Тема 3.
1.Экономическое содержание бюджетной системы и ее функционирования.
2.Бюджетное отношение и межбюджетные связи.
Принципы функционирования бюджетной системы и особенности бюджетных систем унитарного и федерального государств.
3.Бюджетное устройство. Межбюджетное отношения и бюджетные
трансферты. Структура бюджета.
4. Бюджетная права.Компетенция органов государственной власти и
местных представительных и исполнительных органов в регулировании бюджетных отношении.
5. Закон РК «О бюджетной системе», «О республиканском бюджете на «2001год», «О республиканском бюджете на 2002 год», «О местных представительных и исполнительных органов.
1. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических
отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов.
Бюджетное устройство – это принципы построения бюджетной системы,
организационные формы взаимосвязи её звенев. Состав бюджетной системы
определяется национально- государственным устройством страны.
|
|
В РК применяется двух звеньевая бюджетная система: централизованный и Местные бюджеты.
Бюджетная система представляет собой совокупность форм финансовых
отношении государства с юридическими и физическими лицами и регионами
по формированию и использованию централизованных денежных фондов,
бюджетов, методов и способов их составления и исполнения, а также совокупность органов управления и исполнения этими отношениями.
Основой бюджетной системы являются следующие группы финансовых отношении:
- между государством и предприятиями в процессе формирования централизованных денежных фондов и финансирования затрат из бюджета;
- государства с организациями и учреждениями непроизводственной сферы находящимися на бюджетном финансировании;
- государства с населением по поводу формирования доходов бюджета и выплаты различных компенсаций, а также оказания социальной поддержки малообеспеченных граждан;
- между институтами финансово-банковской системы (Минфин,Национальнм банком, и др);
Все эти формы финансовых отношений регулируются и совершенствуются государством,которым и осуществляется управление ими
на основе разработанных принципов и правовых норм.
Основными принципами функционирования бюджетной системы являются принципы демократического централизма и единства бюджетной
системы, определённые Конституцией РК.(Унитарное государство) В статье 120 Конституции РК указано, что бюджетную систему составляют республиканские и местные бюджеты.
Они опираются на единую экономическую, финансовую политику государства, общую систему доходов, устанавливаемых высшими органами
|
|
власти, управления и характеризуются общей направленностью их расходов.
Одним из признаков единства бюджетной системы является применение
единых правил составления и исполнения всех бюджетов, приведенных в Законе «О бюджетной системе РК».
Принципы демократизма,централизма в бюджетной системе реализуется путем органического сочетание централизованного начало в руководстве бюджетной системой с предоставлением широких прав местным органам власти и управления в составлении и исполнении их бюджетов.Это обеспечивает необходимую необхадимую маневренность в использовании бюджетных средств,повышает ответственность и заинтересованность всех органов власти и управления в более эффективном исполнении б\ов. В настоящее время разработка проекта местных б/ов и исполнение их Осуществляется местной администрацией. Вмешательство вышестоящих органов в процесс разработки, утверждения и исполнения б/та не допускается.
Маслихаты –собрания депутатов утверждают б/т административно –территориальных единиц и несут ответственность в пределах своей компетенции за сбалансированные исполнение бюджета.
Парламент РК на совместном заседании Палат: в соответствии ст.53
Конституции РК пункт 2-утверждает республиканский бюджет и Отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского б/та и его исполнении,вносит изменения и дополнения в бюджет. Ст.66 Конституции РК.
Правительства РК представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета.
Бюджетное устройство основано на юридических нормах,определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению республиканского и местных бюджетов, распределению доходов и расходов Бюджетное право.
Механизм функционирования б/ой системы регламентируется юридическими нормами. Совокупность юридических норм, по которым
строится и действует б/ая система,определяется компетенция государственных органов власти и управления по составлению, рассмотрению
утверждению и исполнению б/тов представляет собой бюджетное право.
Принципы формирования,составления и исполнения республиканского и местных б/тов рассмотрены в Законе «О бюджетной системе РК», и в Законе «О местных представительных и исполнительных органов РК» к-й действует с последующими изменениями и дополнениями.
Закон «О б /той сист-е РК» по всем видам, б/тов дает их определение, устанавливает наименование доходов и расходов, рассматривает порядок составления отчетов об сесполнении б/та их утверждения и регламентирует вопросы контроля за сесполнением б/тов.
В этом законе в основном определен перечень налогов, по которым в соответствующий б/т поступали доходы, полностью, указаны доходы,по которым в доход соответствующего б/та зачислялись часто доходов по нормативам, установленным вышестоящим органом. Этим законом определяется порядок формирования в внебюджетных фондов, источники его образования.
1.а. Сбалансированность республик.го и местных б/тов является главной целью бюджетно-финансовой политики законодательной и исполнительной власти. Покрытие б/тного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия б/тного дефицита является формирование госуд-ой задолженности, формы и размер к-ой определяется при утверждении б/та и сокращение расходов б/та.
Порядок составления, рассмотрения и утверждения респу-го б/та Определен Конституцией РК и Законом «О бюджетной системе РК».Эти положения определяют, что утверждение респ-го б/та, внесение в него изменении входит в компетенцию Парламента РК, правила исполнения респ-го б/та устанавливаются Правительством РК. Закон «О местных представительных и исполнительных органах РК», установил что порядок составления, рассмотрения и утверждения местных б/тов определяется маслихатом – собранием депутатов.
|
|
Ст.5 Закона «О бюджетной системе» определяет основы
взаимоотношении бюджетов с юридическими и физическими лицами. Законом определено, что финансовые ресурсы передприятии, организации, а также других самостоятельных юридических лиц не включаются в состав бюджетов каких либо органов государстенной власти. Все расположенные на территории РК юридические лица независимо от формы собственности и подчинённости, а также граждан в соответствии с действующим законодательством привлекаются к уплате налогов,сборов и обязательных платежей в бюджет.Закон О республиканском бюджете должен соправождать:
1. Объемы доходов,полученных от официальных трансфертов (грантов);
- погащения основного долга по ранее выданным кредитом,
- расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета;
2. Минимальные размеры месячной зарплаты,пенсии и месячного
расчетного показателя;