double arrow

Основные функции планирования

3

Экономическая сущность и содержание планирования

В настоящее время организации (предприятия, банки, фирмы, холдинги) самостоятельно принимают хозяйственные решения и несут ответственность не за их выполнение, а за его последствия.

П. Д. Половинкин определяет планирование как процесс определения и реализации будущей модели функционирования объекта, его структурных подразделений на основе предвидения, целенаправленной сознательной деятельности по постоянному поддержанию рациональной динамичной пропорциональности и эффективному использованию ресурсов.

Планирование следует правильно соотносить с более широким понятием – «предвидение», под которым понимают опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Выделяют три формы предвидения, отличающиеся степенью конкретности и характером воздействия на ход исследуемых процессов: гипотезу, прогноз, план.

1. Гипотеза  это научное предвидение на уровне общей теории. Исходная точка построения гипотезы — теория, открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи формирования и развития исследуемых объектов. Гипотеза раскрывает качественную характеристику объекта, выражает общие закономерности его развития. Гипотеза рассматривается как научное предвидение, основанное на теоретическом представлении о закономерностях развития и изменения качественной характеристики тех или иных объектов под действием различных факторов. Гипотеза может служить основой для последующего прогнозирования и планирования.

2. Прогноз это научное предвидение на уровне конкретно-прикладной теории. По И. Бестужеву-Лада, прогноз - предсказание – т.е. характеристика возможных или желательных состояний исследуемого объекта, аспектов будущего. Он имеет значительно большую определенность и достоверность, чем гипотеза. В основе разработки прогноза не только качественные, но и количественные параметры.

При этом прогноз, естественно, носит вероятностный характер. Под прогнозом следует понимать научно обоснованное предвидение возможного развития предприятия с указанием количественных и качественных параметров или вариантов, сценариев, путей и сроков получения намеченных результатов. Задача научного прогноза – дать объективное достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях, то есть он представляет собой исследование, направленное на определение развития явления.

Основные функции прогноза:

- анализ социально-экономических процессов и тенденций;

- оценка сложившейся ситуации и выявление проблем развития отраслей;

- оценка тенденций в будущем;

- предопределение экономических условий;

- выявление альтернативы развития в перспективе;

- накопление экономической информации для обоснования выбора и принятия оптимального управленческого решения.

Важное качество прогнозирования - его вариантность, позволяющая использовать результат прогноза при наиболее вероятных ситуациях. Варианты могут отличаться намеченными целями, объемом и структурой ресурсов, пропорциями их распределения между экономикой, социальной сферой, научно-техническим развитием, неодинаковым влиянием внешних факторов (спрос и предложение на мировом рынке, его цены, международные проекты и т.д.).

3. План–это научное предвидение, которое предполагает четкую постановку точно определенной цели и отражение конкретных событий (действий, мер,…) по достижению исследуемым объектом поставленной цели. Как и прогноз, план основан на закономерностях и достижениях конкретно-прикладной науки. Но в нем предвидение получает наибольшую точность и определенность. По И. Бестужеву-Лада, план - это предсказание – программирование, проектирование на основе принятия решений по проблемам, выявленным на стадии предсказания, и учете всех отрицательных аспектов развития будущего.

Таблица 1 - Различия между планом и прогнозом

  Прогноз План
  Исходит из альтернатив изменения состояния объекта и имеет вариантное содержание – сценарии Содержит однозначное решение
  Констатирует вероятность развития событий и достижения целей в условиях неопределенности Отражает сугубо определенные, детерминированные условия
  Определяет параметры развития с менее достаточной точностью Строится на более точных методах расчетов
  В большей степени имеет информационный характер: не содержит обязательных показателей; никому не адресуется; не предполагает принятие обязательных решений и действий; не устанавливает ответственности за их осуществление Имеет функциональный характер, имеет обязательное, директивное значение, поэтому содержит: обоснование целей, задач и мер; разработку исходных нормативов и точных норм; расчет выделяемых ресурсов; определяет конкретных исполнителей; устанавливает ответственность за его реализацию

Сценарий — это описание будущего, составленное с учетом правдоподобных положений; он разрабатывается для определенной совокупности условий будущего развития. Прогноз обычно имеет несколько сценариев, в том числе оптимистический, пессимистический, оптимально-реалистический.

Все формы предвидения тесно взаимосвязаны как на стадии познания поведения объекта в будущем, так и на стадии принятия управленческих решений. В качестве исходного момента познания объекта выступает гипотеза, завершающим этапом является разработка плана развития объекта. Связующим звеном между гипотезой и планом выступает прогноз:

Но сочетания прогноза и плана могут быть и иными: при прогнозировании последствий выполнения плана прогноз может следовать за ним; прогноз может обосновываться непосредственно в процессе разработки плана.

В практике государственного регулирования рыночной экономики прогнозирование функционирует и самостоятельно, поскольку существуют процессы, которые не поддаются планированию.

Процесс планирования на предприятии включает три стадии:

1. Процесс разработки планов, то есть принятие управленческих решений о целях предприятия и методах их осуществления. Результат данной стадии — утверждение системы планов.

2. Выполнение плановых решений. Результат — осуществление предусмотренных планами мер по достижению поставленных целей, корректировка их в соответствии с изменениями внешних и внутренних по отношению к предприятию условий.

3. Контроль выполнения планов развития предприятия путем сопоставления фактических показателей с плановыми и корректировка поставленных целей.

Первую стадию - процесс разработки планов, в свою очередь, можно разделить на ряд этапов, следующих друг за другом:

- исследование и анализ внутренней и внешней среды предприятия;

- определение приоритетных ориентиров предпринимательской деятельности: видение, миссия, комплекс целей;

- разработка стратегии развития предприятия на основе исследования ее альтернативных вариантов;

- обоснование среднесрочных планов и программ;

- разработка текущих планов: годовых и оперативных;

- определение предпосылок разработки новых планов, учитывающих результаты достижения плановых показателей.

Для конкретного предприятия на каждом этапе планирования важно выделять главное.

На первом этапе, прежде всего, определяют качественные параметры внешней среды функционирования предприятия. Как известно, рыночная экономика развивается неравномерно, циклично, последовательно проходя через фазы стабильного развития, кризиса, депрессии, оживления, подъема, а также среднесрочного, долгосрочного, сверхдолгосрочного (цивилизованного) циклов. В современных условиях необходимо правильно определить, в какой фазе экономического цикла находится экономика, когда будет достигнута точка перехода в другую фазу. Своевременное определение этого момента даст возможность с опережением подготовиться к нему, обосновать эффективное использование производственного потенциала предприятия.

При анализе производственной среды определяют тенденции ее развития и возможные их изменения как в отраслях, производящих средства производства для предприятий АПК, так и в отраслях — потребителях продукции комплекса. Такой анализ уменьшает степень неопределенности стратегии производства на предприятии.

Анализ конкурентной среды позволяет определить ее цели в различных сферах экономики, на различных рынках и в их нишах.

Анализ технологической среды помогает выявить возможность технологического прорыва на более высокий уровень, вероятность появления на рынке новых товаров, определить инновационную стратегию и тактику, сравнить свои возможности с достижениями конкурентов в производстве новых видов продукции.

Анализ состояния и тенденций развития основных, дополнительных и вспомогательных отраслей предприятия, результатов их развития за предшествующий период и выявление резервов более эффективного использования имеющихся ресурсов с учетом оценки внешней среды дают возможность предприятию обосновать цели и задачи развития.

Обоснование целей и выбор возможных направлений развития, средств и методов их достижения тесно взаимосвязаны. При ограниченных производственных ресурсах выдвигаемые цели во многом предопределяют выбор путей и средств их осуществления. В свою очередь, имеющиеся в распоряжении предприятия производственные и финансовые ресурсы влияют на выбор стратегических и тактических целей развития. Например, стабилизация положения предприятия и его дальнейший устойчивый экономический рост на современном этапе определяются уровнем и состоянием его финансовой дееспособности.

Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт:

1. Планирование имеет две стороны: социально-экономическую и организационно-техническую.

Организационно-техническая сторона обусловливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально-экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать с двух позиций: его организационно-технических характеристик и социально-экономических условий. Иначе нельзя раскрыть многие при­чинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планирования.

С точки зрения организационно-технической стороны планирования страны с развитой рыночной экономикой имеют больше опыта. Применяемый там арсенал технических средств и методов значительно богаче. Отсюда следует, что уровень организации производства и управления в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах бывшего Советского Союза. Значит, имеется большая возможность в использовании организационно-технического опыта планирования развитых зарубежных стран и ограни­ченная возможность применения социально-экономического опыта планирования. Еще один важный вывод из этого анализа: социально-экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке целей планирования и выборе средств их реализации.

2. Планирование как элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса" планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования. В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений).

На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

3. Планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации про­изводства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных действий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий.

Этот дополнительный эффект он приписал разделению труда и объяснил следующим:

- возрастанием умения каждого работника;

- экономией времени на переход от одного вида деятельности к другому;

- специализацией и возможностью автоматизации процесса производства.

Источником дополнительного эффекта в процессах специализации и кооперации труда является планомерность. Именно присущая кооперации планомерность (сознательно устанавливаемая планом связь) рождает новую производительную силу. Современное крупное машинное производство, характеризуемое колоссальным динамизмом, большой сменяемостью моделей и типоразмеров изделий, сложностью технологических процессов изготовления предъявляет особые требования к внутрифирменному планированию, как средству, призванному определять и поддерживать внутрипроизводственные пропорции.

При создании сложных объектов новой техники внутрифирменное планирование позволяет скоординировать различные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, производственные, строительные, монтажные, наладочные и другие работы, выполняемые в порядке кооперирования многими пред­приятиями, научно-исследовательскими и конструкторскими организациями различных отраслей промышленности. При этом планы устанавливают не только общую длительность всего процесса, но и продолжительность, последовательность всех входящих в него работ и их этапов, сводя к минимуму нерациональные затраты различных ресурсов. Таким образом, планирование увеличивает эффективность, производительность труда.

Планирование можно рассматривать как функцию управления предприятием. Управление предприятием представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие команды управления, согласующее и объединяющее работников для совместной трудовой деятельности. Существует множество подходов к определению сущности управления предприятием. Некоторые из них представлены в таблице:

Таблица 2 – Подходы к определению сущности управления предприятием

Ракурс оценки Характеристика
Управление как искусство Способность эффективно применять накопленный опыт. Базируется на том, что предприятие – сложная социально-экономическая система, на функционирование которой воздействует многочисленные факторы внешней и внутренней среды.
Управление как наука Имеет свой предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу составляет накопленная сумма знаний об управлении, представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и методов управления.
Управление как функция Реализуется посредством ряда управленческих действий, получивших название функция управления.
Управление как процесс Отражает стремление теоретиков и практиков управления интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку, разорванную в результате частого применения функционального подхода, при котором каждая функция управления рассматривается самостоятельно, вне связи с другими.
Управление как персонал, управляющий предприятием Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют предприятия и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Управление как руководящие органы предприятия Управление часто идентифицируют с органами (аппаратом) управления. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, характере связей между звеньями и элементами структуры управления, степени централизации и децентрализации распределения функций и др.

Планирование – основа для принятия решений, связанных с управлением предприятием, и представляет собой управленческую деятельность: определение целей и задач управления предприятием, разработку путей реализации представленных панов для достижения поставленных целей, т.е. – разработка стратегии развития предприятия, а также расчет объема необходимых ресурсов и их распределение.

Планирование и анализ деятельности фирмы служит основой реализации ее управления. Механизм его реализации требует объединения в систему планирования соответствующих целей и средств их достижения. При этом основные цели и экономические функции каждой фирмы должны быть в процессе планирования тесно увязаны снаправлением производственной (или иной операционной) деятельности и достаточно полно отражаться, как в перспективных, так и в текущих планах.

Под функцией понимают обязанность, круг деятельности, назначение чего-либо или кого-либо, выполняемую кем-либо работу.

Основные функции планирования на предприятии следующие:

- функция руководства предусматривает обоснование стратегии и тактики, целей и задач предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды функционирования, распределение ограниченных ресурсов, организацию и контроль выполнения намеченных планов.

- стратегия развития предприятия, как правило, формулируется и разрабатывается высшим руководством — руководителем предприятия и его главными специалистами. Руководители среднего и низшего звеньев управления также участвуют в этой работе, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь

- тактика — разрабатывается специалистами и руководителями подразделений;

функция обеспеченияэто устойчивые виды деятельности, выполняемые на предприятии непосредственно для производства продукции (работ, услуг).

Функция определяется:

- этапами производственного цикла деятельности предприятия (закупки, производство, сбыт);

- элементами производственного обеспечения (материально-техническое оснащение, связь, транспорт);

направлениями деятельности (персонал, инновации, инвестиции, проекты, финансы, снабжение и сбыт, маркетинг, безопасность, риски, международная деятельность и т. д.).

- функция координации предполагает при разработке планов взаимоувязку их на всех этапах и уровнях планирования — от предприятия в целом до каждого подразделения. Планирование на предприятии будет эффективным в случае, если планы деятельности его подразделений будут четко взаимоувязаны. Координация обеспечивает бесперебойность и непрерывность управления, позволяет установить рациональные связи между подразделениями предприятия. для выполнения этой функции могу использовать всевозможные информационные источники: отчеты, аналитические материалы, данные опросов, дискуссий и др.

В условиях повышенной ответственности руководителей за конечный результат их управленческой деятельности растет число неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, и одновременно уменьшается необходимость вертикальной координации.

Особая роль функции координации отводится на этапе организации выполнения планов, поскольку эффективность функционирования подразделений, например растениеводства и животноводства, напрямую зависит от рациональной организации производства в каждом из них. Организация кормовой базы хозяйства предполагает одновременное планирование как развития кормопроизводства в растениеводстве, так и потребности, приготовления и использования кормов в подразделениях животноводства. Главное — рациональное сочетание и эффективная координация всех работ по производству, заготовке, хранению, приготовлению и скармливанию кормов во всех подразделениях;

- функция контроля процесса реализации плана развития предприятия обеспечивает связь планирования с действительностью, позволяет своевременно обнаруживать отклонения от плановых показателей, выявлять их причины и принимать необходимые меры по уменьшению или ликвидации нежелательных последствий.

Контроль – управленческая деятельность по количественной и качественной оценке результатов работы предприятия. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он представляет собой средство осуществления обратных связей в системе управления. Благодаря контролю проверяется выполнение принятых плановых решений и оцениваются их последствия.

Выделяют два основных направления контроля:

- контроль выполнения работ, намеченным планом;

- реализация мер по корректировке всех значительных отклонений от плана.

Основными инструментами выполнения этой функции являются наблюдение и проверка всех сторон деятельности предприятия, а также учет и анализ учетных данных и расчетных показателей.

Функции планирования, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему планового управления предприятием, позволяющую дифференцировать методы управленческого воздействия, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

Эффективное выполнение функции планирования предполагает:

- получение сведений об основных общеэкономических и рыночных условиях, влияющих на рынок самой фирмы и ее конкурентов, в частности, сведений о прошлых продажах и прибылях;

- определение оптимальной товарной структуры производства с учетом научно-технического прогресса и факторов спроса;

- оперативный учет наличных ресурсов и гибкое маневрирование ими;

- установление контроля за выполнением планов, и, своевременную корректировку плановых заданий в случае необходимости.

Для выполнения функций планирования требуется четко определить:

- объект планирования (что планируется);

- субъект планирования (кто планирует);

- период (горизонт) планирования (на какой срок);

- средства планирования (например, компьютерные технологии);

- методику планирования (как планировать);

- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

3

Сейчас читают про: