ТЕМА 1. Предмет, метод и задачи статистики.
СТАТИСТИКА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ЧАСТЬ 1
Чебоксары 2012
УДК 311(075.8)
ББК 60.6я73
М784
Моисеева, Е. В., Леонтьева Г.П. Статистика: конспекты лекций: в 2 ч. Ч. 1 / Е. В. Моисеева., Г.П.Леонтьева - Чебоксары: РГСУ филиал в г. Чебоксары, 2012. - 71 с.
Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет филиал в г. Чебоксары»
Рецензенты:
Емельянова Г.А., профессор, канд. эк. наук, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет филиал в г. Чебоксары»;
Кириллов А. П., канд. экон. наук, доцент кафедры управления аграрным производством ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия».
© Моисеева Е. В., Леонтьева Г.П.
© ГОУ ВПО «Российский
государственный социальный
университет филиал
г. Чебоксары» 2012
«В статистике число, которыми она занимается, также интересны лишь обусловленными ими качественными результатами»
Г.Гегель
ПРЕДИСЛОВИЕ
Статистика – одна из основных в перечне дисциплин, формирующих экономистов-менеджеров широкого профиля. Без статистической грамотности не может быть грамотного экономиста-менеджера. Это аксиома.
История развития человеческого общества показала, что без статистических данных невозможно управление государством, его экономикой, социальной сферой.
Практическая значимость статистики, - отмечал И.В. Гете, - составит в том, что «статистика не управляет миром, но она показывает, как он управляется!»
Предлагаемый конспект лекций представляет собой изложение первой части курса «Статистика», называемой «Теория статистики».
Автор приносит благодарность рецензентам за обстоятельное рецензирование рукописи и ценные замечания по улучшенного ее структуры и содержания.
1.1. Понятие статистики и краткие сведения из ее истории.
1.2. Предмет, метод и задачи статистики.
1.3. Основные понятия и категории статистики.
Термин «Статистика» (status) – происходит от латинского слова. «Статус» (status) в переводе означает положение, состояние явлений. Это одна из общественных наук имеющая своей целью сбор, упорядочение, анализ и сопоставление числового представления фактов.
В настоящее время термин «статистика» употребляется в 4-х значениях:
1. Это комплексная учебная дисциплина обладающая специальной спецификой и изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.
2. Отрасль практической деятельности («Статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных – осуществляет государственная статистика (Госкомстат РФ) и система его учреждений, организаций по административно территориальному признаку, а также ведомственная статистика.
3. Это совокупность цифровых сведений характеризующих состояние явлений и процессов, публикуемые в сборниках, справочниках и периодической прессе.
4. Это статистические методы, применяемые для изучения социально – экономических явлений и процессов.
Статистика – это наука представляющая целостную систему научных дисциплин:
ð теоретическая статистика – разрабатывает систему категорий науки, методы сбора, сводки, обобщения и анализа.
ð экономическая статистика – разрабатывает и анализирует синтезирующие показатели как ВНД, ВВП, отраслей экономической статистики, промышленности, сельского хозяйства, строительства т и торговли.
ð социально – демографическая статистика – формирует и анализирует систему показателей комплексно, характеризует их различные стороны, социальных условий и образа жизни населения (культура, наука, образование, население, преступность).
Развитие статистики связано с развитием языка и счета. Она зародилась как результат статистической науки, вызванное потребностями развития общества. В Китае более чем за 2000 лет до н.э. производились исчисления населения по полу и возрасту. А также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. В Древнем Риме велась статистика численности и населения и имущественного положения граждан. В конце 19 века проводились учетные операции – инвентаризация. Таким образом прежде чем стать наукой в современном понимании статистика прошла многовековую историю.
В науку этот термин введен немецким ученным Готфридом Ахенвалем (1719 – 1772 г.г.) в 1746 г. Он впервые в Марбургском университете начал читать дисциплину, названную им «Статистика». Основное содержание этого курса было содержание политического состояния и достопримечательностей государства, т.е. эта была описательная школа государственного ведения. Гораздо ближе в современном понимании статистики была английская школа, политических арифметиков (В.Петти (1623-1687г.г.), Дж.Граунт (1620-1674г.г.). Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовом материале.
В первой половине XIX в. возникло статистико-математическое направление. Среди представителей этого направления выделяют А.Кетле (1796-1874г.г.), основоположника учения о средних величинах. Математическое направления в статистике развивалось в работах англичан Ф.Гальтона (1822-1911г.г.) и К.Пирсона (1857-1936г.г.).
В российской школе не было разделения школ и направлений. Видное место принадлежит И.К.Кириллову (1689-1737г.г.), Д.Н.Журавскому (1810-1856г.г.), и др. Большой вклад в развитие статистики внесли русские демократы – революционеры. А.И.Герцен, А.Н.Радищев. В области математического направления огромную роль сыграли русские математики: П.А. Чебышев, А.М. Ляпунов и др.
1917-1930 г.г. – бурное развитие статистики в России. В настоящее время ведется работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на международные стандарты.