Происхождение и развитие письма

В ряду кардинальных проблем общего языкознания наиболее популярной является проблема возникновения и совершенство­вания письма. Она живо интересует всех: и простых носителей языка — людей, далеких от лингвистики, и деятелей культуры, и, конечно же, языковедов. Причины такого неутасающего внима­ния очевидны: без письма немыслимо развитие науки, техники, культуры, человеческой цивилизации вообще. Письмо — вели­чайшее открытие человечества, бесценное богатство каждого на­рода, имеющего письменность, каждого грамотного человека. Однако, несмотря на огромное значение письма в жизни людей, его лингвистическое исследование только начинается. В этом от­ношении привлекает внимание работа Л.Р.Зиндера «Очерк об­щей теории письма» (Л., 1987). Большинство же весьма ценных и занимательных исследований в этой области принадлежит внеш­ней лингвистике; их главный предмет — история письма (Ч.Лоукотка, Д.Дирингер, И.Фридрих, Н.А.Павленко и др.). Большое внимание языковедческому аспекту теории письма уделяется в трудах В. А. Истрина. При этом основополагающим остается воп­рос о соотношении языка и письменности.

ЯЗЫК И ПИСЬМО

В традиционном языковедении эти два понятия не разграни­чивались, поскольку не разграничивались сами звуки и буквы.

Пожалуй, впервые об устной (звуковой) и письменной (графи­ческой) речи как двух формах существования языка всерьез заго­ворил И. А. Бодуэн де Куртенэ. Ученый выделял: а) произносительно-слуховую и б) писано-зрительную разновидности речевой деятельности. При этом главенствующая роль принадлежит произносительно-слуховой как совершенно независимой от второй.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой письмо образует особую автономную систему. Ее развивали уче­ные Пражской лингвистической школы (А. Артимович, И.Вахек), в отечественной лингвистике она получила оригинальный пово­рот в трудах Т.А.Амировой и А.А.Волкова, открывших первые страницы новой дисциплины - графической лингвистики, или грамматологии.

Относительная автономность письменной речи обнаруживает­ся, прежде всего, в ее синтаксическом своеобразии (сложные син­таксические конструкции, период и т.п.). Противопоставления двух разновидностей речевой деятельности можно продолжить сле­дующими:

— звучащее слово появляется «естественным» путем, без созна­тельного участия человека. Оно первично, служит воплощением мысли;

— письмо же — человеческое изобретение, продукт культуры, иными словами, появляется «искусственным» путем. Оно вторич­но — воплощение языкового знака (его плана выражения или со­держания). Некоторые авторы на основе такого противопоставле­ния считают возможным даже говорить о письменном и звуковом «языках».

Однако большинство лингвистов вполне справедливо указыва­ют на две формы существования одного языка — устную и пись­менную. И действительно, за звуковым (акустическим) знаком для читающего и слушающего и за знаком графическим «стоит» одно и то же слово (звук, морфема, фразема).

Таким образом, язык и письмо, будучи тесно связанными меж­ду собой, существенно отличаются друг от друга.

Язык — это естественно возникшая и закономерно развива­ющаяся знаковая система особого рода, важнейшее средство об­щения людей, средство воплощения их мыслей и чувств. Свое основное назначение (быть средством общения, формирования и выражения мысли) язык реализует (обнаруживает) в речи — в процессе конкретного говорения, облеченного в звуковую или графическую форму.

Письмо — это система (особый код) графических (начерта­тельных) знаков и правил их реализации в тексте, служащая пере­воду акустического речевого сигнала в оптический. Основными элементами этого довольно сложного кода служат буква, цифра, вопросительный знак и точка. В данном определении подчерки­вается, что письмо вторично по отношению к звуковой речи, воз­никающее на базе языка дополнительное средство общения.

В письме различают три фазы — писание, текст и чтение. Вы­деляемые фазы письма соотносимы с элементами речепроизвод­ства — говорением, текстом и пониманием (воспроизведением). Это обстоятельство требует рассмотрения взаимоотношения трех феноменов: язык — речь — письмо. Основой этого триединства является язык как средство общения людей через обмен мысля­ми. Реальностью язык становится в речи, т.е. в самом процессе общения при помощи материальных знаков — звуковых или гра­фических. Причем вторые служат средством фиксации первых.

Письмо, следовательно, — это графическое отражение речи, ее графическая фиксация. Фиксация речи — первая фаза письма, переводящая речь в текст. Текст, следовательно, является застыв­шей, фиксированной речью. Чем же вызвана необходимость фик­сирования текста?

Главным образом, следующими двумя факторами: необходи­мостью преодоления ограниченности звуковой речи во времени (текст речи исчезает в момент его создания) и в пространстве (вос­принимать текст можно лишь в пределах слышимости). Жизнь человека в обществе требует продления «жизни» произнесенного текста речи во времени и увеличения пространства между источ­ником речепорождения и его реципиентом. Достигается это при помощи письма. В этом его преимущество перед звуковой речью: письмо способно «остановить» время существования речи, сохра­нить текст во времени и передать в пространстве.

Система (совокупность) текстов как продукт фиксации звуко­вой речи, как результат перевода акустических речевых сигналов в оптические называется письменностью. Итак, письмоэто си­стема начертательных знаков, фиксирующих звуковую речь, а пись­менность — совокупность текстов, продукт перевода звуковой речи в письменную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: