Основы конституционного строя. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, быть республикой или монархией и т.д. совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, является его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Согласно статье 1 Конституции Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

С точки зрения формы государственного устройства Республика Беларусь является унитарным государством, т.е. государством, не имеющим в своей внутренней структуре других государств. В унитарном государстве действует одна конституция, единая система законодательства и судебной системы, единое гражданство, один законодательный орган, который может быть как однопалатным, так и двухпалатным.

В соответствии с Конституцией – Республика Беларусь демократическое государство. Демократическое государство – это такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Республика Беларусь – социальное государство. Признаки социального государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; 3) государство помогает человеку, обеспечивает его достойное существование. Статья 21 Конституции предусматривает право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Согласно Конституции Республика Беларусь – правовое государство, характеризующееся следующими пизнаками:1) верховенство закона, основанного на демократически выраженной воле народа; 2) незыблемость прав и свобод личности, ее чести и достоинства, их охрана и гарантированность; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) четкое разграничение компетенции властей при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона; 5) наличие эффективного механизма контроля за обеспечением прав и свобод, исполнением законов и других нормативных актов.

Основы конституционного строя Республики Беларусь составляют следующие основные положения:

1) полнота власти на своей территории;

2) человек – высшая ценность государства и общества;

3) народовластие как основа государства;

4) многообразие политических институтов, идеологий и мнений;

5) разделение властей;

6) верховенство закона;

7) приоритет общепризнанных принципов международного права;

8) единство и неотчуждаемость территории Беларуси;

9) защита государством прав и законных интересов граждан;

10) многообразие форм осуществления хозяйственной деятельности;

11) сохранение историко-культурного наследия и свободное развитие культуры;

12) обеспечение гражданского мира и согласия;

13) равенство перед законом всех религий и вероисповеданий;

14) полноправное участие Республики Беларусь в мировом сообществе.

Вышеназванные положения составляют основы конституционного строя Беларуси, создают фундамент всего здания белорусской государственности.

Конституционно-правовой статус личности.

В демократическом обществе и государстве устанавливается тесная взаимосвязь интересов личности, гражданина с обществом, государством и их взаимные обязанности. Конституция вкладывает в понятие личности и социальное качество: человек рождается, а личность формируется обществом, государством, трудовым коллективом, школой, семьей.

Личность – это такое состояние человека в обществе, при котором он, обладая реальными широкими правами и свободами, активно участвует в политической, экономической и социально-культурной жизни, тесно сочетая свои интересы с интересами отдельных граждан, трудовых коллективов, государства, общества, а также несет ответственность перед ними.

Правовой статус граждан – это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей в основных сферах жизни людей. Такие права, свободы и обязанности называются основными.

Характерные особенности основных прав, свобод и обязанностей граждан:

они в наиболее общей форме определяют правовое положение личности;

являются равными, едиными, универсальными для всех граждан, чьи специальные правовые статусы резко различаются (правовые статусы колхозника, студента, военнослужащего, депутата и т.д.);

обладают высшей юридической силой, вследствие все остальные (обычные) права и обязанности вытекают из них и полностью им соответствуют;

закрепляют и регулируют наиболее важные отношения, определяющие правовой статус граждан;

основные права и свободы не приобретаются и не отчуждаются по воле граждан;

конституционные права, свободы и обязанности выступают в качестве исходных положений для целых отраслей и институтов права (трудового, избирательного, семейного и др.)

осуществляются не только в интересах отдельных граждан, но и других лиц, государства и общества;

они действуют на всей территории государства;

использование гражданами основных прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества, государства, а также других граждан.

В зависимости от содержания, характера конституционных прав они разделяются на 3 группы:

личные права и свободы;

политические права и свободы;

социально-экономические права.

К личным правам и свободам относятся: право на жизнь, право на неприкосновенность личности, ее личную жизнь, жилища и иных законных владений, добровольность вступления в брак и создания семьи, недопущение принуждения к даче показаний и объяснений против самого себя, членов семьи, близких родственников, презумпция невиновности, свобода совести и др. (ст. 24-32,50 Конституции)

Политические права и свободы закреплены во многих статьях конституции. К ним, в частности, относятся: право принимать участие в управлении предприятиями, организациями, учреждениями (ст.13), право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст.33),право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации в деятельности органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34); право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования(ст.35); право на свободу объединений (ст.36); право на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст.37); право свободно избирать и быть избранным в государственные органы(ст.38); право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст.39); право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст.40); право сохранять свою национальную принадлежность (ст.50) и др. В реализации политических прав и свобод отражается степень участия граждан в политических акциях государства и общества.

К социально-экономическим правам граждан относятся: право на труд (ст.41); право на вознаграждение за труд (ст.42); право на отдых (ст.43); право на собственность (ст.44); на охрану здоровья (ст.45); право на благоприятную окружающую среду (ст. 46); право на социальное обеспечение (ст. 47); право на жилище (ст.48); право на участие в культурной жизни (ст.51). Реализация этих прав обеспечивает экономическую и социальную стороны жизни граждан.

Все права и свободы граждан взаимно обусловлены и дополняют друг друга.

Конституция устанавливает и обязанности граждан. Обязанности – это общественно-необходимая мера поведения лица, устанавливаемая и гарантированная государством. Юридические обязанности должны выполняться независимо от желания людей в точном соответствии с предписаниями норм права. За невыполнение гражданами правовых обязанностей устанавливается ответственность.

Конституцией установлены следующие обязанности граждан Республики Беларусь:

●соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции, достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц;

●беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природную среду;

●защищать Республику Беларусь;

●уплачивать государственные налоги, пошлины, иные платежи.

Добросовестное исполнение гражданами своих конституционных обязанностей является важнейшей гарантией реализации их прав и свобод.

Понятие гражданства

Составной частью правового статуса личности является гражданство. Обладание гражданством означает распространение на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиту лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод. Согласно ст. 1 Закона “О гражданстве” гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обуславливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны Республики Беларусь.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий на гражданство.

Законом установлены принципы гражданства:

1) Гражданство Республики Беларусь является равным независимо от оснований приобретения (по рождению, в связи с принятием в гражданство и др.). Не имеет значения и время приобретения гражданства.

2) Гражданство имеет открытый и свободный характер. Законом закреплены нормы о приобретении гражданства путем приема в него на доступных основаниях. Свободный характер гражданства выражается в праве гражданина Республики Беларусь изменить гражданство.

3) Гражданин Республики Беларусь не может быть лишен гражданства по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее согласие гражданина.

4) Сохранение гражданства в Республике Беларусь за лицами, проживающими за пределами Республики Беларусь.

5) Недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении брака гражданином Республики Беларусь с лицом, не принадлежащим к гражданству Республики Беларусь, а также при изменении гражданства другим супругом.

6) Принцип защиты и покровительства граждан Республики Беларусь, находящихся за пределами государства.

Гражданами Республики Беларусь являются:

1) лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона о гражданстве от 01.08.2002 г. (вст. Через 10 дн. после офиц. опубл.)

(ранее – лица, которые постоянно проживали на территории Республики Беларусь на день вступления в силу Закона “О гражданстве”, октябрь 1991 г.).

2) лица, которые приобрели гражданство в соответствии с законом о гражданстве;

Гражданами РБ по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона от 01.08.2002 г.

Гражданство Республики Беларусь приобретается:

по рождению;

в результате приема в гражданство.

в порядке регистрации;

и иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве..

В гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно

1) берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь;

2) знает один из ее государственных языков в пределах; необходимых для общения;

3) постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних 7-и лет;

4) имеет законный источник средств существования.

Ребенок, приобретает гражданство республики по рождению, если

на день рождения ребенка родители на момент его рождения состоят в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;

один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;

один из родителей состоит в гражданстве РБ, а другой является иностранным гражданином, – по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка;

родители (один родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории РБ, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории РБ, а государства, гражданами которого являются его родители, не представляют ему своего гражданства.

Ребенок, находящийся на территории, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь

Гражданство может прекращаться при выходе из гражданства и в связи с утратой гражданства

Выход из гражданства осуществляется в порядке, определяемом Президентом.

Гражданство утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полиции, органы безопасности и иные государственные органы иностранного государства, если отсутствуют основания для отказа в прекращении гражданства.

Основаниями для отказа в прекращении гражданства является:

гражданин РБ является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

наличие задолженности по налогам и другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;

отсутствие иного гражданства или гарантии его приобретения.

Избирательная система. Избирательное право

Избирательная система – это порядок выборов президента, депутатов палаты представителей, депутатов местных советов депутатов. В Конституции закреплены основные принципы выборов депутатов и других лиц, избираемых народом на государственные должности. Это следующие принципы:

выборы в Республике Беларусь всеобщие, свободные, равные, прямые при тайном голосовании;

выдвижение кандидатов в депутаты производится общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами;

расходы на выборы осуществляются за счет государства;

проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии;

выборы не проводятся в период чрезвычайного и военного положения.

В избирательной системе отражается сущность конституционного строя, при котором народ обладает подлинной властью при формировании депутатского корпуса и избрании Президента.

Конституция предусматривает право граждан избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право) Право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Конституция предусматривает, что в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, которым избрана мера пресечения содержание под стражей.

Выборы являются свободными – избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Выборы являются равными – избиратели имеют равное количество голосов (1 голос). Выборы являются прямыми – депутаты, президент избираются гражданами непосредственно.

Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.

Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы (всенародное голосование). Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного равного и тайного голосования. В референдуме принимают участие все граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Конституционные основы организации и деятельности государственных органов

Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Президент назначает на должность Премьер-министра с согласия Палаты представителей, назначает на должность и освобождает от должности министров и других членов Правительства, назначает республиканские референдумы, выборы в Палату представителей, формирует и возглавляет Совет безопасности, подписывает законы, подписывает международные договоры Республики Беларусь, назначает на должность судей, решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь и предоставления убежища, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны. Президент издает декреты, указы и распоряжения.

Президент осуществляет и другие полномочия, перечисленные в статье 84 Конституции.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Национальное собрание состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей состоит из 110 депутатов, которые избираются населением на 4 года. Депутаты Палаты представителей работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска на заседаниях местных Советов депутатов избирается по 8 членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Палата Представителей и Совет Республики избирают из своего состава председателей и заместителей председателей палат.

Основная функция Национального Собрания – принятие законов. Проект закона сначала поступает в Палату представителей, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем законопроект поступает в Совет Республики, где он должен быть рассмотрен и или одобрен или отклонен. Закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики.

Принятый закон направляется на подпись Президенту Республики Беларусь. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента в течение 30 дней. Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Национальным собранием. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента направляется в Совет Республики, который также рассматривает его. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 от полного состава Совета Республики. После этого закон подписывается Президентом. Если в течение 5 дней Президентом закон не подписан, закон вступает в силу.

Правительство Республики Беларусь – Совет Министров осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь. Оно состоит из Премьер-министра, его заместителей, министров. Председателей комитетов. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.

Правительство разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении. Правительство разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации, проводит единую экономическую, финансовую, кредитную и денежную политику, государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения и оплаты труда. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, борьбы с преступностью. Правительство осуществляет также другие функции, предусмотренные в ст. 107 Конституции Республики Беларусь. Правительство принимает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие осуществляется только судами. Судьи независимы и подчиняются только закону. Судьи обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключение случаев, предусмотренных законом.

Система судов состоит из трех частей: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.

Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда Республики Беларусь, областных (Минского городского) судов, районных (городских) судов, межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда. Они рассматривают гражданские, уголовные, административные дела.

Хозяйственные суды состоят из высшего Хозяйственного Суда, областных, Минского городского хозяйственного суда. Они рассматривают хозяйственные споры между субъектами хозяйствования.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры Республики Беларусь

Тема 4. Конституция государства и ее значение. Конституция Республики Беларусь.

Конституция – это Основной Закон государства. Приоритет конституции – неотъемлемый и непременный признак правового государства. Нормы Конституции имеют прямое действие. Все другие нормативные правовые акты в государстве издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Этим обеспечивается ее верховенство. Положения Конституции всегда являются первичными. Все остальные акты в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные нормы.

Конституция определяет формы всех нормативных правовых актов государственных органов, устанавливает их соподчиненность и требует их соответствия Основному Закону.

Конституция страны – это основной политический, правовой документ государства и общества, это закон законов. Исполнение Конституции является обязанностью для всех государственных органов, предприятий, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Конституция определяет весь уклад политического общественного строя, органов государства, формы власти и их взаимодействия, развития демократических процессов, правовой порядок функционирования общества, государства и роль граждан в этом процессе.

Конституция имеет следующие функции:

учредительная – закрепляет определенные устои общества, государства, человека и др;

регулятивная – устанавливает определенные правила, например, порядок формирования палат Национального собрания, порядок принятия закона;

систематизирующая – определяет систему государственных органов, норм права, и иных государственно-правовых институтов;

охранительная – защищает интересы государства, общества, права граждан, основы общественного строя;

политическая – определяет политику внутригосударственной и общественной жизни, внешнеполитическую деятельность государства;

экономическая – определяет формы собственности, рыночные отношения, экономические и финансовые формы и методы хозяйствования;

функция обеспечения законности и правопорядка – проявляется в единообразном понимании и четком соблюдении законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Конституция закрепляет и обеспечивает законность. Законность достигается созданием условий для правомерного поведения граждан, реализации их прав и обязанностей, предотвращением правонарушений, наказанием правонарушителей в точном соответствии с законом, государственной защитой нарушенных прав и интересов. Правопорядок –основанное на правовой законности своевременное и стабильное упорядочение всех общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации. Правопорядок имеет место тогда, когда реально осуществляются принципы законности; нормативные акты издаются в соответствии с принципами права, являются правовыми, все сферы жизни и деятельности регулируются своевременно, стабильно и точно.

Основные черты Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 года.

В Конституции Республики Беларусь отражаются народный, демократический, гуманный, миролюбивый характер государства Республики Беларусь. Центр тяжести перенесен из сферы декларации прав в сферу гарантий их реализации. Функционирование Конституции рассчитано на длительный срок.

Конституция – это учредительный документ Он устанавливает (учреждает) необходимые конституционно-правовые институты – основы конституционного строя, политическую систему, государственное устройство, избирательную систему. Гражданство Республики Беларусь.

Особенностью Конституции является фиксация не только того, что уже имеется, т.е. определенного этапа развития общества и государства, но и определение программы дальнейшего развития. Такое положение, например, закреплено в ст. 1 Конституции о том, что наше государство является демократическим, социальным, правовым.

Структура Конституции представляет собой систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

Конституция имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения.

Структура Конституции:

Преамбула.

Раздел I. Основы конституционного строя.

Раздел II. Личность, общество, государство.

Раздел III. Избирательная система. Референдум.

Глава 1. Избирательная система.

Глава 2. Референдум.

Раздел IV. Президент. Парламент. Правительство. Суд.

Глава 3. Президент.

Глава 4. Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь

Глава 5. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь

Глава 6. Суд.

Раздел V. Местное управление и самоуправление

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля.

Глава 7. Прокуратура.

Глава 8. Комитет государственного контроля.

Раздел VII. Финансово-кредитная система.

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.

Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле указывается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь. Положения преамбулы имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции.

Основная часть состоит из 8 разделов и 8 глав.

В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, то есть верховенство воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие.

Второй раздел посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В третьем разделе фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдумов. Четвертый раздел, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях главы государства, о порядке формирования и компетенции Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и неуклонным единоообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел седьмой содержит нормы, касающиеся кредитно-финансовой системы Республики Беларусь.

Важнейшее место для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел восьмой. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

В заключительных и переходных положениях размещены нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей. Положения Конституции необходимо трактовать в системной взаимосвязанности.

Основы административного права

Тема 5. Общие положения административного права

1.Понятие административного права

2. Административно-правовые отношения.

3. Субъекты административно-правовых отношений.

4. Понятие государственной службы. Права и обязанности государственного служащего.

1. Понятие административного права

Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческой деятельности органов исполнительной власти. Нормы административного права определяют компетенцию и структуру, порядок организации и деятельности органов управления, их аппарата, права и обязанности должностных лиц, формы и методы управленческой деятельности. Административное право устанавливает правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например, правила дорожного движения, противопожарные, санитарно-эпидемиологические правила, правила торговли и т.д.), а также административную ответственность за нарушение этих правил, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях регулирует вопросы охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан.

Административное право регулирует общественные отношения в области управления народным хозяйством, образованием, здравоохранением, наукой, культурой, в области обороны республики, иностранных дел, охраны общественного порядка и государственной безопасности. Административное право устанавливает многие обязанности граждан, связанные с охраной общественного порядка.

Предметом административного права как отрасли права являются общественные отношения в сфере государственного управления, в пределах которой субъекты исполнительной власти руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами.

Методом административно-правового регулирования является применение юридически властных предписаний, исходящих от уполномоченного властью субъекта. Между участниками административно-правовых отношений существуют отношения власти и подчинения, то есть юридическое неравенство, присущее управленческим общественным отношениям. Если в гражданских правоотношениях существует принцип равенства сторон, равенство участников, то в административном праве предписания субъекта административной власти являются односторонними действиями, влекущими юридические последствия.

Систему органов государственного управления составляют: Совет Министров, министерства, государственные комитеты, комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, администрации), их отделы и управления. На органы государственного управления возложено непосредственное практическое осуществление управленческих функций. Такого рода деятельность именуется исполнительной и распорядительной, а государственные органы управления –исполнительно-распорядительными.

Государственные органы управления в ходе реализации возложенных на них задач и функций осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительный характер деятельности органов управления выражается в организации и осуществлении исполнения законов и подзаконных правовых актов. Исполнительно распорядительная деятельность осуществляется во всех сферах общественной жизни: экономической (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и др.), социально-культурной (образование, культура, здравоохранение, социальная защита) и административно-политической (оборона, охрана государственной и общественной безопасности).

Таким образом, государственное управление– это публичная творческая исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов Республики Беларусь, направленная на практическую реализацию их функций в экономической, социально-культурной, административно-политической и других сферах, организацию исполнения законов, декретов и указов Президента и иных законодательных актов.

Главная задача административно-правового регулирования управленческих отношений – это защита человека в сфере осуществления полномочий органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Административно-правовые отношения.

Закрепляя правила поведения в области государственного управления, административное право придает управленческим отношениям статус правоотношений. Административно-правовые отношения – это общественные отношения, складывающиеся в области исполнительной и распорядительной деятельности и урегулированные нормами административного права. В юридической литературе управленческие отношения, регулируемые административным правом, классифицируют по особенностям их участников:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного организационно-правового уровня (вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между не соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями, учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.)

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями;

ж) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Административно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям: по их содержанию (централизованное руководство или оперативное управление), по направленности (с подготовкой и исполнением подзаконных актов), по объему (общего, межотраслевого и территориального управления) и т. п.

Управленческие отношения можно разделить также в зависимости от конкретных целей их возникновения на внутренние и внешние.

Внутренние или внутриорганизационные отношения закрепляют систему органов исполнительной власти, взаимодействие между ними и их подразделениями, распределение прав, обязанностей и ответственности среди работников аппарата управления государственных и местных исполнительно-распорядительных органов.

Внешние отношения закрепляют взаимоотношения субъектов исполнительной власти и граждан, государственных и негосударственных организаций.

Субъекты административно-правовых отношений

Участники административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями и являются субъектами правоотношения. Субъектами административно-правовых отношения являются государственные органы, должностные лица и другие государственные служащие, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также общественные организации (если они наделяются исполнительно-распорядительными функциями).

Граждане как субъекты административно-правовых отношений участвуют во всех сферах исполнительной и распорядительной деятельности. В административно-правовых отношениях граждане выступают в качестве: стороны, обязанной выполнять требования административно-правовых норм, исходящих от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать требования органов санитарно-эпидемического надзора); стороны, реализующей принадлежащие ей законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя право на защиту, гражданин обращается с административной жалобой или с иском в суд).

Можно выделить несколько групп правоотношений, в которых граждане выступают в качестве стороны:

возникающие в процессе реализации гражданином принадлежащих им прав (право на медицинскую помощь, на образование и т.п.);

складывающиеся в связи с выполнением гражданских обязанностей (воинской, охраны окружающей среды, соблюдения правил безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и др.);

возникающие в связи с совершением гражданами правонарушений, а равно нарушение органами государства или должностными лицами прав и законных интересов граждан (обжалование действий государственных органов и т.п.).

Административно-правовые отношения не могут возникнуть между гражданами. В административно-правовых отношениях одной из сторон является государственный орган (должностное лицо), осуществляющие исполнительно-распорядительные функции.

Субъектом административного права является звено государственного аппарата (государственная организация), которое призвано в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий непосредственное и повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административным строительством. Субъектами административных отношений являются органы государственного управления и их должностные лица, осуществляющие государственно-властные полномочия.

К органам государственного управления относятся органы исполнительной власти: Правительство Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы.

Административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любого из субъектов административного права. В отличие от гражданско-правовых отношений для возникновения административно-правового отношения не требуется согласия другой стороны. Это отношение может возникнуть и помимо воли другой стороны; нарушение административно-правовой нормы влечет, как правило, административную или дисциплинарную ответственность.

Понятие государственной службы. Права и обязанности государственных служащих.

Тема 6. Административно-правовая ответственность.

1. Понятие административного правонарушения

2. Понятие и сущность административной ответственности

3. Виды мер административной ответственности.

4. Органы и должностные лица, правомочные применять административную ответственность

1. Понятие административного правонарушения

В процессе государственного управления важное место занимает правоохранительная деятельность. Ее сущность состоит в том, чтобы обеспечить выполнение требований закона, не допустить их нарушения, применить к правонарушителям дозволенные меры воспитательного (профилактического) и административного воздействия. Административное правонарушение – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Признаками административного правонарушения являются: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Степень общественной опасности того или иного деяния является критерием подразделения всех правонарушений на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Общественная опасность состоит в том, что правонарушитель своим поведением проявляет неуважительное отношение к правилам, установленным государством.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и ряда других отраслей права. Применением административной ответственности обеспечивается соблюдение соответствующих норм права (административного, конституционного, гражданского, трудового, банковского и др.) Действие или бездействие не является противоправным, если оно не запрещено нормами права.

Противоправное деяние только тогда образует административное правонарушение, когда оно является виновным, то есть совершенным умышленно или по неосторожности

Административные проступки наказуемы, за их совершение государство предусматривает применение мер административной ответственности.

Признаками состава административного правонарушения являются:

● объект административного правонарушения – те охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение, правонарушитель;

● объективная сторона действие или бездействие лица, запрещенное законом;

● субъект административного правонарушения – физические лица;

● субъективная сторона административного правонарушения – психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям – вина лица, совершившего правонарушение, мотив и цель его совершения. При отсутствии вины ни одно лицо не должно привлекаться к административной ответственности. Не подлежит административной ответственности лицо, которое при совершении противоправного действия или бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

В нормативных актах содержатся указания на то, какие деяния являются административными проступками, влекущими за собой административную ответственность.

К административным правонарушениям относятся:

мелкое хищение имущества;

нарушения, связанные с эксплуатацией транспортных средств и нарушением правил дорожного движения;

нарушения порядка продажи огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия;

мелкое хулиганство;

стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и не в отведенных для этого местах;

неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего или иного лица, при исполнении ими общественного долга по охране общественного порядка;

неявка по вызову в военкомат;

нарушение правил воинского учета и др.

2. Понятие и сущность административной ответственности

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания. Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

Административная ответственность обладает признаками, присущими юридической ответственности. Однако она обладает и свойственными только ей чертами:

Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, которая состоит из законов, многочисленных законодательных и подзаконных актов. Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс Республики Беларусь об административной ответственности. Он содержит перечень взысканий, состав правонарушений, а также нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях;

основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок);

субъектами административной ответственности являются только физические лица –граждане, должностные лица. Физическое лицо подлежит административной ответственности при наличии вменяемости и достижении к моменту совершения административного проступка возраста 16 лет. Вопрос об ответственности лиц в возрасте от 16 до 18 лет рассматривается в комиссиях по дела несовершеннолетних. Должностные лица как субъекты административной ответственности несут ответственность за правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка, управления, государственного или общественного порядка, охраны природы, здоровья населения и других правил;

применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц (уголовные наказания применяются только судом).

Особенностями административной ответственности являются: ее основанием служит административный проступок; она выражается в применении за такой проступок административного взыскания; эти взыскания налагаются уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям, не подчиненным им по службе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: