Охрана коммерческой тайны
Коммерческая тайна. Принципы и критерии оценки.
Коммерческая тайна – это сведения о деятельности фирмы, регламентирование которой наносит предприятию ущерб.
Коммерческая тайна разделяется на 3 вида:
- промышленная
- предпринимательская
- финансово-кредитная
Промышленная тайна охватывает главным образом продукты интеллектуальной деятельности (методы и способы управления, технологические и конструкторские разработки, результаты научных исследований).
К предпринимательской тайне относят списки деловых партнеров и данные по ним, основные потребители продукции и услуг, система ценообразования и др.
Финансово-кредитная тайна – это данные по финансовой устойчивости фирмы, ее ликвидности (платежеспособности) и др.
Коммерческая тайна основана на следующих принципах:
1. Документирование тайн.
2. Степень доступа к информации.
3. Степень секретности.
4. Форма защиты (технические и программные).
Коммерческая тайна может быть нескольких категорий:
1. Особо секретным.
2. Секретным.
3. С ограниченным доступом.
В соответствии с категорией разработаны критерии оценки в балльном измерении. В свою очередь оценка секретности коммерческой тайны определяет уровень ее охраны: технической и программной.
Техническая защита обеспечивается сейфами различной сложности, которые подбираются в соответствии с критериями оценки, категории коммерческой тайны.
Программная защита в персональном компьютере обеспечивается системой паролей доступа.
Последствия разглашения коммерческой тайны каждым сотрудником должны быть документированы.
Место имеют следующие легальные методы о получении информации:
1. Статистические данные о динамике продаж товаров фирм-конкурентов.
2. Презентации товаров фирм-конкурентов.
3. Паспортные данные о качественных характеристиках и функциях товаров фирм-конкурентов.
4. Опросы потребителей товаров фирм-конкурентов.
5. Рекламные ролики.
6. Интернет-информация.
Данные методы получения информации позволяют определить:
а) уровень качественных характеристик товаров фирм-конкурентов;
б) длительность жизненного цикла товаров (ЖЦТ);
в) тенденции совершенствования продукции фирм-конкурентов;
г) скорость совершенствования продукции фирм-конкурентов
Б
ССП = -------,
Тжцт
где ССП – скорость совершенствования продукции;
Б – интегральная балльная оценка качества продукции;
Тжцт – длительность ЖЦТ модели продукции.
Д) Тренд скорости совершенствования качественных характеристик товаров фирм-конкурентов, как правило, он подчиняется экспонициальной зависимости.
ССПN = -------,
N V
где ССПN – скорость совершенствования, N-ой модели продукции;
N – номер выпускаемой модели продукции;
V – степенной показатель режима изменения ССП;
ССП1 – скорость совершенствования продукции, достигнутая на 1-ой модели продукции.
Тренд – характер зависимости.
Скорость
СПП
время
Это дает возможность включить модель пошагового сравнения, качества проектируемой модели продукции с качеством продукции фирм-конкурентов с учетом скорости ее совершенствования, чтобы иметь возможность к моменту выхода своей продукции на рынок, опередив конкурентов, заложив более высокий качественные характеристики.
Кроме этого, совершенствование качества продукции в заданном направлении со временем исчерпывается, то есть дар вложения на новые качества не дают эффективной отдачи на единицу скорости совершенствования. В этот момент включается модель смены вектора научно-технического развития продукта.