Контроль

Адаптация;

Инновация;

Государство

Предприниматели

Домашнее (семейное) хозяйство

Закон убывающей отдачи.

Закон возрастающих временных издержек.

Расширяются рынки.

Происходит усиление конкуренции.

Углубляется разделение труда.

Материальные потребности общества, буквально безграничны или неутолимы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

Экономическая предпосылка

Значение качества продукции состоит в том, что только ка­чественная продукция открывает дорогу экспорту на пла­тежеспособные рынки. Основные закономерности экономики в настоящее время к сводятся к следующему:

2. Экономические ресурсы, то есть средства для про­изводства, ограничены или редки (естественные ресурсы, реальный капитал, трудовые ресурсы, предпринимательские способности).

При этом отмечают ниже указанные секторы микроэкономики:

4. «Заграница»

Являясь важным инстру­ментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает кон­курентоспособность товара, которая должна соответствовать техническому уровню и полезности продукции в функциональ­ном, социальном, эстетическом, эргономическом, экологиче­ском аспектах.

Рынок - система организации обмена продуктами и услугами в хозяйстве с развитым разделени­ем труда.

Для соверщенного рынка характерны:

1. Свободнаяконкуренция.

2. Прозрачность рынка (информация о ценах).

3. Потребитель принимает решения, исходя из чисто деловой точки зре­ния.

4. Обмениваемые товары - идентич­ны.

Конкуренция основной элемент рыночного хозяйства. Наряду с экономическими характеристиками она также имеет важное социальное измерение, поскольку обеспечивает творческую работу каждого в сфере экономического созидания, препятст­вует ограничению обмена, воспитывает боевой дух и предприимчивый образ действий .

Различают следующие функции конкуренции:

1. Регулирование (Максимальное удовлетво­рение требований потребителей);

2. Размещение (Ресурсы и производственные продукты всегда в конечном итоге концен­трируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу);

5. Распределительная функция (Распределе­ние социального продукта, прежде всего по критерию степени дефицитности того или иного производственного фактора);

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Отличительные её характеристики:

1. Достаточное большое число предприятий ограничивает контроль над ценой.

2. Отсутствует взаимная зависимость, тайный сговор по ценам и рынкам фактически невозможен.

3. Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи.

4. Экономическое соперничество влечёт за собой ценовую и неценовую конкуренцию.

5. Вступление в отрасль является относительно лёгким (барьеры: рост масштаба производства снижает издержки, естественные монополии, НИОКР, патенты, лицензии, собственность на важнейшие виды сырья, нечестная конкуренция).

6. Лёгкое вступление в отрасль и массовый выход вызывают тенденцию к получению нормальной прибыли в долговременном периоде.

7. Превышение цены предельных издержек означает недораспределение ресурсов для данного продукта и потребители не получают продукт по наименьшей цене.

8. Дифференциация продукта обеспечивает компенсацию тенденции приближения к нулю прибыли в долговременном периоде.

9. Предприниматель стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбытовой деятельности, которая будет максимизировать прибыль.

При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей про­дукции, которые могут удовлетворять потребности потребите­ля, а также расходами на приобретение и потребление соответ­ствующей продукции. Качество достигается вложением за­трат, которые окупаются благодаря полученной прибыли.

Ценообразование преследует две цели:

Продавец - устанавливает максимально высокую цену;

Покупатель – осуществляет покупку по минимально низкой цене

Развитие рыночной экономики привело к рассмотрению качества с позиции потребителя в отличие от позиции, при которой качество диктуется производителем. Наличие конкурентной среды в рыночной экономике при­вело к разделению конкуренции по признаку качества на:

ценовую — вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены;

неценовую, при которой за ту же цену предлагается то­вар с более высокими качественными показателями и комплексом услуг, что называется на языке маркетинга «товар с сопровождением».

В усилении неценовой конкуренции товаропроизводителей главную роль играет повышение качества продукции. Оно выступает важнейшим фактором роста эффективности удовлетво­рения потребностей и конкурентоспособности продукции на мировом рынке и в значительной степени определяет цель функционирования хозяйственного механизма.

Это в значительной степени обусловливает необходимость интегрального подхода к управлению качеством продукции, обеспечивающего усиление взаимосвязей между отдельными элементами системы управления качеством, стадиями жизнен­ного цикла продукции, уровнями управления.

В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основыва­ется на финансовом выигрыше и максимизации потребитель­ского эффекта. Потребительский эффект получается от совер­шенствования разнообразных уровней, важных для оценки ка­чества, сконцентрированных в потребительной стоимости. Важными уровнями оценки качества являются:

технический уровень, который воплощает в продукции достижения

научно-технического прогресса;

эстетический уровень, который характеризуется комп­лексом свойств, связанных с эстетическими ощущения­ми и взглядами;

эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт, поддержание качества);

уровень качества функционирования, предполагающий гармоничную увязку функциональных свойств (взаимо­заменяемости, точности, надежности, стабильности).

Преобладающая часть современного мирового производст­ва представлена производством продукции. Поэтому произ­веденная продукция воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость.

В серийном производстве для изделий долговременного пользования всё большую роль начинает играть не продажная цена продукции, а стоимость полного жизненного цикла (ЖЦ).

При этом предприятия - производители продукции решают три основных вопроса экономики:

1. «Что производить» - решающее значение имеет выбор потребителя.

2.«Как производить» - решается конкурен­цией различных производителей.

3. «Для кого производить» - определяется игрой предложений и спроса.

Конкурентоспособность и качество

Известно, что именно качество и конкурентоспособность определяют подъём экономики и качество жизни людей. Кон­курентоспособность стала очень важным критерием, опреде­ляющим возможности существования организации в рыноч­ных условиях, что исходит из характеристики рынка. Она включает основные факторы конкурентоспособности, насы­щенность товарами, осведомленность потребителя и изменчи­вость через прогресс, соперничество. Основные факторы кон­курентоспособности выражены:

соответствием ожиданиям потребителей (качество);

платежеспособностью потребителя (цена);

точностью сроков поставки;

стоимостью эксплуатации;

удобством обслуживания;

доверием к товару (имидж изготовителя, сертифика­ция).

Способность за 5...7 лет обеспечить конкурентоспособное качество относят к главному критерию выбора предприятий.

Понятие конкуренции весьма разнообразно и под ним по­нимаются:

элемент рыночного механизма;

форма взаимодействия рыночных субъектов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: