Бюджетная система

Тема 3.

1.Экономическое содержание бюджетной системы и ее функционирования.

2.Бюджетное отношение и межбюджетные связи.

Принципы функционирования бюджетной системы и особенности бюджетных систем унитарного и федерального государств.

3.Бюджетное устройство. Межбюджетное отношения и бюджетные

трансферты. Структура бюджета.

4. Бюджетная права.Компетенция органов государственной власти и

местных представительных и исполнительных органов в регулировании бюджетных отношении.

5. Закон РК «О бюджетной системе», «О республиканском бюджете на «2001год», «О республиканском бюджете на 2002 год», «О местных представительных и исполнительных органов.

1. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических

отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов.

Бюджетное устройство – это принципы построения бюджетной системы,

организационные формы взаимосвязи её звенев. Состав бюджетной системы

определяется национально- государственным устройством страны.

В РК применяется двух звеньевая бюджетная система: централизованный и Местные бюджеты.

Бюджетная система представляет собой совокупность форм финансовых

отношении государства с юридическими и физическими лицами и регионами

по формированию и использованию централизованных денежных фондов,

бюджетов, методов и способов их составления и исполнения, а также совокупность органов управления и исполнения этими отношениями.

Основой бюджетной системы являются следующие группы финансовых отношении:

- между государством и предприятиями в процессе формирования централизованных денежных фондов и финансирования затрат из бюджета;

- государства с организациями и учреждениями непроизводственной сферы находящимися на бюджетном финансировании;

- государства с населением по поводу формирования доходов бюджета и выплаты различных компенсаций, а также оказания социальной поддержки малообеспеченных граждан;

- между институтами финансово-банковской системы (Минфин,Национальнм банком, и др);

Все эти формы финансовых отношений регулируются и совершенствуются государством,которым и осуществляется управление ими

на основе разработанных принципов и правовых норм.

Основными принципами функционирования бюджетной системы являются принципы демократического централизма и единства бюджетной

системы, определённые Конституцией РК.(Унитарное государство) В статье 120 Конституции РК указано, что бюджетную систему составляют республиканские и местные бюджеты.

Они опираются на единую экономическую, финансовую политику государства, общую систему доходов, устанавливаемых высшими органами

власти, управления и характеризуются общей направленностью их расходов.

Одним из признаков единства бюджетной системы является применение

единых правил составления и исполнения всех бюджетов, приведенных в Законе «О бюджетной системе РК».

Принципы демократизма,централизма в бюджетной системе реализуется путем органического сочетание централизованного начало в руководстве бюджетной системой с предоставлением широких прав местным органам власти и управления в составлении и исполнении их бюджетов.Это обеспечивает необходимую необхадимую маневренность в использовании бюджетных средств,повышает ответственность и заинтересованность всех органов власти и управления в более эффективном исполнении б\ов. В настоящее время разработка проекта местных б/ов и исполнение их Осуществляется местной администрацией. Вмешательство вышестоящих органов в процесс разработки, утверждения и исполнения б/та не допускается.

Маслихаты –собрания депутатов утверждают б/т административно –территориальных единиц и несут ответственность в пределах своей компетенции за сбалансированные исполнение бюджета.

Парламент РК на совместном заседании Палат: в соответствии ст.53

Конституции РК пункт 2-утверждает республиканский бюджет и Отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского б/та и его исполнении,вносит изменения и дополнения в бюджет. Ст.66 Конституции РК.

Правительства РК представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета.

Бюджетное устройство основано на юридических нормах,определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению республиканского и местных бюджетов, распределению доходов и расходов Бюджетное право.

Механизм функционирования б/ой системы регламентируется юридическими нормами. Совокупность юридических норм, по которым

строится и действует б/ая система,определяется компетенция государственных органов власти и управления по составлению, рассмотрению

утверждению и исполнению б/тов представляет собой бюджетное право.

Принципы формирования,составления и исполнения республиканского и местных б/тов рассмотрены в Законе «О бюджетной системе РК», и в Законе «О местных представительных и исполнительных органов РК» к-й действует с последующими изменениями и дополнениями.

Закон «О б /той сист-е РК» по всем видам, б/тов дает их определение, устанавливает наименование доходов и расходов, рассматривает порядок составления отчетов об сесполнении б/та их утверждения и регламентирует вопросы контроля за сесполнением б/тов.

В этом законе в основном определен перечень налогов, по которым в соответствующий б/т поступали доходы, полностью, указаны доходы,по которым в доход соответствующего б/та зачислялись часто доходов по нормативам, установленным вышестоящим органом. Этим законом определяется порядок формирования в внебюджетных фондов, источники его образования.

1.а. Сбалансированность республик.го и местных б/тов является главной целью бюджетно-финансовой политики законодательной и исполнительной власти. Покрытие б/тного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия б/тного дефицита является формирование госуд-ой задолженности, формы и размер к-ой определяется при утверждении б/та и сокращение расходов б/та.

Порядок составления, рассмотрения и утверждения респу-го б/та Определен Конституцией РК и Законом «О бюджетной системе РК».Эти положения определяют, что утверждение респ-го б/та, внесение в него изменении входит в компетенцию Парламента РК, правила исполнения респ-го б/та устанавливаются Правительством РК. Закон «О местных представительных и исполнительных органах РК», установил что порядок составления, рассмотрения и утверждения местных б/тов определяется маслихатом – собранием депутатов.

Ст.5 Закона «О бюджетной системе» определяет основы

взаимоотношении бюджетов с юридическими и физическими лицами. Законом определено, что финансовые ресурсы передприятии, организации, а также других самостоятельных юридических лиц не включаются в состав бюджетов каких либо органов государстенной власти. Все расположенные на территории РК юридические лица независимо от формы собственности и подчинённости, а также граждан в соответствии с действующим законодательством привлекаются к уплате налогов,сборов и обязательных платежей в бюджет.Закон О республиканском бюджете должен соправождать:

1. Объемы доходов,полученных от официальных трансфертов (грантов);

- погащения основного долга по ранее выданным кредитом,

- расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета;

2. Минимальные размеры месячной зарплаты,пенсии и месячного

расчетного показателя;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: