Лекція 1 Расчет дисперсии результатов тестирования 15 учеников 3-го класса

Таблица 3.5

Таблица 3.4

Расчет дисперсии результатов тестирования 15 учеников 3-го класса

№ пп xi xi 2   № пп xi xi 2
    44 944     55 225
    49 729     50 625
    50 625     51 984
    43 264     63 504
    52 900     56 169
    46 656     60 516
    58 081     47 961
    40 804      
  Сумма 3 399 772 987

Пример 3.13. Найдите дисперсию и стандартное отклонение результа­тов тестирования для сгруп­пированных данных (ТЕСТ №1) по данным таблицы 3.2.

Решение. По формуле (3.6) имеем Dx =(1 193 856 – )» 88,92 (балла2). Тогда стан­дартное отклонение s = » 9,43 (балла). Промежуточные расчеты приведены в таблице 3.5.

Ответ: 9,43.

Чем сильнее значения вариационного ряда отклоняются от своего среднего значе­ния, тем больше величина дисперсии и стандартного отклонения.

Расчет дисперсии результатов тестирова­ния (ТЕСТ №1)

№ пп xi * (баллы) ni nixi * nixi *2
        16 384
        36 992
      1 296 186 624
      2 280 346 560
      2 720 435 200
        141 120
      1 76 30 976
Сумма 7 712 1 193 856

Пример 3.14. Рассмотрим два статистических ряда (рис. 3.9). Нетрудно видеть, что` x = 50,` y = 50. Однако, Dх = (302+402+602+702 - 4·502) = (11000 - 10000)» 333,33, Dy = (482+492+512+522 - 4·502) = (10010 - 10000)» 3,33, s х» 18,26, s у» 1,826. Это говорит о том, что данные первого ста­тистического ряда менее разбросаны около своего среднего зна­чения.

xi           yi        
ni           ni        

Рис. 3.10

На рис. 3.11 приведены примеры распределений частот значений трех переменных с одинаковыми средними, но различными диспер­сиями. С уменьшением s график де­лается уже и вытягивается вдоль пря­мой x =` x.

 
 


Частотное распределение данных для трех переменных

с равными значениями средних, но различным разбросом

Рис. 3.11

Пример 3.15. В таблице на рис. 3.12 представлены сведения о дневной выработке двух рабочих, которые изготовляли одинаковые детали. Сравните стабильность работы рабочих.

Решение. Легко посчитать, что каждый рабочий за 5 дней изготовил 250 деталей, значит, средняя производительность труда за день у обоих рабочих одинаковая:` x =` y = 50 дет./день. Моды у предложенных совокупно­стей отсутствуют, а ме­дианы тоже одинаковые (50 и 50). Поэтому в данном случае в качестве критерия сравнения совокупностей может выступать ста­бильность производительности труда рабочего. Ее можно оценивать с помощью дисперсии.

С помощью таблицы (см. рис. 3.13) найдем суммы квадратов отклоне­ний от средних значений величин X и У. Тогда Dх = · 40 = 8, Dy = · 282 = 56,4. Видим, что Dх < Dy, значит, первый рабочий работает стабильнее второго. На практике это означает, что второй рабочий имеет не­стабильную производитель­ность труда: в какие-то дни рабо­тает не в полную силу, а в какие-то наверсты­вает упущен­ное, что всегда сказывается на качестве продукции.

Ответ: первый рабочий работает стабильнее второго.

День недели Дневная выработка (количество деталей)
первого рабочего (X) второго рабочего (У)
Понедельник    
Вторник    
Среда    
Четверг    
Пятница    

Рис. 3.12

День недели Значение случайной величины Отклонение от среднего ` x =` y = 50 Квадраты отклонений
  xi yi
Понедельник     2      
Вторник       -10    
Среда            
Четверг     -2      
Пятница     -4 -6    
Сумма            

Рис. 3.13

1. Задачі вивчення дисципліни СтМЗРО та її коротка характеристика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: