Выводы
Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.
Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.
Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т. е. набора правил, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики.
Создание благоприятной институциональной среды – это трудный и длительный процесс. Западу для этого потребовалось более 500 лет.
Рынок имеет определенную структуру.
Структура рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов.
Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие.
По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.
По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.
|
|
По степени ограничения конкуренции называют рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.
По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.
По характеру продаж – оптовый, розничный и рынки государственных закупок продукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – фирмы, АО и т. д.
По месту создания продукта – внутренний и внешний.
Основные виды рынков подразделяются на различные рыночные сегменты.
Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.
Сегментацию рынка проводят, беря за основу классификации разные факторы. К ним относятся:
Географические, учитывающие различия регионов (Север, Урал, Сибирь и т. д.); плотность населения (город, пригород, деревня); климатические условия (континентальные, морские и т. д.). Естественно, что спрос на один и тот же товар (скажем, зимнюю одежду) в каждом из этих регионов будет отличаться от других.
Демографические, учитывающие пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сферу деятельности и пр.
Психографические, учитывающие стиль жизни и социальный состав населения.
Поведенческие, учитывающие спонтанный характер приобретения товара.
Характеристика рынка была бы неполной без анализа его действующих лиц и объектов их интереса.
Действующими лицами, или хозяйствующими субъектами, рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство.
Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
|
|
обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании, образовании своих членов);
самостоятельно принимает решения;
является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу;
стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Существуют три типа домашнего хозяйства: действующих в командной экономике, в рыночной и переходной. О них речь пойдет в лекции 11.
Следующим субъектом рынка является фирма.
Фирма – это экономическая единица, которая:
использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
стремится к максимизации прибыли;
самостоятельно принимает решения.
Институциональная теория, быстро распространяющаяся в России, описывает три типа фирм: действующие в командной экономике, в рыночной и в переходной. Они рассматриваются в лекции 9.
Еще один субъект рынка – государство.
Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Основная экономическая роль государства – обеспечение взаимодействия между всеми участниками хозяйственной деятельности. Роль государства исследуется в лекции 15.
Домашние хозяйства, фирмы и государство вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка.
Объектами рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т. п.