Перевозка грузов автомобильным транспортом

Международная перевозка грузов автомобильным транспортом - основное направление деятельности компании «Гринпасс Лоджистикс». Сотрудники компании обладают богатым опытом в перевозках грузов из Европейских стран в Россию. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом соблюдаются безукоризненно, поэтому Вы можете быть уверенны, что Ваш груз будет доставлен по месту назначения в целости и сохранности. Международные перевозки автотранспортом являются нашим основным направлением деятельности. У нас накоплен огромный опыт и мы знаем как лучше осуществить международные перевозки грузов автомобильным транспортом. В нашем парке есть любой подвижной состав:Тенты 82-92 м3;Сцепки 120 м3;Меги 100 м3;Тралы;Площадки;

Перевозка грузов автомобильным транспортом - это наиболее быстрый у удобный способ транспортировки товаров, импорта или экспорта продукции. Международные перевозки автотранспортом составляют порядка 60%, что значительно больше авиаперевозок. Главное удобство доставки грузов еврофурами и другими грузовыми автомобилями заключается в их мобильности. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривает, что Вы можете доставить товар непосредственно с территории завода покупателю в место реализации продукции. Т.е. прорабатывается один маршрут следования транспорта, что значительно экономит расходы, и в конечном итоге, снижает итоговую стоимость продукта. Это, в свою очередь, - Ваше конкурентное преимущество.

Правила международных автомобильных перевозок грузов урегу­лированы многосторонней Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г. (Россия участвует), а также дву­сторонними соглашениями о международном автомобильном сооб­щении (их несколько десятков).

Конвенция 1956 г. применяется к договорам дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по край­ней мере одна является участницей Конвенции.

Необходимо учитывать, что применение Конвенции не зависит от места жительства и гражданства или государственной принадлежнос­ти заключающих договор сторон.

Конвенция определяет лица, за которые несет ответственность перевозчик, порядок заключения и изменения договора перевозки, требования, предъявляемые к накладной, порядок приемки и пере­дачи грузов, ответственность перевозчика, предъявление претензий и исков, правила перевозки несколькими перевозчиками.

В настоящее время международные грузоперевозки автомобильным транспортом предлагают десятки компаний-перевозчиков. Однако немногие из них знают нормы, с помощью которых осуществляется безопасная транспортировка грузов. Итак, давайте ознакомимся с основными правилами международных перевозок автомобильным транспортом.

Для осуществления транспортировки грузов автомобильным транспортом компания-заказчик заключает договор на грузоперевозки с автотранспортным предприятием, которое предлагает такие услуги и имеет соответствующую лицензию на осуществление деятельности. Договор обычно заключается сроком на один год. Таким образом, например, заказывая грузоперевозку оборудования makita или bosch, вам необходимо обязательно заключать договор на грузоперевозки.

В случае если автотранспортное предприятие заключило годовой договор с утвержденным планом перевозок, оно должно выполнять правила приема грузов. То есть при получении грузов грузоперевозчик предоставляет соответствующую заявку, которая составляется согласно годовому плану. Таким образом, если в годовом плане указано, что в первом квартале предприятие должно отгрузить пушки тепловые в количестве 40 тысяч единиц, значит, перевозчик не может без предварительного согласования принять большее количество данного изделия. Кроме того, при грузоперевозках тары и штучных грузов, заказчик должен предварительно промаркировать каждое грузовое место. Крупные поштучные грузы типа автомобилей и прицепов должны быть опломбированы.Важными моментами при грузоперевозках автомобильным транспортом являются погрузка и разгрузка грузов. Погрузка груза в автомобиль должна осуществляться заказчиком, который должен правильно закрепить, укрыть и привязать груз. За разгрузку груза отвечает грузополучатель, который собственноручно снимает с грузов крепления. Запомните, что водитель автомобиля автотранспортной компании, которая осуществляет грузоперевозки, не должен разгружать доставленный груз, ведь вся ответственность за правильную разгрузку лежит на грузополучателе. К примеру, грузоотправитель загрузил в транспортное средство бензопилы, компания-грузоперевозчик доставила их в указанное место, где их должны разгрузить. Вот на этом и заканчивается вся работа компании-грузоперевозчика, и грузополучатель не имеет права требовать от водителя автотранспортного средства, чтобы тот производил самостоятельную разгрузку.

На основании постановления ВС РФ от 3.03.93 г. N 4604-1 "О некоторых вопросах применениязаконодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" (с изменениями от 30.11.94г., 26.01.96 г., 19.03.97 г., 30.04.99 г., 7.03.01 г,, 26.11.01 г.) на территории Российской Федерации впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации кперевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспортаприменяется Устав автомобильноготранспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8.01.69 г. N 12 (далее - Устав).

Товарно-транспортная накладная

На основании положений Устава транспортные организации, заключив договор наперевозку, принимают на себя обязательства перевезти груз по заявке грузоотправителя грузополучателю в целости и сохранности за определенную договором плату. В случае отсутствия договора перевозка может осуществляться по разовым заявкам. В п. 47 Устава в качестве основного перевозочного документа указана товарно-транспортная накладная, которая составляется, как правило, в четырех экземплярах и по которой производится списание перевозимого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Товарно-транспортная накладная содержит все необходимые реквизиты для исчисления платы за работу перевозчика: наименование перевозчика, реквизиты транспортного средства, время прибытия под погрузку, маршрут следования, пробег и т.д., а также определяет и материальную ответственность перевозчика по цене и количеству груза, заявленным грузоотправителем. Именно этот документ подтверждает исполнение заключенного договора наперевозку грузов.

Международные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о договоремеждународной перевозки грузов (КДГТГ), составленной в Женеве в одном экземпляре 19.05.56 г. на английском и французском языках, причем оба текста являются равно аутентичными. В соответствии с требованиями КДПГ, участником которой является Российская Федерация, договоры на оказание услуг дорожной перевозки посредством автомобилей оформляются международными товарно-транспортными накладными (CMR) на весь маршрут следования от отправителя до получателя.

На основании ст. 4 КДПГ договор перевозки устанавливается именно накладной, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером (ст. 9 КДПГ). Как видим, международные правила и внутрироссийские положения одинаково удостоверяют для перевозчика статус товарно-транспортной накладной как договора. В отличие от документа, предусмотренного на территории нашей страны, CMR составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и транспортером, причем эти подписи могут быть напечатаны или заменены штемпелями отправителя или транспортера, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Бланки CMR должны быть изготовлены в типографии и заполняться на пишущей машинке (компьютере). При составлении CMR обязательно указывается предусмотренное место сдачи груза - таможенный терминал, что соответствует требованиям п.п. d п. 1 ст. 6 КДПГ.

В Перечне документов, которые должны находиться на транспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляться в соответствующих случаях для проверки, утвержденном главным государственным инспектором Российской Федерации 27.10.98 г., указано, что CMR и все прилагаемые к ним документы (отгрузочная спецификация, сертификат о качестве и т.д.) в соответствии с требованиями КДПГ составляются на русском языке и на одном из иностранных языков.

В п. 1 Обзора работы инспекций г. Москвы по возмещению НДС по экспортным операциям за 2002 г., направленного письмом УМ не России по г. Москве от 31.03.03 г. N 25-08/17810, установлена необходимость истребования документов, содержание которых изложено на государственном языке Российской Федерации, а именно товаросопроводительных, платежных документов. Судебная практика также признает, что банковский документ, подтверждающий поступление денежных средств за товар, должен быть составлен на русском языке (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.03 г. по делу N А19-3970/02-43-Ф02-159/03-С1, ФАС Северо-Западного округа от 21.04.03 г. по делу N А56-26549/02).

Заметим, что CMR не является первичным учетным документом для транспортнойорганизации. CMR не служит основанием для ведения каких-либо бухгалтерских записей (оприходование либо выбытие товара), получения выручки за этот товар, но служит основанием для получения выручки по международному договору перевозки. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Таким образом, для транспортной организации CMR имеет право на существование в ее оригинальном виде без построчного перевода. Кроме того, положения налогового законодательства не содержат требования перевода на русский язык документов, представляемых в налоговые органы в соответствии со ст. 165 НК РФ. В подтверждение этой точки зрения можно сослаться на судебные решения ФАС Северо-Западного округа от 14.04.04 г. по делу N А52/2795/2003/2 и от 3.03.04 г. по делу N А56-13087/03.

Доступ к международным перевозкам

К международным автомобильным перевозкам как коммерческого, так и некоммерческого характера допускаются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели.

Условиями допуска российского перевозчика к международным автомобильнымперевозкам являются (см. Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлениюмеждународных автомобильных перевозок, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.01 г. N 730): наличие лицензии наперевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области лицензирования; наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам; соответствие назначенных ответственных лиц квалификационным требованиям по организацииперевозок автомобильным транспортом в международном сообщении; устойчивоефинансовое положение; обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международнымавтомобильным перевозкам ему выдаются удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществлятьсямеждународные автомобильные перевозки. Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильнойперевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозкегрузов с применением книжек МДП от 14.11.75 г. (далее - Конвенция МДП).

Конвенция МДП касается перевозки грузов автомобильным транспортом с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления до таможни места назначения договаривающихся сторон. Положения Конвенции МДП применяются при условии, что перевозки гарантируются объединениями, признанными согласно требованиям Конвенции МДП, и производятся с применением книжки МДП.

Конвенцией МДП утверждены правила пользования книжкой МДП. Раздел А правил (пп. 1-3) предусматривает, что книжки МДП выписываются в стране, где держатель находится или имеет постоянное местопребывание. Книжка МДП печатается на французском языке, также на английском языке печатаются рубрики лицевой стороны обложки. Книжка МДП действительна до таможни места назначения до завершения операции МДП.

Напомним, что если требование к оформлению документов продиктовано общепринятыми нормами международного права, то их применение является обязательным для лиц как оформляющих данные договоры и документы, так и для должностных лиц органов государственного контроля за соблюдением законодательства, в том числе и налоговых служб.

Единственной организацией, которая уполномочена предоставлять российским перевозчикам допуск к системе МДП, является АСМАП как член Международного союзаавтомобильного транспорта, который объединяет автотранспортные ассоциации 70 стран мира. АСМАП -общественная ассоциация, предоставляющая своим членам возможность получения необходимых документов в соответствии с требованиями Конвенции МДП и осуществляющая контроль за исполнением требований и условий работы в рамках этой Конвенции, а также служащая гарантом для договаривающихся сторон надежности своих членов, которыми являются большинство российских перевозчиков, осуществляющихмеждународные автомобильные перевозки. Таким образом, для осуществлениямеждународных автомобильных перевозок перевозчик должен быть членом АСМАП, и на основании п. п. 29 п. 1 ст. 264 ПК РФ членские взносы (и иные обязательные платежи), уплачиваемые в АСМАП как в некоммерческую организацию, уплата которых является условием деятельности налогоплательщика, относятся к расходам при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и учитываются как прочие расходы, связанные спроизводством и реализацией.

Подтверждение ставки НДС 0%

На основании п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации работ по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемых российскими перевозчиками, применяется ставка НДС 0%.

Перечень документов, необходимых для представления в налоговые органы для обоснованности применения ставки НДС 0% перевозчиками (п. 4 ст. 165 НК РФ), носит исчерпывающий характер и обязателен к применению: контракт (его копия) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя работ на счет налогоплательщика в российском банке; таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации); копии транспортных, товаросопроводительных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

По общему правилу документы, предусмотренные нормами публичного права, отличаются незаменимостью, исключительностью, строгой формальной определенностью и являются основанием для ведомственных проверок соблюдения должностными лицами своих обязанностей. К таким документам относится грузовая таможенная декларация (ГТД), в которой по установленной форме заявляются точные сведения о товарах, их таможенном режиме и другие сведения, в том числе количество и стоимость перевозимых товаров, необходимые налоговым органам для налогового контроля. Налоговое законодательствосодержит требование, которое предусматривает наличие на ГТД отметки пограничного таможенного органа. Данное требование по общему правилу обусловлено необходимостью подтверждения факта пересечения товаром (ввоз или вывоз) таможенной границы Российской Федерации.

Приказом ГТК России от 18.12.03г. N 1467 (с изменениями от 28.06.04 г.) утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом, которая разработана на основании Таможенного кодекса Российской Федерации, Конвенции МДП, КДПГ, Таможенной конвенции о карнете АТА, Инструкции о порядке взаимодействия органов транспортной инспекции, органов пограничного контроля и таможенных органов Российской Федерации в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Российской Федерации и других основополагающих документов. Указанная Инструкция применяется при таких таможенных процедурах и режимах, как внутренний таможенный транзит (ВТТ) имеждународный таможенный транзит (МТТ), в том числе при перевозке товаровавтомобильным транспортом от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения с применением книжек МДП.

Уполномоченные должностные лица в соответствии с действующими правилами обязаны проводить проверку документов и сведений при выполнении таможенных операций - документов на транспортное средство, коммерческих документов на перевозимыетовары, накладных, карнетов АТА либо книжек МДП. После проведения документального контроля должностное лицо, принимая решение о ВТТ или МТТ, все необходимые процедуры оформляет с проставлением соответствующих отметок, удостоверенных личной номерной печатью (ЛНП) на таможенных документах. Согласно п. 13 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК России от 8.09.03 г. N 973 (далее -Инструкция N 973), в качестве таможенных документов может быть представлена книжка МДП.

Подтверждение факта вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации производится сотрудниками таможенного органа Российской Федерации путем проставления на оборотной стороне ГТД (либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными актами ГТК России в качестве таможенной декларации) либо экземпляратранспортного и (или) товаросопроводительного документа отметки "Товар вывезен полностью" с обязательным указанием даты фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Подтверждение фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации производится сотрудниками таможенного органа, производившими проверку ввозатоваров, на оборотной стороне ГТД либо экземпляра транспортного или товаросопроводительного документа или их заверенных копий путем проставления отметки "Товар ввезен".

На основании п. 9.3 Инструкции N 973 разрешение на ВТТ и МТТ (при МТТ могут быть предусмотрены дополнительные условия) выдается перевозчику (экспедитору), только если в отношении товаров представлена транзитная декларация (ТД) и обеспечена идентификациятоваров. ТД принимается таможенным органом отправления в день ее подачи. В то же время в качестве ТД могут быть представлены любые коммерческие, транспортные(перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие все сведения, необходимые для таможенного контроля. В качестве таможенных документов могут представляться таможенная декларация на вывоз товаров, оформленная таможенными органами Российской Федерации, таможенная декларация, оформленная таможенными органами иностранных государств, книжки МДП, оформленные в соответствии с Конвенцией МДП, ТД, заполненная на бланке установленного образца (п. 13 Инструкции N 973).

Письменное разрешение на ВТТ и МТТ товаров выдается путем проставления в ТД итранспортном документе либо документах, используемых в качестве ТД, уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления направляющего штампа, который он заполняет, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати (п. 18 Инструкции N 973). При завершении ВТТ перевозчику выдается соответствующее свидетельство. Кроме того, в ТД и в транспортных документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет штамп о поступлении товаров, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати (п. 28 Инструкции N 973).

Для завершения МТТ перевозчик обязан предъявить ТД и иные документы, используемые при МТТ, таможенному органу назначения. В целях подтверждения доставки товаров в таможенный орган назначения в ТД и транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет штамп о поступлениитоваров, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати (п. 29 Инструкции N 973).

Поскольку все сведения контролирующими органами исследуются в совокупности и взаимосвязи, по нашему мнению, для подтверждения завершения операций ВТТ и МТТ и фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации при ввозе и вывозетоваров под таможенным контролем, следует представить:

Таможенную декларацию, в графе 44 "Дополнительная информация" которой указать номер CMR, в графе 53 "Таможня и страна назначения" - номер книжки МДП, в графе 21 "Транспортное средство на границе" - идентификационный номер автотранспортного средства;

CMR, в графе "Trailer number" которой указать идентификационный номер автотранспортного средства, в графе "Carriers instructions" - номер книжки МДП; книжку МДП, в графе 7 "Регистрационный номер дорожного транспортного средства" которой указать идентификационный номер автотранспортного средства, в графе 8 "Прилагаемые к манифесту документы" - номер CMR; свидетельство о подтверждении доставки под таможенным контролем, удостоверяющее, что перевозка под таможенным контролем завершена, где указывается номер книжки МДП и номер таможенной декларации.

Данные документы должны быть оформлены в соответствии с установленными правилами оформления товаросопроводительных документов и документов таможенного контроля с проставлением всех необходимых штампов и подписей должностных лиц. Как было отмечено выше, в качестве документа, заменяющего таможенную декларацию при перемещениитоваров через таможенную границу, перевозчик представляет и другие таможенные документы, штамп пограничного таможенного органа на котором подтверждает дату пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации, фактически подтверждая импорт либо экспорт товаров.

Таможенная декларация, представляемая для подтверждения ставки НДС 0%, может быть и транзитной декларацией (форма ТД 1, тип декларации ДУ 40), так как налоговоезаконодательство требует представления таможенной декларации без указания ее формы и типа.

Применение ставки НДС 0% осуществляется на основании Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом ГТК России от 21.07.03 г. N 806 (далее -Инструкция N 806) (до 1.01.04 г. применялся приказ ГТК России от 26.06.01 г. N 598).

После проверки уполномоченными лицами факта вывоза отметку "Товар вывезен" (штамп либо запись) проставляют на следующих документах (п. 12 Инструкции N 806): в случае представления таможенной декларации - на оборотной стороне основного листа таможенной декларации; в случае представления транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа - на оборотной стороне первого листа данного документа; в случае вывоза припасов - на оборотной стороне заявки на погрузку припасов.

После проверки уполномоченными лицами пограничной таможни фактического ввозатоваров отметка "Ввоз подтвержден", заверенная оттиском личной номерной печати, ставится на оборотной стороне первого листа таможенной декларации или документа контроля за доставкой товаров, транспортного или товаросопроводительного документа (п. 31 Инструкции N 806).

Судебная практика подтверждает данные положения (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 6.05.04 г. по делу N Ф04/2380-970/А27-2004, ФАС Северо-Западного округа от 1.06.04 г. по делу N А56-28617/03).

Отметим, что требования наличия подписи и ее расшифровки налоговыми органами при проверке представленных документов являются излишними (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.05.04 г. по делу N А56-34442/03, ФАС Московского округа от 2.03.04 г. по делу N КА-А40/1041 -04).

Правовое регулирование международных перевозок автомобильным транспортом.
Развитие международных грузовых и пассажирских автомобильных перевозок, транзита и международного туризма предполагает принятие мер по урегулированию целого ряда вопросов правового, социально-экономического и организационно-технического характера. К ним относятся: организация движения на дорогах, правила выполнения международных автомобильных перевозок, порядок таможенных досмотров, налоговое обложение, страхование гражданской ответственности, организация труда служебного персонала при выполнении международных автомобильных перевозок и другие. В разработку конвенций, соглашений и рекомендаций по этим вопросам значительный вклад вносят транспортные органы региональных экономических комиссий объединенных наций, Совета экономической взаимопомощи и другие международные организации, деятельность которых является важным условием эффективного функционирования международного транспорта, в том числе и автомобильного. 135 Каждая страна имеет национальное транспортное законодательство, которое определяет правила и нормы поведения человека за рулем и лежат в основе организации движения автомобилей по дорогам. Выход автомобильного транспорта за национальные границы, развитие международных перевозок грузов и пассажиров транзита, международного автомобильного туризма потребовал унификации правил и норм движения. Наиболее важными документами, регламентирующими основные правила движения по дорогам и систему дорожных знаков и сигналов, являются Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах, принятые в Вене в октябре 1968 г. Конвенция устанавливает единые правила дорожного движения, требования к автомобилям, прицепам, водителям транспортных средств, допущенных к международному движению. Определены требования к регистрационным номерам, отличительным и опознавательным знакам автомобилей, разработаны образцы разрешений на управление автомобилем. Протокол о дорожных знаках и сигналах устанавливает единую систему дорожных знаков и сигналов. В соответствии с положением Конвенции на каждый автомобиль компетентные органы должны выдавать свидетельство о регистрации, в котором указывается порядковый регистрационный номер, название и марка завода-изготовителя, заводской номер, дата выпуска автомобиля, а также место прописки автомобиля. Конвенция требует, чтобы автомобили и прицепы находились в исправном состоянии, пригодном, для движения, чтобы они не представляли опасности для водителя, пассажиров и других лиц, пользующихся дорогой, и не причиняли ущерба общественному или частному имуществу. В этих целях в приложении к Конвенции сформулированы технические условия на устройство автомобилей и прицепов, используемых в международном движении. Конвенцией определены размеры, масса автомобилей и условия, которым должны удовлетворять водители автомобилей, используемых в международном движении. Минимальный возраст для управления автомобилями устанавливается в 18 лет. Компетентные власти страны могут требовать от водителя, въезжающего на его территорию, наличия международного разрешения на управление автомобилем в том случае, если иностранный водитель прибывает из страны, где не требуется разрешения на управление автомобилем или выданное ему национальное разрешение не соответствует установленному образцу. Развитие международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров во многом зависит от наличия рациональной системы регламентации и административных правил международного автомобильного транспорта. Эти вопросы были разработаны в Конвенции о международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. Конвенция устанавливает, что договор на перевозки определяется накладной, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. Накладная составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть напечатаны или заменены штемпелями отправителями и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной (красного цвета) передается отправителю, второй (синего цвета) — грузополучателю, а третий (зеленого цвета) — остается у перевозчика. При необходимости разрешается снятие копий с накладной. Накладная является одним из важнейших документов при международных автомобильных перевозках грузов. Накладную рекомендуется составлять на одном из двух официальных языков КДПГ (английском или французском) и на языке страны транспортного предприятия. В целях стандартизации транспортных документов не только для автомобильного транспорта, но и других видов транспорта. Комитетом по развитию внешней торговли и Комитетом по внутреннему транспорту создана объединенная группа докладчиков по изучению вопроса о стандартизации транспортных документов, применяемых на железнодорожном, автомобильном и внутреннем водном транспорте. Согласно КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, а также за просрочку доставки груза. Плата за перевозку груза, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, подлежат возврату полностью в случае потери всего груза или частично, пропорционально причиненному ущербу. В случае просрочки с доставкой груза, причинившей определенный ущерб, перевозчик обязан его возместить в пределах платы за перевозку. Груз считается потерянным, если он не был доставлен в течение 30 дней спустя установленного срока доставки, а если такой срок не установлен, то в течение 60 дней со дня принятия груза перевозчиком. В Конвенции сформулированы положения, определяющие порядок и срок предъявления к рассмотрению претензий и исков, возникающих в связи с международными автомобильными перевозками грузов. Конвенция имеет большое практическое значение, так как ее положениями руководствуются все европейские страны при заключении двусторонних соглашений о международных автомобильных перевозках. 29 июня 1974 г. между СССР, НРБ, ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР было заключено Соглашение об общих условиях международных перевозок грузов автомобильным транспортом. Соглашение распространяется на перевозки, которые выполняются перевозчиками одной из договаривающихся стран, если место отправления и назначения груза находится на территории этих стран. Соглашение социалистических стран содержит положения по ряду организационно-транспортных вопросов (порядок выдачи разрешений на перевозку, обязанности водителей, пограничный, таможенный и санитарный контроль), а также имеет раздел об основных принципах построения международного грузового автомобильного тарифа. Со странами, с которыми СССР не имеет в настоящее время соглашений о международной автомобильной перевозке грузов, условия перевозок определяются системой двусторонних соглашений, включающей соглашения об установлении международного автомобильного сообщения, соглашения об организации регулярных автомобильных линий и коммерческие соглашения главного управления «Совтранс-авто» об условиях перевозки грузов. Комитетом по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН, помимо КПДГ, разработаны следующие конвенции: Таможенная конвенция о международной перевозке грузов, «Конвенция о налогообложении частных автотранспортных средств, используемых в международном движении» от 18 мая 1965 г., «Конвенция о налоговом обложении автотранспортных средств, осуществляющих международные грузовые перевозки» от 14 декабря 1966 г., Европейское соглашение о международных автомобильных перевозках опасных грузов (ДОПОГ — ОДР) от 30 сентября 1957 г., «Соглашение о специальных транспортных средствах для перевозки скоропортящихся продуктов и их использовании для международных перевозок», Европейское соглашение по работе обслуживающего персонала автотранспортных средств, осуществляющихся международные перевозки (ЕСТР). Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) является единственной организацией, имеющей право выдавать автотранспортным предприятиям книжки МДП и контролировать правильность их использования. В Конвенции МДП участвуют 39 стран, в том числе социалистические, а также США, Канада, Япония. Советский Союз присоединился к Конвенции МДП 21 мая 1974 г. 14 ноября 1975 г. в Женеве была подписана новая редакция Конвенции МДП. В ней сохранен основной принцип, согласно которому в промежуточных таможнях грузы, как правило, не подвергаются таможенному досмотру и освобождаются от уплаты или депозитива ввозных или вывозных пошлин и сборов. В настоящее время Конвенция распространяет свое действие на смешанные перевозки с участием автомобильного транспорта и значительно усовершенствована, она также приведена в соответствие с положениями Конвенции о контейнерах 1972 г. После 31 декабря 1976 г. Конвенция открыта для присоединения в соответствующем отделении ООН в Женеве. Социалистическими странами Европы заключено соглашение по вопросам таможенного режима автомобильного сообщения (АГТ) от 18 ноября 1965 г., участниками которого являются СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР и НРБ. Соглашение предусматривает ряд мер по упрощению и ускорению таможенных процедур при международном автомобильном сообщении. Составляемые в этих случаях в стране отправления таможенный манифест и знаки признаются таможенными органами стран следования груза. Системы гарантий соглашение не содержит, так как во взаимоотношениях между социалистическими странами в этом нет необходимости. В рамках СЭВ разработана система страхования гражданской ответственности при международном автомобильном сообщении. Обязательное страхование гражданской ответственности предусмотрено двусторонними соглашениями социалистических стран об автомобильном сообщении, а условия страхования — соглашениями страховых учреждений социалистических стран, которые определяют обязательства страховых учреждений в отношении выплаты страхового возмещения, а также порядок расчетов между ними. В установлении международных автомобильных сообщении широко применяются двусторонние соглашения. Так, двусторонние соглашения об установлении международного автомобильного сообщения заключены СССР с 15 странами: НРБ, ВНР, ЧССР, ГДР, СФРЮ, ПНР, СРР, Австрией, Бельгией, Данией, Нидерландами Норвегией, Швецией, Финляндией, Францией. Эти соглашения создают благоприятные условия для развития международных автоперевозок. Они являются межправительственными, их структура и содержание значительных различий не имеют. Все они касаются обычно как грузовых, так и пассажирских перевозок, только, с СРР заключено два отдельных соглашения. Двусторонние соглашения о регулярном пассажирском сообщении устанавливают ряд общих требований. Во-первых, перевозки могут выполняться только перевозчиками договаривающихся сторон, которые согласно внутреннему законодательству допущены к осуществлению международных автомобильных перевозок. Во-вторых, перевозки должны осуществляться на основании специальных разрешений, выдаваемых компетентными органами сторон. В-третьих, перевозки должны производиться по шоссейным дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения. В-четвертых, иностранный перевозчик не может осуществлять внутренние перевозки в другом государстве. Наконец, в-пятых, автотранспортные средства, используемые в международном сообщении, подлежат обязательному страхованию на случай причинения ущерба третьим лицам и перевозимым пассажирам. Положения двусторонних соглашений СССР об условиях международного автомобильного сообщения немногочисленны и касаются в основном грузовых перевозок. Предусматривается, что перевозки будут производиться на основе специальной накладной (в ряде соглашений она именуется международной), которая заполняется перевозчиком на языке своей страны. Если общая масса груза и автотранспортного средства или их размеры превышают нормы, установленные на территории другой договаривающейся стороны, а также при перевозках опасных грузов необходимо получить специальное разрешение на перевозку от компетентных органов другой стороны. Заключенные СССР с другими социалистическими странами двусторонние соглашения о международном автомобильном сообщении предусматривают, что организационные, технические, коммерческие и другие вопросы, связанные с осуществлением перевозок грузов, будут регулироваться соответствующими соглашениями между компетентными органами сторон. С советской стороны соглашения подписываются Минавтотрансом РСФСР. В практике правового регулирования международных автомобильных перевозок известен и ряд других международных соглашений, касающихся правил налогообложения, условий перевозок опасных грузов, пассажиров и багажа. Конвенциями о налогообложении устанавливается, что автотранспортные средства, зарегистрированные на территории какой-либо страны, но временно находящиеся на территории другого государства при международной перевозке, освобождаются от налогов и сборов, связанных с владением автотранспортным средством или осуществлением данной перевозки (налог с оборота, с автотранспортного средства, сбор за выдачу разрешения на перевозку и других документов и т. д.). Освобождение не распространяется на дорожные сборы и налоги на потребление. Соглашение ДОПОГ вступило в силу 29 января 1968 г., подписали его 18 стран-участниц. ДОПОГ содержит два приложения. Первое определяет перечень опасных грузов, вообще не допускаемых к перевозке или же перевозимых с соблюдением определенных условий. Во втором приложении предусмотрены технические и коммерческие требования к автотранспортным средствам, используемым для перевозки опасных грузов, установлены обязательный порядок их технического осмотра и выдача в стране регистрации свидетельства о допущении к перевозке, срок действия которого составляет не более одного года. Организация международных автомобильных перевозок пассажиров предусмотрена указанными выше соглашениями об установлении международного автомобильного сообщения. Они содержат в основном нормы организационного и административно-технического характера, но не регламентируют, как правило, условий международных автомобильных перевозок пассажиров. До последнего времени условия пассажирских перевозок определялись правилами, вырабатываемыми при заключении соглашений о регулярных автомобильных линиях, а также нормами внутреннего законодательства той страны, транспортная организация которой выступала перевозчиком. Поэтому условия перевозок пассажиров на отдельных линиях могли иметь значительные различия. В рамках Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК в 1973 г. была подготовлена 1 Конвенция о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа (КАПП). Конвенция подписана пока немногими странами, однако ее положения уже восприняты внутренним правом некоторых стран. Главное содержание КАПП составляют положения о транспортных документах, применяемых при перевозках пассажиров и багажа, об ответственности перевозчика и порядка предъявления к нему претензий и исков. Социалистические страны (СССР, ВНР, ГДР, ПНР, ЧССР) заключили в 1970 г. Соглашение об общих условиях международных перевозок автобусами. Приложенные к Соглашению Общие условия выполнения перевозок, предусматривая ряд положений об их организации и служебном персонале автобусов, подробно определяют условия пассажирских перевозок автобусами. Соглашение предусматривает, что вопросы, связанные1 с осуществлением перевозки по территории другого государства, разрешаются в соответствии с законодательством этого государства. Эти соглашения применяются только на регулярных автобусных линиях. Другие виды международного автомобильного сообщения (чартерные, нерегулярные) под их действие не попадают. Однако заключаемые главным управлением «Совтрансавто» соглашения о выполнении разовых международных перевозок обычно предусматривают, что они будут производиться по правилам, регулируемым соглашением. Существуют также соглашения об организации регулярных международных автомобильных линий. Их организация может предусматриваться специальными соглашениями между государствами. Однако чаще регулярные линии устанавливаются посредством соглашений непосредственно между автотранспортными организациями, которые будут эксплуатировать линик). Иногда такие соглашения носят временный характер и их задача — проверить практическую целесообразность эксплуатации автомобильной линии на определенных направлениях. В практике СССР при заключении соглашений об организации регулярных автомобильных грузовых и пассажирских линий с советской стороны их участником выступает главное управление «Совтрансавто», а с иностранной — соответствующие автотранспортные и агентские организации. При этом перевозки могут осуществляться автомобильным транспортом как обех сторон (соглашения с социалистическими государствами), так и только советским (соглашения с капиталистическими странами). Заключенное социалистическими странами Соглашение об общих условиях международных перевозок автобусами определяет процедуру заключения и некоторые условия соглашений об организации регулярных пассажирских линий. Перевозчик, выполняющий международные перевозки на автобусной линии, должен опубликовать до открытия линии условия перевозки, тариф и расписание движения во всех государствах, на территории которых находятся остановки для пассажиров. Заключаемые главным управлением «Совтрансавто» соглашения об организации регулярных автомобильных линий содержат положения по следующим вопросам: маршрут, расписание движения, применяемые тарифы, порядок расчетов, привлечение грузов (на грузовых линиях), обязательства сторон по обеспечению перевозок (реклама, техническое состояние и обслуживание автотранспортных средств, обслуживание пассажиров), ответственность сторон, порядок разрешения возмож- ных споров (арбитраж или передача спора на решение вышестоящим органам сторон), срок действия соглашения. Если перевозки осуществляются автомобильным транспортом обеих сторон, расчеты между перевозчиками могут осуществляться на условиях пула. В этом случае применяется традиционный для пульных соглашений принцип расчета: полученные от эксплуатации линии доходы распределяются пропорционально количеству автотранспортных средств, выполняющих перевозки, с учетом их грузоподъемности и дальности пробега. Соглашения об организации регулярной автомобильной линии могут заключаться между транспортными ведомствами двух государств. В странах Западной Европы путем различных соглашений проводится работа по установлению единого максимального уровня загрузки автомобилей и нагрузки на ось. На международном уровне в рамках ЕЭС решается и проблема контингентирования международных автомобильных перевозок. До 1969 г. перевозка грузов автомобильным транспортом в рамках сообщества осуществлялась по системе двусторонних лицензий. Автомобильный транспорт, направляющийся, например, во Францию с грузом из Англии, не мог взять во Францию груз для ФРГ, а затем в ФРГ — для Англии. В 1969 г. Комиссия ЕЭС в порядке эксперимента предложила в дополнение к существующей системе ввести лицензии «Общего рынка», разрешающие перевозки груза в любом направлении в пределах сообщества. Первоначально по новой системе между странами ЕЭС распределялось 1200 лицензий, число которых постоянно росло. По каждой из них в пределах сообщества в течение года было осуществлено в среднем около 100 рейсов. По этой системе перевозилось лишь примерно 15% грузов в международном сообщении. Перевозки между странами ЕЭС грузовым автотранспортом продолжали осуществляться на двусторонней основе. Комиссия ЕЭС ставила задачу повысить в автомобильных перевозках в пределах сообщества число лицензий «Общего рынка» и соответственно уменьшить число двусторонних лицензий. С 1 января 1981 г. международные автомобильные перевозки осуществляются в рамках ЕЭС только на многосторонней основе [76].

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: