План лекции. Недискретные единицы лексики

Недискретные единицы лексики

Отдельное слово, выражающее отдельное понятие через отдельное значение образуют дискретную единицу лексики данного языка. Но бывает и так, что для выражения отдельного значения не хватает одного слова и тогда недискретной цельной единицей лексики выступают фразеологизмы.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, характеризуемое слитностью, нечленимостью значения, принудительностью связей между словами и цельностью воспроизведения в речи.

Наиболее известна классификация фразеологизмов академика Виноградова В.В.:

1. Фразеологические сращения (точить лясы, как пить дать, себе на уме). Основной признак – семантическая неделимость, абсолютная невыводимость значений целого из компонентов. Фразеологические сращения называют также идиомами.

2. Фразеологические единства (намылить голову, выносить сор из избы, стреляный воробей, чем чёрт не шутит). К этой группе примыкают пословицы и поговорки, которые имеют форму предложения, а не словосочетания (Дело мастера боится; Цыплят по осени считают). Особенность – семантическая двуликость. Они могут пониматься буквально (вынести сор из избы) и переносно как одна семантическая единица (Он был молчалив. Так из избы не вынесено сору. Крылов).

3. Фразеологические сочетания. В них реализуются несвободные фразеологические значения слов (отвести глаза, потупить взор, ужас берет, нашло сомнение): Я с усилием отвёл глаза от этого прекрасного лица. Однако при изменении управления возникает фразеологическое единство: отвести глаза – обмануть;

4. Фразеологические выражения афоризмы: Счастливые часов не наблюдают.

Обязательная литература

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: "Просвещение", 1987, С. 159 – 204

2. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.: "Просвещение", 1975, С. 7 – 60

3. Гируцкий А.А. Введение в языкознание: Минск: Тетра – Системс, 2005, -С.108-176.

Тема 8

Грамматика языка

Морфемика Словообразование

1. Общее понятие о грамматике.

2. Понятие о морфеме. Типы морфем.

3. Словообразование.

  1. Общее понятие о грамматике

Термин "грамматика", из древнегреческого, в переводе – (искусство грамматики – умение читать и писать), обозначает:

1. грамматический строй (совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры)

2. науку о грамматическом строе (наука об образовании слов, их изменении, классах, сочетаниях и употреблении в предложении и контексте)

Основными разделами грамматики являются морфология и синтаксис.

Морфология обладает следующими разделами: словообразование (дериватология) и учение о частях речи.

Синтаксис – синтаксис словосочетания, синтаксис предложения, синтаксис контекста.

Морфология (от греч. morphē- форма и logos- слово, учение) исследует формы слова и выражаемые ими значения, синтаксис (от греч. sýntaxis- порядок, построение)- формы слова, словосочетания и предложения и их значения. По сути, морфология - это грамматика слова, а синтаксис - это грамматика слова, словосочетания и предложения. Такое членение грамматики важно для языков с четкой структурной противопоставленностью слова и морфемы. В языках с бедной морфемикой (английский, китайский, индонезийский и др.) морфология как раздел грамматики отходил на задний план, а в корневых языках (тайский, вьетнамский и др.) ее значение практически сводится к нулю.

Различные подходы лежат в основе классификации типов грамматик. Основные типы: формальная и семантическая, статистическая (описательная) и динамическая (функциональная), языковая и коммуникативная. Все эти грамматики являются теоретическими, они исследуют общие свойства грамматического строя языка и речевой деятельности. Эта грамматика противопоставляется практической (учебной, школьной).

Основные различия между теоретической и практической грамматиками: теоретическая грамматика изучает всесторонне все единицы и категории грамматического строя языка, выявляет его системные характеристики и законы функционирования и развития. Учебная грамматика изучает базовые (основные, типические) свойства грамматического строя конкретного языка, вырабатывает грамматические и лексико-грамматические правила как необходимую предпосылку и условия оформления речевой деятельности. Теоретическая грамматика опирается на лингвистические и философскую теорию, учебная опирается не только на лингвистическую и философскую, но и на психологическую, педагогическую и методологическую теорию, а также практику преподавания языков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: