Международные железнодорожные перевозки

Вопросы железнодорожных перевозок регулируются прежде всего Конвенцией о международных железнодорожных перевозках 1980 г. Эта Конвенция объединила тексты Бернской конвенции о железнодорожной перевозке грузов 1890 г. и Бернской конвенции о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа. Конвенция уста­навливает правила перевозки грузов и пассажиров железнодорож­ным транспортом, условия платежей и страхования грузов в пути, ответственность железных дорог, порядок предъявления претензий и исков.В отношениях РФ со странами Восточной Европы действует Со­глашение о международном грузовом сообщении (СМГС).

В течение длительного времени наиболее важными соглашениями в области железнодорожного транспорта были Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров (сокращенно -- МГК (или СИМ) и МПК(или СИВ). В 1966 году было заключено Дополнительное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевозках пассажиров. В 1980 голу на конференции по пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). В нем участвуют 38 государств (большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки).
КОТИФ объединяет международно - правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 года в едином основном соглашении, к которому имеются два приложения (А и В), содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях международных железнодо-рожных перевозок. Приложение А, определяющее условия перевозок пассажиров, получило наименование Единые правила МПК. Приложение В содержит условия перевозок грузов, оно названо Единые правила МГК.
Единые правила МГК действуют только в отношении перевозок по определенным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами. Предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам КОТИФ общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скорости 400 км, а для грузов малой скорости -- 300 км в сутки. Вместе с тем за железными дорогами сохранено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, и также дополнительные сроки при возникновении существенных затруднений в перевозках и других особых обстоятельств.
В области железнодорожных перевозок для предприятий особое значение имеет Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), участниками которого являются Россия, страны Восточной Европы, Монголия, Китай, КНДР и Вьетнам. Это Соглашение действует в редакции 1992 года и определяет порядок приема грузов к перевозке и условия его доставки и выдачи грузополучателям.
Внешнеторговые грузы в страны -- участницы соглашения отправляются на основании международной накладной, составленной по правилам, действующим в стране отправления. Но СМГС вводит к ним ряд дополнений, касающихся маркировки груза и оформления транспортных документов. В стране назначения груз выдается в соответствии с национальными правилами этой страны, однако и в этом случае СМГС содержит ряд дополнительных предписаний, в частности, специальные правила о порядке составления коммерческих актов при выявлении несохранности груза.
Ответственность железных дорог за несохранность принятого к перевозке груза наступает при наличии вины, которая предполагается. Однако при особых обстоятельствах (исправность перевозочных средств, сопровождение груза проводником грузовладельца и др.) вина железных дорог должна быть доказана грузовладельцем. Возмещение за несохранный внешнеторговый груз выплачивается в пределах его действительной стоимости, которая определяется на основании внешнеторговой цены (при ответственности иностранных дорог) или же внутренней цены (при ответственности отечественных дорог).
В ходе сотрудничества в области железнодорожного транспорта государств, входивших ранее в СССР, был заключен ряд соглашений. Отметим, в частности. Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 г. и Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров от 12 марта 1993 г. Эти соглашения действуют для стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
Было также заключено Соглашение о сотрудничестве в области технического переоснащения и обновления железнодорожного подвижного состава от 9 сентября 1994 г. (участвует 12 государств, в том числе РФ).

Правила перевозок железнодорожным транспортом гру-зов в универсальных контейнерах Утверждены прика-зом МПС России
от 19 июня 2003 г. N 30

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 N 2, ст. 170), (далее - Устав) и регулируют порядок и условия перевозок железнодорожным транспортом тарных и штучных грузов в универсальных контейнерах в прямом железнодорожном сообщении и непрямом международном сообщении.
Перевозка грузов в универсальных контей-нерах в прямом международном сообщении регулируется соответствующими международными договорами Российской Федерации.
Перевозка грузов в универсальных контейнерах в прямом смешанном сообщении регулируется правилами перево-зок грузов в прямом смешанном сообщении.
Перевозка в универсальных контейне-рах грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируется правилами оказания услуг по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, ут-верждаемыми в соответствии со статьей 3 Устава, и настоящими Правила-ми.
2. Универсальный контейнер (далее - контейнер) - унифицированная грузовая единица, предназначенная для пере-возки тарных и штучных грузов, представляющая собой стандартизированную по максимальной массе брутто, габаритным размерам конструкцию, снабжен-ную стандартизированными по форме, содержанию, месту размещения надпи-сями, табличками и оборудованную приспособлениями для закрепления на раз-личных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Контейнер относится к транспортному оборудованию.
3. Контейнеры подразделяются на среднетоннажные и крупнотоннажные.
3.1. Среднетоннажный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто, равной или большей 3 тонн, но меньшей 10 тонн.
3.2. Крупнотоннажный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто равной 10 тоннам и более.
4. На каждый контейнер должна быть нанесена маркировка:
4.1. На среднетоннажный контейнер - маркировочный номер в соответствии со схемой, приведенной в приложении N1 к настоящим Правилам, максимальная масса контейнера брутто, масса тары контейнера и внутренний объем;
4.2. На крупнотоннажный контейнер - мар-кировочный номер в соответствии со схемой, приведенной в приложении N1 к настоящим Правилам; максимальная масса контейнера брутто и масса тары контейнера.
На каждый крупнотоннажный контей-нер прикрепляется табличка о допущении контейнера к эксплуатации по усло-виям безопасности, форма которой приведена в приложении N2 к настоящим Правилам, которая подтверждает соответствие крупнотоннажного контейнера требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам, и таб-личка о допущении перевозок грузов под таможенными печатями и пломбами, форма которой приведена в приложении N3 к настоящим Правилам, которая подтверждает соответствие крупнотоннажного контейнера требованиям Тамо-женной конвенции, касающейся контейнеров, и обязательна при перевозке гру-зов в крупнотоннажных контейнерах в международном сообщении. Право на прикрепление к крупнотоннажным контейнерам указанных табличек подтвер-ждается соответствующими свидетельствами о допущении, выдаваемыми в Российской Федерации - Российским морским регистром судоходства, в других государствах - соответствующими управомоченными организациями.
4.3. Ответственность перед перевозчи-ком за соблюдение требований, относящихся к маркировке контейнера, несет его владелец. При отсутствии надлежащей маркировки контейнеры к перевозке не принимаются.
5. Перечень, предельные сроки и усло-вия перевозок скоропортящихся грузов в контейнерах устанавливаются прави-лами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.
6. Перечень и условия перевозок опас-ных грузов в контейнерах устанавливаются правилами перевозок железнодо-рожным транспортом опасных грузов.
7. Грузы, имеющие отвратительный за-пах, загрязняющие внутренние поверхности контейнера, к перевозке не допус-каются за исключением случаев, если тара и упаковка этих грузов позволяет исключить проявление указанных негативных свойств грузов.
Грузы в промасленном состоянии без упаковки (например, запасные части, метизы) допускаются к перевозке в кон-тейнерах только в плотной бумаге при условии обеспечения застилки предо-храняющим материалом пола контейнера и пространства между стенами кон-тейнера и грузом, а также других мер предохранения внутренней поверхности контейнера от загрязнения и механического повреждения.
Жидкие грузы допускаются к перевозке в контейнерах преимущественно в небьющейся таре (бочках, бидонах, канист-рах, пластиковых емкостях). Жидкие грузы, перевозимые в стеклянной таре, должны быть упакованы в картонные коробки, обрешетку или другую упаков-ку. При этом потребительская и транспортная тара должна соответствовать требованиям стандартов и технических условий.
8. Перевозка в контейнерах грузов, свойства или условия перевозок которых не предусмотрены правилами перево-зок грузов железнодорожным транспортом, может быть разрешена только по договору между перевозчиком и грузоотправителем, грузополучателем на осо-бых условиях в соответствии со статьей 8 Устава.
9. Перевозка в контейнерах грузов мел-кими отправками регулируется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом мелкими отправками.
10. Перевозка грузов в контейнерах производится между железнодорожными станциями, открытыми для операций с контейнерами соответствующей максимальной массы брутто, указанными в соответствующем тарифном руководстве. Перевозка грузов в контейнерах с участием железнодорожных станций, не открытых для операций с контейнера-ми, может производиться при наличии соответствующего договора между гру-зоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком.
11. Транспортная железнодорожная на-кладная (далее - накладная) на перевозку грузов в контейнере заполняется в со-ответствии с правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом с особенностями, указанными в прило-жении N4 к настоящим Правилам.
12. Перевозки грузов в контейнерах оформляются одной из следующих форм накладной:
12.1. Лист 1 накладной - на бланке формы ГУ-27в, листы 2-4 накладной машинопечатной формой ГУ-29у-ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем на каждый груженый контейнер, а также порожний контейнер, не принадлежащий перевозчику или арендованный у не-го, и передается перевозчику для дальнейшего заполнения. Листы 2-4 заполня-ются перевозчиком компьютерным способом на основании данных листа 1;
12.2. Листы 1-4 накладной - на блан-ках формы ГУ-29к. Листы 1-4 накладной заполняются грузоотправителем на каждый груженый контейнер, а также порожний контейнер, не принадлежащий перевозчику или арендованный у него, и передаются перевозчику для дальней-шего оформления. Форма листов 1-4 накладной позволяет с помощью копиро-вальной бумаги производить заполнение идентично расположенных граф;
12.3 Лист 1 накладной - машинопе-чатной формой ГУ-27у-ВЦ, листы 2-4 накладной машинопечатной формой ГУ-29у-ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем компьютерным способом на каждый груженый контейнер, а также порожний контейнер, не принадлежащий перевозчику или арендованный у него, и передается перевозчику для дальней-шего оформления, а также для формирования компьютерным способом на его основе листов 2-4 накладной.
12.4. Формы перевозочных документов, приведенные в приложении N4 к настоящим Правилам, являются едиными для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
13 Выделение контейнеров под перевозку груза и прием контейнеров к перевозке производится в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и настоящими Правилами.
14. В соответствии со статьей 21 Уста-ва погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего и необщего пользования обеспечиваются грузоотправителями, грузопо-лучателями.
15. В соответствии со статьей 23 Уста-ва погрузка грузов в контейнеры осуществляется исходя из технических норм погрузки, установленных МПС России.
Масса одного места груза, загружаемо-го в крупнотоннажный контейнер, не должна превышать 1500 кг, а загружаемо-го в среднетоннажный контейнер - 1000 кг. Допускается загрузка в контейнер грузов с массой одного места, превышающей установленную в настоящем пункте, при условии обеспечения грузоотправителем требований технических условий размещения и крепления грузов.
Масса груза в контейнере, определяе-мая как сумма масс брутто каждого грузового места, не должна превышать раз-ности между максимальной массой брутто контейнера и массой тары контейне-ра, указанными на двери контейнера.
16. Загруженные контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами (далее - ЗПУ) в порядке, установленном правилами пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
17. Порожние контейнеры должны быть опломбированы ЗПУ или закрутками в порядке, установленном правила-ми пломбирования вагонов и контейнеров при перевозке грузов железнодорож-ным транспортом, если иное не предусмотрено правилами перевозок конкрет-ных родов грузов железнодорожным транспортом.
18. Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах об-щего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузоотправителей (грузополучателей). В местах необщего пользования выполнение этих опера-ций обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями.
19. Размещение и крепление контейне-ров на железнодорожном подвижном составе осуществляется в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов.
20. Перевозка порожних контейнеров, принадлежащих перевозчику, может оформляться им одной накладной с при-ложением описи контейнеров, форма которой приведена в приложении N5 к настоящим Правилам.
В накладной в графе "Наименование груза" указывается "В ремонт, комплект контейнеров, опись прилагается" или "В регулировку, комплект контейнеров, опись прилагается"; в графе "Количе-ство мест" указывается количество контейнеров, указанных в описи; в графе "Масса тары контейнера" указывается суммарная масса тары контейнеров, ука-занных в описи.
21. При отправлении с мест необщего пользования комплекта (нескольких) контейнеров, загруженных грузом одной позиции номенклатуры грузов, от одного грузоотправителя в адрес одного гру-зополучателя в места необщего пользования допускается оформление одной накладной на комплект контейнеров с приложением к ней описи контейне-ров.
В накладной в графе под наименовани-ем груза указывается "Комплект контейнеров, опись прилагается"; в графе "Масса брутто контейнера" указывается суммарная масса брутто контейнеров по описи.
22. При отправлении с мест необщего пользования комплекта порожних контейнеров, не принадлежащих перевозчи-ку или арендованных у него, от одного грузоотправителя в адрес одного грузо-получателя в места необщего пользования допускается оформление одной на-кладной на комплект контейнеров с приложением к ней описи контейне-ров.
В накладной в графе "Наименование груза" указывается "Комплект порожних контейнеров, опись прилагается"; в графе "Масса брутто контейнера" указывается суммарная масса тары контейне-ров по описи.
23. При отправлении с мест общего пользования комплекта крупнотоннажных контейнеров, загруженных грузом одной позиции номенклатуры грузов, от одного грузоотправителя в адрес одно-го грузополучателя в места необщего пользования допускается оформление од-ной накладной на комплект контейнеров с приложением к ней описи контейне-ров.
При этом завоз контейнеров для фор-мирования комплекта обеспечивается грузоотправителем в течение суток. Пе-ревозчик производит окончательное оформление накладной при завозе послед-него контейнера. Отметки о завозе каждого контейнера проставляются перевоз-чиком в графе 4 "Отметки перевозчика" оборотной стороны накладной по фор-ме, предусмотренной в графе 2.
В накладной в графе под наименовани-ем груза указывается "Комплект контейнеров, опись прилагается"; в графе "Масса брутто контейнера" указывается суммарная масса брутто контейнера по описи.
24. Контейнеры, прибывшие на стан-цию назначения, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся в порядке, предусмотренном правилами хранения грузов в местах об-щего пользования железнодорожных станций.
25. Выдача контейнеров на станции на-значения производится в соответствии с правилами выдачи грузов на железно-дорожном транспорте.
26. Очистка контейнеров, принадлежа-щих перевозчику, после выгрузки обеспечивается грузополучателем. При не-выполнении грузополучателем требований по очистке контейнера, установлен-ных со статьей 44 Устава, перевозчик имеет право не принимать от грузоотпра-вителя контейнеры до выполнения указанных требований.
27. Вывоз с мест общего пользования прибывших в адрес грузополучателя либо предназначенных для загрузки от-правителем контейнеров, принадлежащих перевозчику, регулируется условия-ми договора между перевозчиком и соответственно грузополучателем, грузоот-правителем либо уполномоченными лицами.
28. Вывоз или завоз груженых и по-рожних контейнеров автотранспортом на места общего и необщего пользова-ния, а также грузов из контейнеров производится в соответствии с правилами приема и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
29. Прием контейнеров к пере-возке в местах общего пользования назначением в места необщего пользования допускается при наличии технической или технологической возможности осу-ществления такой перевозки.
30. За время нахождения контейнеров, принадлежащих перевозчику, у грузоотправителей, грузополучателей и вла-дельцев железнодорожных путей необщего пользования в соответствии со Ус-тавом перевозчик взимает плату за пользование контейнерами или штраф, ко-торые начисляются на основании сведений:
приемо-сдаточных актов при выдаче контейнеров в местах общего пользования или вывозе контейнеров автотранс-портом с мест необщего пользования;
памяток приемосдатчика при передаче вагонов с контейнерами в места необщего пользования.
31. В соответствии со статьей 104 Ус-тава при повреждении или утрате предоставленных контейнеров грузоотправи-телем, грузополучателем обязаны их отремонтировать либо возместить пере-возчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или ут-раченных.
В соответствии со статьей 105 Устава при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправите-лям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам контейне-ров перевозчик такие контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу контейнера стоимость ремонта или фактическую стоимость повреж-денных или утраченных контейнеров. Кроме того, перевозчик возмещает убыт-ки, понесенные владельцами контейнеров вследствие их повреждения или ут-раты.
32. В соответствии со статьей 99 Устава в случае использования контейнеров для перевозок грузов без согласия их владель-цев перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, иные юридические лица, инди-видуальные предприниматели (в том числе на праве аренды) уплачивают в десяти-кратном размере штраф установленный статьей 101 Устава.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: