Структура сети Петри

Конечный автомат называется автоматом Мура, если его функция выходов зависит только от его состояний. Общая модель конечного автомата, рассмотренная ранее, называется автомат Милли.

Несмотря на то, что автомат Мура частный случай более общего автомата Милли, алгоритмические возможности этих автоматов совпадают. Возможно автомат Мура заменить автоматом Милли.

Способы задания конечных автоматов

Конечный автомат можно задавать различными способами. Рассмотрим наиболее распространённые:

табличный способ - функции δ, λ задаются таблицами;

графический - конечный автомат задаётся специальной диаграммой на которой внутренние состояние автомата задаётся вершинами графа, а функции переходов и выходов - дугами, помеченными входными и выходными сигналами

в виде блок-схемы.

В качестве примера рассмотрим конечный автомат, который для любой пары двоичных чисел вычисляет сумму. При этом работа автомата начинается с младших разрядов двоичного числа и числа обрабатываются справа налево.

Таблица ХхS->S

X S S0 S1
  S0 S0
  S0 S1
  S0 S1
  S1 S1
X S S0 S1
     
     
     
     

Блок-Схема

Протоколы и интерфейсы. Классическим для КА является введение понятия «внешние события», наступление, которых можно считать условиями перехода автомата в новое состояние. Такими событиями можно считать прерывание или срабатывание таймера. С ним естественно связывается понятие времени в автоматах. Действительно, введенные понятия времени в А можносвязать с ограничением пребывания А в некоторомконкретном состоянии. Такое ограничение задать таймером. Срабатывание таймера означает переход автомата в новое состояние.

КА бывают синхронными и асинхронными.

Синхронные КА управляются синхроимпульсами, которые поступают через равные промежутки времени.

Асинхронные КА управляются внешними событиями, наступление которых не всегда четко регламентировано. Такое управление иногда называют событийным, т.к. переход в новое состояние определяется событием, наступление которого не подлежит строгой регламентации.

В качестве примера рассмотрим спецификацию процесса, определяющего одинарный или двойной щелчок кнопки мыши (Double Click = 250 мс):

По клику автомат переходит в состояние S1, если до истечения 250мс. не поступает второго клика, то single, иначе double

Теория комплектов – дальнейшее развитие теории множеств. Комплект (К), как и множество, является набором некоторых элементов из определенного собрания элементов.

В отличие от множеств, комплекты допускают наличие нескольких экземпляров одного и того же элемента. Как известно, в любое множество элемент может либо входить, либо нет, а в комплект любой элемент может входить произвольное число раз. В представленных комплектов, К B1 и B3 являются множествами, т.к. каждый элемент входит в данный К только один раз. К-ы В2 и В4 равны, т.к. порядок вхождения отдельных элементов в К не важен. Это свойство К аналогично множетсву.

Для записи К используется функция числа экземпляров элементов, входящих в комплект: #(x,B). Это означает количество вхождений элемента x в В. Если ограничить число вхождений элемента x в В следующим соотношением: , то К превращается в множество.

Подобно теории множеств, элемент x входит в комплект В только в том случае, если выполняется соотношение #(x,B)>0

Основатель теории множеств – Георг Кантор: «Множество – многое, мыслимое как единое».

После создания теории множеств, эта теория легла в основу многих математических моделей, и в настоящее время является фундаментом математики. Подобно теории Мн-в, в теории К допускается комплект, который не содержит ни одного элемента. Этот комплект называется пустым и обозначается #(x,B)=0.

– мощность комплекта – общее число экземпляров в данном комплекте.

Если в теории множеств существует понятие подмножество, то в теории комплектов – подкомплект. Комплект А является подкомплектом , если число вхождений каждого элемента в комплект А по крайней мере не больше числа вхождений этого элемента в комплект В, т.е.:

– равные комплекты

Подобно теории множеств, нулевой комплект может входить в любой комплект.

В теории комплектов определены четыре операции:

1) Объединение:

2) Пересечение:

3) Сумма:

4) Разность:

Можно показать, что объединение, пересечение и сумма коммутативны и ассоциативны. Подобно этому, такие соотношения имеются в теории множеств.

Разность комплектов ограничена условием: #(x,A)>#(x,B), т.к. число вхождений любого элемента в любой комплект не может быть отрицательным.

Для К справедливы соотношения:

Назовем множество элементов, из которых образуются комплекты, областью D. Пространство комплектов Dn – множество всех таких К, элементы которых принадлежат области D и ни один элемент не входит в комплект более n раз.

Множество D – множество всех К над областью D без какого либо ограничения на число вхождений экземпляров любого элемента в комплект.

Сеть Петри, как математический объект, состоит из четырех компонентов, которые определяют её структуру: C=(P,T,I,O), где:

P – position – множество позиций сети П;

T – transition – множество переходов;

I – in – входная функция;

O – out – выходная функция.

I и O связаны с переходами и позициями.

Входная функция I отображает переход Tj в множество позиций I(tj) – входные позиции перехода.

Выходная функция O отображает переход Tj в множество позиций O(tj) – выходные позиции перехода.

Таким образом, функция т.е. количество позиций во входной и выходной функциях не ограничено.

Сеть Петри является математический структурой C=(P,T,I,O), где:

– мощность множества позиций

– мощность множества переходов

Произвольный элемент множества позиций обозначается

Произвольный элемент множества переходов обозначается

Позиция является входной позицией перехода , если

Позиция является выходной позицией перехода , если

Выходы и входы переходов представляют собой комплекты позиций. Кратность входной позиции для – число появлений позиции во входном комплекте перехода, что математически изображается: . Аналогично, кратность выходной позиции для перехода – число появлений позиции в выходном комплекте переходов:

Определим расширенную входную функцию I и выходную функцию O таким образом, что:

=

=


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: