Координация. Координация (лат. co – совместно + ordinatio – упорядочение, то есть – расположение в порядке) – функция управления

Координация (лат. co – совместно + ordinatio – упорядочение, то есть – расположение в порядке) – функция управления, состоящая в согласовании и установлении функциональной взаимозависимости разных частей управляемой системы. В организации, состоящей из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация их деятельности.

Без связей и фактического взаимодействия частей не может быть организованного целого. В организации связь – это выражение отношений, а не какое-то действие. Посредством связей в организации осуществляется координация ролей и деятельностей. Эффективная координация является функцией двух переменных: прав и информации.

В организации выделяются различные типы связей. Все зависит от того, какой критерий положен в основу их классификации. Наиболее часто анализу подвергаются следующие пары связей в организации: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные; формальные и неформальные.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всевозможных её схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто» есть «кто» в организационной иерархии. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка». Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству вертикальных связей можно судить о размерах организации.

Горизонтальные связи – это связи между двумя или более равными по положению и иерархии или статусу частями или членами организации. Горизонтальные связи развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. В отличие от вертикальных связей, горизонтальные связи, за исключением матричной департаментизации, не формализуются в ходе проектирования организации.

Следующая пара связей в организации – линейные и функциональные связи. Линейные связи – это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными. Эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают в форме приказов, распоряжений, команд, указаний и т.п. Природа функциональных связей – совещательная. Посредством этих связей реализуется информационное обеспечение координации. Функциональные связи имеют в организационной иерархии направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения и т.п. Функциональные связи следует отличать от функциональных прав. Права – это власть, которую индивид или отдел могут иметь как результат специфики своей работы.

Следующая пара связей в организации – формальные и неформальные связи. Неформальные связи возникают в неформальных организациях, которые являются спонтанно сложившейся системой социальных связей и отношений, норм, действий, являющихся результатом межличностного и внутригруппового общения. Неформальные связи характеризуются отсутствием четко выраженных и документально зафиксированных правил и предписаний. Формальные связи реализуются на основе формальной организации, характеризующейся строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями, а также рациональностью и безличностью отношений между ее членами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: