Использование финансов для регулирования экономики и стимулирования производства

Денежно-кредитная система.

Денежно-кредитные отношения занимают особое место в системе рыночных отношений. Без денег и кредита рыночной экономики не существует. Денежно-кредитные отношения – основа всех рыночных связей. Это особые отношения, функционирование которых оказывает решающее влияние на требования законов спроса и предложения.

В условиях рыночной экономики продукция производится как товар, т. е. не для собственного потребления, а для продажи, которая не может осуществляться без денег.

Выполняя уже рассмотренные ранее функции, деньги и кредит способствуют развитию экономики, повышению её эффективности.

Денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение её функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Именно поэтому она находится под жёстким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого её состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

Наиболее распространёнными методами воздействия государства на деньги и кредит, составляющие суть денежно-кредитной политики, являются следующие:

1. операции на открытом рынке;

2. изменение резервной нормы;

3. изменение учётной ставки.

Для достижения скоординированного функционирования всех элементов экономической системы необходимо регулирование. Под регулированием понимается воздействие на систему, обеспечивающее поддержание её жизнеспособности и развития в желаемом направлении. Финансы представляют собой весьма эффективное орудие экономического регулирования, особенно в экономике рыночного типа.

Для рыночной экономики характерно саморегулирование, которое характеризуется тем, что методы формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства вырабатываются и используются сами участниками производства. Но для саморегулирования необходимо дать свободу субъектам хозяйствования, чтобы при выборе своих партнёров и различных форм взаимоотношений с ними, а также распоряжению доходами, они могли проявлять самостоятельность. В значительной мере саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, который влияя на спрос, предложение, цены воздействует и на финансы. Наличие финансового рынка, т.е. рынка валюты и ценных бумаг, создаёт возможность быстрого перераспределения финансовых ресурсов между различными сферами, секторами, звеньями экономики. Но одного саморегулирования недостаточно для достижения финансовой устойчивости, сбалансированности и пропорциональности. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монопольные, региональные, отраслевые и групповые интересы, которые проявляют стремление изменить распределение в свою пользу.

Рыночный механизм не в состоянии в полной мере обеспечить перераспределение средств так, чтобы они соответствовали целям и задачам всего государства и общества. В кризисных ситуациях рынок особенно ослабляет своё влияние на стабилизацию экономики. В этих условиях необходимо усиливать государственные методы финансового регулирования, в разумных пределах осуществлять государственное вмешательство в экономику и проводить жёсткую финансовую политику. Такое вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной, амортизационной политики, деятельности различных государственных структур. Однако такое вмешательство государства в экономику имеет объективно обусловленные границы, определённые пределы. Чрезмерное вмешательство ослабляет экономические стимулы, снижает эффективность производства и препятствует саморегулированию.

В регулировании экономики важную роль играют финансы предприятий, страхование, государственный бюджет, внебюджетные фонды. К числу главных инструментов регулирования относятся финансы предприятий. Здесь происходит регулирование воспроизводственной структуры, обеспечивается финансирование потребностей хозяйства, происходит расчленение доходов на фонд потребления и фонд накопления, осуществляется финансовое воздействие на трудовые ресурсы.

Финансы используются также и как инструмент экономического стимулирования.

Финансовое стимулирование – важный метод регулирования пропорций в производстве и распределении общественного продукта.

Финансовые стимулы должны воздействовать на развитие производства, повышение его эффективности. Такими стимулами являются: рациональное направление инвестиционных средств, создание поощрительных фондов, использование бюджетных средств, установление финансовых льгот или применение финансовых санкций.

4. Сущность финансовой политики. ствуют монопольные, региональные, отраслевые и групповые интересы, которые. т.ольнуюх проблем работников; 2) ов потребления и накопления в целях обеспечения непрерывности процесса производства и решени

Для реализации целей, соответствующих общественным потребностям и интересам, государством осуществляется финансовая политика. Финансовая политика – это искусство перераспределять финансовые ресурсы в интересах создания условий для увеличения базы распределения, т.е. искусство управления финансами.

Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, под которым понимают формы и способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые применяются с целью создания условий, благоприятствующих экономическому развитию. Финансовый механизм представляет неотъемлемую составную часть общего экономического механизма, системы управления экономикой. В структуре финансового механизма выделяют два уровня, образующие механизм финансов предприятий и механизм функционирования государственных финансов.

Для осуществления финансовой политики необходимы разработка и использование юридических норм, законов, постановлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила организации финансовых связей, защищают экономические интересы государства, предприятий и отдельных граждан.

Соблюдение финансового законодательства способствует поддержанию финансовой дисциплины, позволяет проводить согласованные действия во всех сферах финансовой деятельности.

На этапе перехода к рыночной экономике финансовое законодательство, регулирующее финансовую деятельность, страдает незавершённостью, внутренней противоречивостью, что сдерживает хозяйственную инициативу и мешает скорейшей мобилизации имеющихся ресурсов для развития производства, для укрепления доходов государства и обеспечения денежными ресурсами каждого предприятия.

Искусство управления финансами состоит в выборе наиболее эффективного метода с целью быстрейшего решения поставленной задачи. Объектами управления финансами являются разнообразные виды финансовых отношений, таких как финансы предприятий, страхование, государственные финансы, а в качестве субъектов выступают организационные структуры, осуществляющие управление, т.е. финансовые службы, страховые и финансовые органы, налоговые инспекции, которые в совокупности образуют финансовый аппарат.

В управлении финансами используются планирование, оперативное регулирование, учёт и контроль.

Планирование финансов ставит перед собой задачу установления будущего их состояния и поэтапного распределения и использования. В процессе планирования оценивается состояние финансов предприятия, выявляются возможности изменения структуры и объёма финансовых ресурсов и определяется рациональное направление их использования. Для принятия обоснованных управленческих решений посредством планирования необходимо опираться на экономический анализ и прогнозирование будущего состояния финансов.

Оперативное регулирование представляет собой те меры, которые принимаются для эффективного применения имеющихся финансовых ресурсов с тем, чтобы получить желаемые результаты.

Учёт и контроль в качестве элементов управления используются как в процессе планирования, так и в процессе оперативного регулирования и позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути эффективного хозяйствования. Для чёткого и полного осуществления финансовой политики важно развивать и полнее использовать финансовое планирование. Финансовые планы составляют все звенья хозяйства. В этих планах определяются доходы и расходы на предстоящий период, осуществляется детальная взаимоувязка финансовых и кредитных ресурсов.

Предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов, а те, кто осуществляет некоммерческую деятельность, составляют сметы.

Рыночная экономика не отвергает планирования, поскольку план есть составная часть единого процесса принятия управленческих решений. Но в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации выступает рынок с присущим ему механизмом, в котором шире, полнее используются экономические формы и методы хозяйствования. Планирование в рыночной экономике осуществляется более гибко, более манёвренно и во многом ориентируется на прогнозы и программы. Т.обр., финансовое планирование в условиях рынка приобрело новые черты, связанные с возникновением иных экономических условий.

Развитие финансового рынка должно происходить на основе таких прогрессивных способов привлечения временно свободных денежных ресурсов предприятий и населения, которые создают заинтересованность в аккумулировании этих средств на определённом уровне с тем, чтобы они были использованы с высокой отдачей там, где в них наиболее остро нуждаются.

Контрольные вопросы:

1. В чём суть финансов?

2. Что включают в себя финансовые отношения?

3. Какова роль денежно-кредитной системы в жизни общества?

4. Каковы методы воздействия государства на деньги и кредит?

5. В чём суть саморегулирования в рыночной экономике?

6. Почему необходимо вмешательство государства в регулирование рыночной экономики?

7. Какова роль финансов предприятий в регулировании экономики?

8. Что такое финансовый механизм?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: