Сговор и картели

Сговор – это молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.

Существует несколько форм олигополистического сговора, например, тайный сговор (или картели), молчаливый сговор (лидерство в ценах).

Картель (тайный сговор)

Допустим, что в условиях тайного сговора фирмы-олигополисты, производящие однородную продукцию, выравнивают цены, а также имеют одинаковые предельные издержки. В таком случае они могут монополизировать цены подобно «чистой монополии». Тогда объем производства картеля будет меньшим, чем он был бы в условиях совершенной конкуренции, а цена, которую устанавливают участники картеля, большей, чем при совершенной конкуренции.

При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену.

Яркий пример международного картелирования – соглашение стран-членов ОПЕК, которым дважды удалось резко поднять цены на нефть (1973–1974 г.г. и в 1979–1980 г.г.) посредством небольшого ограничения выпуска.

Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стимулы у его участников соблюдать условия сговора. Если один из участников попытается увеличить свою квоту выпуска, то при условии, что все остальные соблюдают условия договора, «обманщик» получит больший доход. Но если и другие участники картеля попытаются обмануть своих партнеров, то объем их совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня. Проблема «нарушать – не нарушать» аналогична рассмотренной ранее «дилемме заключенного».

Однако картельные объединения недолговечны: тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству (высок риск его раскрытия); тяжело договориться, так как, выпуская однородную продукцию, на практике они имеют различные предельные издержки и кривые спроса; серьезно искушение нарушить условия сговора.

Лидерство в ценах.

В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в форватере. Ведь успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли.

Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Привлекательность данной модели поведения заключается в простоте и универсальности. Цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль в процентах от уровня средних издержек.

Фирмы планируют средний объем выпуска, например, 75-80% от полной загрузки производственных мощностей. «Плюс» (или надбавка) планируется как минимальная экономическая прибыль в процентном выражении, исходя из средней нормы прибыли отрасли последних лет. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками, смогут автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную (общую) прибыль.

У олигополистической структуры рынка есть свои плюсы и минусы. Олигополистическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно, олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства (вспомним «мертвый убыток») по сравнению с монополией. Однако технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль все же высоки, поэтому становятся слабее стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, удешевлению продукции, серьезно ограничивается конкуренция со стороны новых фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: