Политическая теория большевизма

Идеи К.Маркса начали распространяться в России в 70-х г. ХIХ в. 1898 г. на 1 съезде была создана общероссийская марксистская партия – РСДРП, расколовшаяся спустя 5 лет на два течения – большевистское и меньшевистское. Лидером и идеологом большевизма стал В.И.Ленин. Его концепция власти и государства развивала положения Маркса и Энгельса о государстве. Среди этих положений главные - о классовости государства, о диктатуре пролетариата и др.

Классовость присуща государству в силу нескольких причин:

1) воплощение о государстве антагонизма классов (со времени утверждения в обществе частной собственности)

2) комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса

3) осуществление государственной машиной политики, выгодной господствующему классу.

Второе важнейшее положение ленинского учения о государстве – идея государства как орудия диктатуры господствующего класса.

Конкретное содержание «диктатуры класса» Ленин видит в том, что:

1) диктатура этого класса предполагает установление его власти над всеми остальными социальными группами;

2) такая диктатура включает в себя ориентацию власти на насилие;

3) непременным признаком диктатуры класса является его совершенная какими-либо законами.

Анализируя проблему государства и революции, Ленин видел две возможности: использовать старую государственную машину или полностью сломать ее. Вслед за Марксом он выбирает второй путь «Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить». Пролетариат создает собственное государство не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления своих противников.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь, по Ленину, должна быть республика Советов.

Конструирование советского государства считалось одним из открытий, сделанных Лениным в области политической теории. Советы – учреждения, которые одновременно и издают законы, и исполняют законы, и сами контролируют их исполнение. Строится республика такого типа на основе демократического централизма, что предполагает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

Важнейшим элементом ленинского учения о государстве является положение о руководящей роли коммунистической партии в государстве. «Ни один важный политический или организационный вопрос не решался ни одним государственным учреждением в республике без руководящих указаний ЦК партии» (В.И.Ленин).

В теории партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на кадровом уровне эти структуры переплетаются, сращиваются.

В качестве партийных функционеров большевики принимают управленческие решения, в качестве руководящих работников госаппарата они же претворяют их в жизнь. Не получается даже «однопартийного государства», ибо, по сути, нет самой государственности как суверенной организации публичной власти.

Перспектива отмирания государственности обернулась в жизни людей полной анемией собственно-государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: