double arrow

И военных конфликтов. Проблема сохранения мира


Проблемы международного терроризма, войны

Следствием накопления конфликтного потенциала в развивающейся зоне (резкая поляризация доходов различных слоёв населения, рост нищеты, социальной несправедливости, безработицы, хозяйственные диспропорции, издержки «демонстрационного эффекта» некоторых стран, коррупция, периодические военные столкновения внутреннего и межгосударственного характера) явился рост военных расходов, который принимает опасный характер и огромные масштабы гонки вооружений. Реальной опасностью в наши дни стал международный терроризм.

Таким образом, складывалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, это– экономические трудности и различные кризисные явления (усиление неустойчивости хозяйственного роста, нужда в ресурсах для развития); с другой стороны, постоянно нарастающий процесс милитаризации экономики, выражающийся в высоких темпах роста военных расходов и значительном повышении доли его во всемирных тратах на вооружение, ничем не оправданное расточительство ресурсов.

Как известно, растущие военные расходы оказывают негативное воздействие на государственный бюджет. Тем более что рост военных расходов в бюджетах развивающихся стран происходит с резким сокращением его доли, используемой на образование и здравоохранение, то есть на развитие тех сфер социального обслуживания населения, в которых такие страны испытывают острую нужду. При этом страны с наименьшим национальным доходом на душу населения, как правило, выделяют на военные отрасли большую часть бюджета, чем промышленно развитые государства. Именно на рост военных расходов ложится ответственность за возрастание бюджетных дефицитов, что затем вызывает усиление инфляции, приводящей к тяжёлым экономическим и социальным осложнениям. В связи с тем, что в некоторых развивающихся странах госбюджет не выдерживает тяжести военных расходов, предпринимаются попытки перевести вооружённые силы на «самофинансирование» (использование доходов от продажи старого снаряжения, техники и оборудования), создающее иллюзию независимости увеличения реальных военных расходов от состояния экономики страны. Но эти меры не в состоянии уменьшить тот ущерб, который наносится непроизводительной тратой материальных и финансовых ресурсов на военные нужды.




На современном этапе экономики приходится расплачиваться за чрезмерные военные расходы прошлых лет. Государственный долг остаётся в наследство на долгие годы после выхода из строя устаревшей военной техники. Нынешнее поколение людей страдает не только от текущих военных трат, но и от тех, которые производили прежние власти. Продолжая наращивать военный сектор, правительства обрекают на экономические действия будущие поколения населения.



Для развивающихся стран это создаёт дополнительные экономические трудности, так как основная часть технического обеспечения их вооружённых сил представляет собой «импортный компонент» их военного потенциала. В эти страны направляется до 3/4 всего оружия, поступающего на мировой рынок.

Импорт военных материалов подрывает экономическое развитие и ухудшает социальное положение населения, лишая многие страны части импортных товаров, которые им необходимы. Накопление оружия по импорту создаёт иллюзию военного могущества и возможности содержания лёгкой военной победы над своими соседями, что ведёт к опасности развязывания внутренних и межгосударственных конфликтов. Новые подходы к проблемам безопасности и сохранения мира, утвердившиеся в мировом сообществе со второй половины 80-х гг., поставили проблему перехода от экономики вооружения к экономике разоружения, или проблему конверсии военного производства, которую можно определить как последовательный перевод ресурсов, производственных мощностей и людей из военной в гражданскую сферу.



Как показывают современные исследования, конверсия не способствует и росту безработицы, поскольку на создание одного рабочего места в военном производстве требуется больше (в 4 раза) капитальных вложений, чем в гражданском производстве. Так, каждые 10 млрд. долларов создают на 40 тыс. рабочих мест меньше в военном производстве, чем, если бы эти деньги были направлены в гражданские отрасли. Приводятся данные: 1 млрд. долларов расходов Пентагона даёт примерно 48 тыс. рабочих мест, а затраченная в сфере здравоохранения эта сумма создаст 76 тыс., а в системе образования – 100 тыс. новых рабочих мест.

Специалисты считают, что использование лишь 10% мировых военных расходов на решение глобальных проблем, организацию совместных международных действий положили бы конец массовому голоду, неграмотности, болезням, позволили бы преодолеть нищету и отсталость сотен миллионов людей, предотвратить экологическую катастрофу на планете. Тем не менее, осуществление конверсии вызывает необходимость решения ряда проблем, поскольку конверсия связана со структурной перестройкой экономики. Предлагаемый перевод предприятий на выпуск гражданской продукции потребует, как считают эксперты, правительственной помощи по типу помощи компаниям, где происходит крупная модернизация производства.

Другой не менее важной является проблема повышения экономической эффективности военной промышленности. Привилегии в снабжении её сырьём и материалами, завышенные издержки производства, гарантированный сбыт продукции, высокий уровень монополизации приводят к получению высокой прибыли в этих отраслях и к снижению конкурентоспособности на коммерческом рынке. Поэтому снижение уровня привилегий оборонных предприятий, которое началось в ряде промышленно развитых стран, является важным условием их выживания в рыночной экономике.

Программа ликвидации отравляющих веществ, уничтожения тысяч танков, орудий, бронетехники предполагает крупные расходы. Всё это вызывает неоднозначные оценки конверсии во всех государствах, имеющих военное производство. Например, в США, среди негативных аспектов конверсии на первое место выдвигают необходимость перевода около 600 тыс. квалифицированных специалистов в производство с более низким уровнем технологии.

3.3.5. Основные принципы решения глобальных проблем. Критика глобального проекта «однополярной глобализации»

Развитие человеческого общества происходит по восходящей, подчиняясь объективным законам. В своем развитии человечество последовательно проходит ступени социально-экономические формации, интеграл каждой из которых охватывает все стороны общественной жизни своей формации. Развитие неостанавливаемо, и никакие чудодейственные силы не способны сохранить, скажем, капиталистическую систему на вечные времена.

До настоящего времени каждая страна шла по своему пути развития. Но сегодня настал момент, когда все страны мира должны договориться сообща об эколого-социально-экономическом развитии всей планеты. В работу должен вступить планетный разум.

В основу модели принципиально нового управляемого, научно организованного, одухотворенного, жизнеспособного мироустройства можно положить следующие принципы:

– Управление (начиная с введения ренты за пользование биосферой)

и научная организованность.

– Переход от господства потребительской модели капитала к господству разума, и экологическому равенству, сохраняющему своеобразие стран.

– Равновесность биосферы и человечества – непревышение антропогенного предела Земли. Гармонизация взаимодействия как между биосферой и человечеством, так и между странами.

– Прекращение экстенсивного, потребительского мирового экономического роста. Переход от экономического роста к гармоническому развитию человечества.

– Экономическое и эффективное использование ресурсов Земли. применение лишь экологически чистых технологий.

– Стабилизация численности населения Земли с сохранением разнообразия народов.

– Отказ от войн и неприменение силы. Сохранение государственных границ.

– Равноправие государств и народов. Запрещение идеологии господства одного или группы государств или народов над миром.

– Сохранение и развитие самобытных культур и народов мира. Равенство религий мира.

Эти принципы могут быть положены в основу решения сверхзадачи современности – создание долговременной планетарной «орбитальной космической станции» планеты Земля с человечеством на борту, функционирующей в условиях ограниченных возможностях планеты.

Человечество может выбрать либо принципиально новую жизнеспособную модель мироустройства, либо традиционную потребительскую, обреченную на гибель, модель.

Особое место, в связи с этим, занимает концепция «однополярного» мира, которая в настоящее время подвергается критики со стороны многих стран. Лидеры США понимают глобализации как «американизацию» мировой экономики, что не может удовлетворять другие страны. В последнее время претензии США на мировое господство вызывают критику по следующим направлениям:







Сейчас читают про: