приоритеты, заставляя отказываться от выбранных ранее направлений), политическая стабильность региона.

Особенности международного туризма сегодня заключаются в перераспределении туристических потоков, желании людей открывать новые страны и получать новые впечатления. Мировой рынок международного туризма сегодня характеризуется усилением «власти» клиента, он ориентирован на то, чтобы исполнять любые прихоти туриста. Обычный «пляжный» отдых прискучил большинству тех людей, которые уже побывали на всех морях и изучили Европу. Поэтому в последнее время набирают популярность приключенческие туры и оригинальные туристические продукты вроде орнитологических туров или имитационных туров (напр. «Бурлаки на Волге», повторить путь Индианы Джонса, желает обучиться искусству тореадора или после прочтения книги «Код да Винчи» совершить тематическую экскурсию по Франции).

Основные направления международного туризма сегодня ориентированы на Европу, Азию и Китай. Несмотря на то, что большинство европейцев предпочитают путешествовать по Европе, а большинство американцев – в рамках своей страны (в крайнем случае – своего континента), россияне сегодня выбирают Бали, Таиланд и прочие популярные азиатские курорты, а также по-прежнему сверх популярны Турция, Египет и Кипр: количество желающих улететь туда на отдых туристов не уменьшается. Однако сегодня интерес европейцев к Азии растёт: количество туристов, путешествующих в этом регионе, увеличиваются (хотя и достаточно медленно). Направления международного туризма также демонстрируют отличную динамику выездного туризма Японии: японские туристов буквально наводняют европейские города. Европа, долгие годы занимавшая лидирующую позицию по количеству принимаемых туристов, впервые начинает постепенно сдавать свои позиции ведущего туристического региона. Последние годы отмечены, возрастанием интереса к странам Азиатско-Тихоокеанского региона или популярные курорты Африки (Египет, Тунис, Марокко), также Ближнего Востока (напр. стабильность Иордании или отмена виз между Россией и Израилем способствуют увеличению спроса на эти страны) Всё больше государств делают выбор в пользу отмены виз или облегчения визового режима (например, 12 мая 2010 было подписано соглашение об отмене виз между Турцией и Россией, что будет способствовать увеличению туристического потока). Последнее время стабильную динамику демонстрирует Китай, как ожидается, к 2020 году станет лидером мировой туристической индустрии. Европа теряет свои позиции как из-за капризов природы (весной 2011 года извержение вулкана в Исландии), так и из-за дороговизны туризма в странах северной Европы и старения туристических объектов южной Европы. Основные туристические потоки в Европе сегодня направлены в основном на южные побережья Испании, Италии и Франции – «пляжный» отдых в этих странах традиционно пользуется популярностью у тех, кто не любит длительные перелёты или боится азиатских болезней и непривычного климата.

По мнению специалистов ВТО, будущее за событийным и приключенческим туризмом, а также экологическим туризмом: туристы осознают хрупкость природных ресурсов и необходимость их защиты. Также не сдаёт своих позиций «пляжный» туризм, поскольку традиционно туристический поток движется с севера на юг, и множество людей делают выбор в пользу спокойного семейного отдыха на море.

ТОП-10 направлений туризма 2012 от британского туристского путеводителя Lonely Planet:

1. Уганда

2. Бирма

3. Украина

4. Иордания

5. Дания

6. Бутан

7. Куба

8. Новая Каледония

9. Тайвань

10. Швейцария

Тенденции развития мирового туризма

На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования "Tourism: 2020 Vision" провозглашены пять перспективных туристских направлений XXI в:
– Круизный туризм. Безопасность речного и морского транспорта значительно превышает безопасность путешествия другими видами транспорта. К тому же туристов привлекает разнообразие маршрутов и возможность посмотреть на «достопримечательности» с оригинального ракурса.

· Экологический туризм. Главная цель экотуризма - сохранение окружающей среды. Можно организовывать как тематические ознакомительные туры для любителей экотуризма, так и туры для отдыхающих на курортах, с посещением национальных заповедников. Часть доходов от экотуризма направляется на финансирование проектов по охране природы.
С каждым годом природные заповедники во всех уголках земного шара предоставляют потенциальным туристам всё больше и больше «экзотических» возможностей. Одни из самых популярных экологических «развлечений» – ухаживать за пандами или оберегать от хищных птиц детенышей черепах, которые ползут к океану. Более романтического отдыха и придумать невозможно.

· Тематический туризм. Под этим термином подразумевается интерес к определённым природным или климатическим явлениям, архитектурным памятникам. Популярность тематических парков возрастает с каждым годом.

· Культурно-познавательный туризм. Этот вид туризма уже много лет не теряет своей популярности, однако вектор туристического интереса смещается из Европы в Азию.

· Приключенческий туризм. Спрос рождает предложение: сегодня туристические агентства по всему миру предлагают самые невероятные туры, например, путешествия на подводной лодке с прозрачным корпусом, покорение самых высоких горных вершин мира, спуск в самые глубокие пещеры ит.д.

Эти основные тенденции развития туризма демонстрируют интерес людей к нестандартным маршрутам и новым впечатлениям и эмоциям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: