Условия стабильности картеля

Как известно, фирмам выгодно заключать картельные соглашения. Однако когда картель сформирован и эффективно ограничивает выпуск и цену на рынке, у каждой фирмы появляется стимул нарушить соглашение путем увеличения квот выпуска или снижения цены (таким образом, фирма получит большую выгоду за счет увеличения потребителей). Если таким образом будут рассуждать все фирмы-участницы картеля, их соглашение перестает работать и, соответственно, картель распадается. Для избежания этого и поддержания стабильности существует ряд мер:

1. Контроль не только ценовых показателей, но и других факторов деятельности фирм. В большинстве картелей контролю подлежат квота производства, ограничения покупки-продажи в отношении дилеров, расходы на НИОКР, территориальные и/или продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности.

2. Разделение рынка сбыта между фирмами-участницами картеля. В случае, когда каждому участнику соглашения выделяется собственная территория или класс потребителей, контроль за соблюдением соглашения облегчается, а последствия нарушения уменьшаются.

3. Особые условия соглашения могут ограничивать уровень P и Q для каждого участника.

4. Контрольные цены. Участники картеля договариваются, что, если рыночные цены установятся ниже определенного уровня, каждая фирма получает право на проведение собственной политики. При этом, фактически, картель распадается, а период получения дополнительной прибыли фирмой-нарушителем сокращается.

Факторы, облегчающие сохранения картеля:

1. Способность картеля завышать цены и удерживать их длительное время на высоком уровне для всех входящих в картель фирм. Выполнение данного условия зависит от эластичности рыночного спроса и доли фирм-участниц картеля в отрасли. Соответственно, чем менее эластичен спрос, тем легче предпринять действия по увеличению цен, и тем выше будет уровень картельной цены и совокупной выручки фирм. Если же картель контролирует незначительную долю рынка, повышение цены будет затруднено.

2. Низкая вероятность правительственных санкций. Чем ниже вероятность обнаружения соглашения антимонопольными органами, тем выше стимулы для объединения фирм в картель.

3. Низкие издержки по организации картеля. Издержки на образования картеля состоят, в основном, из переговорных издержек. Эти издержки зависят от числа фирм в отрасли (чем меньше, тем лучше), концентрации производителей (лучше, если крупные компании), однородности продукции (при высокой дифференциации фирмам труднее договориться, также сложно вести контроль за исполнением соглашения), наличия в отрасли торговых ассоциаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: