Православие

Часть 1. История и вероучения основных традиционных для России религий

ТЕМА 3. РЕЛИГИЯ В МИРЕ И РОССИИ: ИСТОРИЯ И ВЕРОУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ

История и вероучение. Православная церковь является одной из конфессий (направлений) мировой религии христианства. Христианство возникло две тысячи лет назад как продолжение ветхозаветной веры древнееврейского народа. Согласно этому вероучению, изложенному в Библии – главной священной книге – мир и человек были сотворены из ничего всемогущим и всеблагим Богом. Бог был, есть и будет всегда, он во всем превосходит мир и человека. Человека бог создал для счастливой жизни в райском саду (Эдеме). Первые люди – Адам и Ева – ни в чем не знали нужды, никогда не болели и не умирали. Но коварный змей-искуситель подвигнул их нарушить запрет Бога и тем самым противопоставить себя Богу. Этот коварный змей был воплощением Сатаны или Дьявола – ангела, восставшего против Бога. В итоге люди совершили грехопадение, были изгнаны из рая и стали смертными. Но Бог обещал, что к их потомкам, к человеческому роду будет послан Спаситель, который избавит их от рабства греха и сделает вновь бессмертными.

Для того, чтобы подготовить появление Спасителя, Бог избрал один народ – древнееврейский, в среде которого должен был родиться Мессия (от др. евр. – избавитель). Истории сотворения мира и человека, грехопадения, взаимоотношений Бога и богоизбранного древнееврейского народа посвящена первая часть Библии Ветхий Завет. Новый завет начинается с книг Евангелия (от др. гр. – Благая Весть), в которых описывается и чудесное рождение, и жизнь Спасителя мира Иисуса Христа. Иисус – по древнееврейский «спаситель», а Христос – по-гречески «помазанник Бога». Иисус появился у древних евреев (иудеев), которые ждали спасителя, но они думали, что он явится в образе сильного и грозного еврейского царя, который избавит свой народ от иноземного угнетения и поставит его господином над другими народами. Иисус же пришел в образе бедняка, который предлагал отречься от мира сего «ради будущей жизни в Царствии небесном». В дополнение к уже известным 10-и заповедям «не убий», «не укради» и т.п. Иисус добавил главные заповеди любви к Богу и к своему ближнему, как к самому себе.

Иудейские священники, книжники и фарисеи, возненавидев Христа, передали его в руки римлянам, которые приговорили Иисуса к мученической казни – распятию на Кресте. Христос был казнен, но на третий день воскрес, тем самым доказав, что он воплотившийся Бог, Богочеловек, своей смертью искупивший грехи людей. Те, кто уверует в это воскресение, открывают себе путь к вечной жизни.

После вознесения Христа на небо, его ученики – апостолы стали проповедовать христианское учение среди всех народов, эта вера стала мировой, наднациональной. Краткое учение Православной христианской церкви изложено в Символе веры, составленном на Вселенском Соборе в 325 и 391 гг. в городах Никее и Константинополе. В нем говорится, что Бог един в трех лицах – Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух. Сын Божий (Иисус Христос) рожден от Бога-Отца прежде всех веков, а Бог-Святой Дух исходит от Бога-Отца. Единый Бог всемогущ и вездесущ, бесконечно справедлив и милосерден. Сын Божий Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти людей и крестной смертью смыл с них первородную (т.е. у каждого от рождения) вину за грехопадение. Христос воскрес из мертвых и положил начало вечной блаженной жизни в раю. Христос послал апостолам (своим ученикам) и Церкви (собранию верующих) Духа Святого, который с тех пор пребывает в Церкви и наставляет ее в истине. Единая, святая, соборная и апостольская церковь пребудет непобедимой силами зла до самого конца существования мира. Дух Святой, пребывающий в церковных таинствах, освящает и дает им силы жить по-христиански. Господь Иисус Христос придет второй раз на землю, когда человечество окончательно погрязнет в грехах и в мире воцариться Антихрист – реальный политический вождь, противник Бога, воплощение Сатаны. Антихрист внушит людям, что он истинный посланник Бога, и получит власть над миром, но процарствует всего три года. Христос явится во второй раз в силе и славе и возглавит битву против Антихриста (Армагеддон). Наступит всемирная катастрофа, Конец света, а затем всеобщее воскресение и Страшный Суд, на котором каждый человек получит по делам своим. После этого начнется вечная жизнь: для праведников – вечное общение с Богом в Раю, для Сатаны и грешников – вечные мучения в Аду. Православная Церковь учит, что земная жизнь человека – это преддверие его будущей, загробной, вечной жизни, поэтому от того, как мы ее проживем, зависит наша судьба после смерти. Смертным является тело, душа же вечна и ожидает после смерти Страшного Суда, на котором будет окончательно решено – спаслась она (попал человек в Рай) или нет. Для спасения недостаточно одной отвлеченной веры, а необходимо, чтобы жизнь соответствовала Десяти заповедям, данным Богом пророку Моисею и Евангельским Заповедям Блаженства, данных Господом Иисусом Христом. Суть заповедей заключается в стремлении к любви к Богу больше, чем к себе, и к ближнему, как к самому себе, даже к врагам. В моральном смысле христианство стоит выше всех других религий, а с точки зрения разума, исполнение христианских заповедей – это кратчайший путь к установлению всеобщего мира и спокойствия, так как без любви к ближнему и всепрощения войны взаимное уничтожение неизбежно. Однако христианство не отрицает справедливую войну, вооруженную защиту веры, защиту обиженных и слабых, защиту своей Родины от врагов. Христос учил прощать своих личных врагов, так как человек должен стремиться к нравственному совершенству. Но к врагам заповедей Божьих, агрессорам и преступникам жалости быть не может.

Самый главный грех человека с точки зрения христианства – это гордость, себялюбие, самонадеянность. Христианин должен уповать прежде всего на Бога и с помощью молитвы просить его прояснить разум, помочь преодолеть соблазны и жить по заповедям. Когда христианина постигают неудачи, болезни, страдания, он не должен роптать на Бога и судьбу, но должен помнить, что все это посылается как испытание для очищения от грехов и укрепления воли в добродетели.

Спасение для христианина возможно только в лоне Церкви, которая рассматривается как мистическое тело Христа. Верующие регулярно собираются для совместной молитвы и богослужения. В любой религии культ – достаточно сложный вид религиозной деятельности, содержание которого определяется вероучением. Конечной целью христианского культа является обращение к богу. Основными средствами служат церковные здания (храм), утварь, кресты, свечи, одеяния священников, религиозное искусство и т.д.

Вся культовая деятельность, пронизанная символическим значением, воплощается в обрядах, таинствах, праздниках и т.п. В качестве примера элементарного культового акта можно привести крестное знамение – изображение креста рукой. В православии крестятся тремя перстами (большим, указательным и средним), сложенными щепотью; старообрядцы – двумя перстами, католики – четырьмя. К сложным культовым актам относятся молитва, проповедь, праздники и пр. Рассмотрим наиболее известные из них.

Целым комплексом церковных обрядов является богослужение. Главное христианское богослужение – литургия, в ходе которой, в частности, совершается таинство причащения, или евхаристии. Дни устанавливаются церковными правилами. В православии литургия называется обедней, в католичестве – мессой. Во время литургии совершаются различные ритуалы, молитвы, читается проповедь, исполняются церковные песнопения.

Проповедь является одной из важнейших форм вероуче­ния, поэтому церковь уделяет ее подготовке значительное внимание. Речь священника во время проповеди должна быть доступной и убедительной. Для этого делаются ссылки на Священное писание, особым образом ставится дикция, нередки обращения к обыденному житейскому опыту и последним событиям общественной жизни.

Символическое содержание культа более всего проявляется в таинствах. Считается, что в таинствах «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия». В православии и католицизме признается семь таинств:

· Крещение (обращение в веру, присоединение к Церкви).

· Миропомазание (призывание на новообращенного Святого Духа). Оба эти таинства в Православии совершаются над младенцами.

· Покаяние или исповедь (рассказ вслух о своих грехах в присутствии священника).

· Причащение (вкушение во время особого Богослужения – литургии– под видом хлеба и вина тела Христа и крови, и тем самым приобщение к Христу).

· Освящение (соборование, призывание Святого Духа в помощь).

· Брак (венчание, освящение именем Бога супружеских отношений).

· Священство (вступление на особый путь служения Церкви в качестве священнослужителя).

Крещение – принятие человека в лоно церкви. После крещения прощается первородный грех (грехопадение Адама и Евы), а также все грехи, совершенные до крещения. В православии новорожденных опускают в наполненные водой купель. Истоки обряда крещения находятся в глубокой древности, когда люди веровали в очистительную силу воды.

Покаяние (исповедь) имеет своей целью получение прощения грехов от самого Господа, благодаря посредничеству священника, которому верующий открывает свои грехи. Тайна исповеди должна сохраняться церковью. Однако случаи ее нарушения бывали. Более того, в 1722 г. Петр I издал Указ, в котором священникам вменялось в обязан­ность доносить о ставших им известными на исповеди «преднамеренных злодействах» против «службы государевой и церкви».

Покаяние является одним из условий спасения. Житейское отношение к этому, отраженное в поговорке «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься», примитивно по своей сути. Безгрешных людей нет, и в суете будней нелишним будет спросить себя: не согрешил ли злословием, завистью, корыстью, ложью и т.п.? И, безусловно, человеку, искренне раскаявшемуся в содеянном, исповедь принесет душевное облегчение.

Причащение – главное таинство христианской религии. Вкушая хлеб и вино, верующие приобщаются «к союзу с Иисусом Христом», так как хлеб и вино являются плотью его и кровью. В этом таинстве явно прослеживаются пережитки тотемических верований, когда люди поедали мясо и пили кровь священного животного во искупление грехов.

Миропомазание совершается после крещения. Название таинства происходит от слова «мирро», обозначающее особое ароматическое масло, которым смазывают крестообразно лоб, в особых случаях – глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании Духа Святого, а во время смазывания частей тела повторяет слова «печать Святого Духа».

Таинство брака основано на вере в то, что сам бог соединяет желающих создать семью. Это таинство утвердилось в христианстве позднее других. Большинство современных церковных браков, если они заключены иск­ренне верующими, не распадаются. Альтернативой браку для христианина может быть целомудренная жизнь в монашеском чине, что ценится перед Богом более высоко, однако не все к ней способны.

Елеосвящение – таинство, совершаемое над больными, которых мажут специальным маслом – елеем. Считается, что «болящий через помазание тела святым елеем получает благодать Святого Духа, исцеляющую его от болезней телесных и душевных», т.е. от грехов. Священник читает семь посланий апостольских, произносит семь ектиний (прошений) о болящем.

Священство – это посвящение в духовный сан. Согласно вероучению в процессе обряда епископского рукоположения (хиротонии) происходит нисхождение Святого Духа на рукополагаемого, и он становится посредником между Богом и людьми. В Церкви существуют особые служители, называемые священниками, попами (от «папа» – отец), батюшками. Существуют три степени священства: дьяконы (помощники священника), иерей (тот, кто может совершать Богослужение и таинства), епископ (тот, кто может посвящать в иереи и руководить жизнью христиан в определенной области, епархии). Священники могут быть «белыми», то есть женатыми (только первым браком), или «черными» (монашествующие, давшие обет безбрачия, все епископы являются «черным» духовенством). Епископами являются высшие иерархи (архиереи): патриарх, митрополиты, архиепископы и собственно епископы. В православии патриархи руководят автокефальными церквями. Остальные архиереи осуществляют руководство епархиями (административно-территориальными единицами в христианских церквях). Занимать высшие должности имеют право только представители черного (неженатого) духовенства.

Обряды представляют собой важнейший компонент религиозного культа, в них реализуется вера в наличие двусторонних отношений между человеком и божеством. Наглядным примером христианского обряда является молитва – обращение верующих к богу. В основе молитвы лежит магия слова, т.е. вера в то, что оно может быть услышано и принято. В психологическом плане в молитве реализуется потребность в общении. Чаще всего в молитвах содержатся просьбы, благодарность Богу или прославление его. В качестве молитв верующими, в основном, используются уже готовые тексты. Наиболее общеизвестна «Отче наш».

Православная обрядность немыслима без икон, они имеются в каждом храме. Часть интерьера храма – стена с иконами, называемая иконостасом,–отделяет алтарь от остальной части храма.

Необходимый элемент христианских обрядов (исключение составляют баптисты, адвентисты и некоторые другие протестантские церкви) – поклонение кресту. У католиков кресты четырехконечные, у православных – четырех-, шести-, восьмиконечные, у старообрядцев – восьмиконечные. Крест – символ христианского вероучения. Основанием для поклонения кресту служит факт распятия Иисуса Христа на этом орудии казни времен Римской империи.

Ранние христиане отвергали крест как «языческий символ». Официальное почитание его было введено в IV в. н.э., после того, как Елена, мать римского императора Константина, нашла, согласно церковному преданию, крест, на котором был распят Христос.

Важное место в православии занимает культ святых. Перечислить их всех ввиду огромнейшего их количества невозможно, поэтому остановимся только на православной типологии. Существует семь рангов святых: ангелы, пророки, праведные, преподобные, апостолы, святители, мученики.

Ангелы – это небесные служители Бога, наделенные сверхъестественными способностями, возвещающие людям «волю божью». Классификация ангелов довольно сложна, они разделяются на девять чинов и три лика: 1 – серафимы, херувимы, престолы; 2 – господства, силы и власти; 3 – начала, ангелы, архангелы. За каждым разрядом ангелов закреплены строго обозначенные функции. Например, силы «выполняют волю божью», серафимы «пламенеют любовью к Богу», херувимы «сияют светом богопознания» и т.д.

Вознося молитвы Богу – Единосущной троице, православные христиане почитают святых – Деву Марию, пророков, апостолов, мучеников, преподобных (монашествующих) и других угодников Божьих. После своей кончины Святые не порвали своей связи с нами, но перешли в небесную область Церкви. Там у престола Божия они молятся о живущих как о своих младших братьях и помогают им достичь Царства Небесного. Среди святых есть люди многих времен и народов.

Православным русским дорога память святых равноапостольных (крестителей) княгини Ольги и князя Владимира, святых Бориса и Глеба, Сергея Радонежского и Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и других, также новых российских мучеников XX в. Но, например, Николай Чудотворец, всегда особо почитаемый на Руси, был по происхождению грек и жил далеко от Руси.

Следующая категория святых – пророки, которые наде­лены божественным даром предсказывать будущее. Имена многих пророков сохранились в Ветхом завете, как-то: Гад, Самуил, Илия, Елисей и др. Группа ветхозаветных книг, авторство которых приписывалось пророкам, получила название «Книга пророков».

Праведные – это православные святые, прославившиеся своими подвигами «во славу божью», жившие в обычных условиях, а не в монастыре. Монах, получивший статус святого, называется «преподобный». Все преподобные вели, как правило, отшельнический, аскетический образ жизни.

Апостолы – двенадцать, а затем и еще семьдесят учеников Христа, посланных им распространять христианскую религию среди других народов.

В категорию святителей попадают церковные иерархи, имеющие значительные заслуги перед церковью.

И, наконец, мученики – лица, принявшие мучениче­скую смерть за веру Христову. Больше всего святых мучеников среди ранних христиан. Увы, римские императоры имели обыкновение публично скармливать христиан львам.

Святые считаются заступниками смертных перед Богом и «молитвенниками» за них, поэтому в молитвах к святым содержатся различные просьбы, чаще всего такие, с которым верующий по тем или иным причинам не решается обратиться к Богу.

Православные праздники и посты в христианском культе играют важную роль. Как правило, они посвящаются прославлению Христа, Богородицы, а также наиболее значительным, с церковной точки зрения, событиям.

Во главе «праздничного круга» православной церкви находится Пасха. За ней по значимости следуют праздники двунадесятые. Они, в свою очередь, разделяются на переходящие и непереходящие. Переходящих праздников три: Вознесение Господне празднуется на 40-й день после Пасхи между 1 мая и 4 июня. Троица (Пятидесятница) – в 50-й день после Пасхи, и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) – за неделю до Пасхи.

Праздники называются переходящими потому, что их дата изменяется вслед за выпадающей каждый год на разные числа Пасхой. Сама Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (через неделю после иудейской Пасхи).

Непереходящих праздников девять. Это Рождество Христово – 25 декабря (7 января), Крещение Господне – 6 (19) января, Сретение Господне – 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля), Преображение Господне – 6 (19) августа, Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28) августа, Рождество Богородицы – 8 (21) сентября, Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября, Введение во храм Богородицы – 21 ноября (4 декабря).

В разряд великих выделены пять праздников: Обрезание Господня – 1 (14) января, Рождество Иоанна Предтечи – 24 июня (7 июля), Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа (11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы – 1 (14) октября.

Существуют также престольные (местные) праздники. К ним могут быть отнесены все из названных и вообще любой праздник, знаменующий какое-либо событие священной истории, прославляющий святого, в честь которого возведен храм.

Дата Пасхи была установлена в 325 г. на Никейском соборе, она выпадает на промежуток с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.

В настоящее время многие религиозные праздники отме­чаются как верующими, так и неверующими. Таковы Пасха, Рождество Христово и т.д. Вероятно, так и должно быть. За тысячу лет существования христианства на Руси они стали частью национальной культуры.

Христианские праздники перемежаются постами. Чтобы преодолевать свои слабости, существуют постные дни, когда христианин не вкушает молоко и мясо и не предается веселью.

В православном церковном календаре на посты приходится около 200 дней в году. Есть посты однодневные и многодневные. Самый продолжительный – Великий пост. Он длится около семи недель, начинается после масленицы и заканчивается в Пасху. Рождественский пост длится сорок дней – с 15 (28) ноября по 25 декабря (7 января). Успенский пост – с 1 (14) по 15 (28) августа. Петров пост начинается в первый понедельник после Духова дня и продолжается до праздника Святых Петра и Павла. Постными днями являются также среды и пятницы.

Христианская Церковь распространилась первоначально в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Русь была крещена в 988 г. князем Владимиром, который воспринял христианскую веру из Византийской империи. С тех пор исторически Россия неразрывно связана с Православием.

Православие (с греч. – ортодоксия) – наименование правого, свободного от заблуждений вероучения. Так стали называть с XI в. свою церковь христиане, сохранившие изначальную чистоту веры. Дело в том, что Римский епископ в то время стал претендовать на единоличную абсолютную власть в Церкви. Западные римские христиане вопреки мнению своих восточных единоверцев из Византии объявили Римского епископа, папу (от лат. «отец») главой всех христиан и заместителем, наместником (викарием) Иисуса Христа на земле. Это решение противоречило изначальному христианскому принципу соборности (собор – собрание, единение верующих в Боге), согласно которому истинным является то решение, которое принято единогласно, сообща. Это был первый шаг западных христиан, искажающий суть истины, а затем ими были приняты и другие, еретические (отклоняющиеся от изначального учения) положения и догматы. В 1054 г. Церковь организационно разделилась на Восточную, Православную (с центром в Константинополе, в Византии), и Западную, Католическую («католикос означает «всемирный», речь идет о всемирной власти папы римского).

Основные отличия догматов православия от католицизма заключаются в следующем:

1. Единый Бог существует в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой. Каждое лицо троицы, как говорят богословы, имеет свое самостоятельное тело, однако надо верить, что это не три бога, а один Бог. При этом Дух Святой исходит только от Бога-отца, а в католицизме дух святой исходит от Бога-отца и Бога-сына одновременно. Это разногласие сами церковники считают наиглавнейшим

2. Учение о загробном мире. В православии считается, что душа человека после его смерти попадает либо в рай, либо в ад, в зависимости от предыдущей жизни человека. В католицизме в структуру загробного мира включается учение о чистилище, где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай, причем срок пребывания в чистилище по молитвам церкви (за плату со стороны родственников) может быть сокращен. С этим связана практика индульгенций – отпущения грехов еще при жизни за плату.

3. Православие подчеркивает принцип соборности, утверждая, что только через собор священнослужителей (а не через одного человека) может быть передана воля Бога. Католики же признают догмат о непогрешимости папы в делах веры.

4. У католиков существует целибат – обет безбрачия, который дает каждый молодой верующий, когда принимает сан священнослужителя. В православии безбрачие обязательно только для монахов.

5. В католицизме сильнее, чем в православии, развит культ Богородицы – Девы Марии. В 1854 г. был провозглашен догмат о «непорочном зачатии Девы Марии», а в 1959 г. – о ее «вознесении на небо».

В XV в. Византия была завоевана турками, и Русь осталась единственной в мире православной страной. Псковским монахом, старцем Филофеем была создана формула «Москва – Третий Рим», предполагающая, что Русь осталась последним носителем, хранителем и защитником правой веры, и поэтому ей предназначена особая судьба в мировой истории. Сознание мессианства (Богоизбранничества) повлияло на становление и формирование национального менталитета русских.

В XVII в. тогдашней главой Русской церкви патриархом Никоном была поведена богослужебная реформа, чтобы сблизить церковные порядки на Руси с теми, что были в других Православных церквях. Например, вместо того, чтобы креститься двумя перстами, требовалось креститься тремя, вместо «Исус» говорить «Иисус» и т.п. Часть духовенства и верующих во главе с протопопом Аввакумом начали бороться против нововведений, считая их изменой истинной вере, и образовали свою церковь, которая стала называться старообрядческой. Старообрядцы – это такие же православные христиане, но они считают, что из «официальной» церкви после раскола XVII в. ушла благодать, и Москва перестала быть «Третьим Римом». Для них характерно ожидание скорого конца света и связанный с этим строгий аскетизм. Старообрядцы в XVII–XIX вв. преследовались властями и выселялись в малообжитые районы и за границу. Старообрядцы делятся на две большие группы: поповцев и беспоповцев – в зависимости от того, имеют ли они священников или нет. Обе эти группы распались на множество других, названия которых произошли от имен их основателей (феодосеевцы, филипповцы и т.п.).

До 1917 г. православие было государственной религией Российской Империи и играло решающую роль в развитии русской культуры и государственности. Русский император был православным царем, венчаемым на царство церковью. Существовала система религиозного образования и воспитания в школах, гимназиях, армии (уроки Закона Божьего, институт войсковых священников). Что бы ни говорили противники религии и церкви, но именно православная христианская мораль была основой нравственного порядка русского общества. Именно Церковь была последней преградой, удерживающей народ от духовно-нравственного вырождения. Именно православие было единственной религией в России, которая всей полнотой своего учения обосновывала необходимость существования сильного централизованного государства, поддерживала авторитет государственной власти и органов охраны порядка. Церковь благословляла царских воинов – «служивых людей» – на борьбу с внешними агрессорами и внутренними смутьянами и экстремистами. Кредо церкви в вопросах о силовых структурах сформировано митрополитом Филаретом: «Люби своих личных врагов, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими».

Враги России, которые в начале XX в. были заинтересованы в крахе российской государственности, главенствующую роль отводили борьбе с православием, его дискредитацию в глазах народа, разложение изнутри. Поэтому не случайно, что вслед за крушением русской монархии в 1917 г. наступила пора открытых лютых гонений на Церковь, попытки полного искоренения веры в Бога в России. Избиение духовенства и верующих в России происходили при полном равнодушии так называемой «мировой общественности» западных стран. Известно, что американский миллиардер Яков Шифф вложил миллионы долларов в тайные финансирования революционной атеистической пропаганды среди русских солдат в начале XX в.

И сейчас, в конце ХХ в., американским геополитическим стратегом Збигневым Бжезинским было открыто заявлено, что после крушения коммунизма, главным противником США в России остается Православие.

Церковная организация. В Православной Церкви нет единого всемирного главы, наподобие римского папы у католиков. Существуют 15 автокефальных (поместных) Церквей, каждая из которых управляется патриархом. Самая крупная из поместных церквей – это Русская Православная Церковь (Московский патриархат), которой с 1990 г. управляет патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Кроме русской в мире есть Сербская, Грузинская, Болгарская, Иерусалимская, Американская и другие поместные Православные Церкви. Все они вместе образуют единую (вселенскую) мировую Церковь. В России существуют Русская Православная Старообрядческая Церковь, которая действует самостоятельно и управляется своими митрополитами.

Кроме того, существует РПЦЗ – Русская Православная Церковь за рубежом. Она появилась после 1917 г. как результат послереволюционной эмиграции сотен тысяч русских верующих в Европу и США. РПЦЗ всегда была настроена резко негативно к Советской власти и критиковала Московский Патриархат за сотрудничество с ней. Сейчас в мире существует несколько сот приходов (общин) этой церкви. В последние десять лет несколько общин РПЦЗ появились на территории России. РПЦ и РПЦЗ разделяют не вопросы веры, а, прежде всего, политические противоречия. По своим взглядам к РПЦЗ близка так называемая Истинно Православная (катакомбная) ЦерковьИПЦ. Это последователи духовенства, которые полностью отвергли все то, что происходило в России после 1917 г. и перешли на нелегальное положение.

В настоящее время православными христианами является большинство верующих России. Православие – это национальная религия самого крупного этноса РФ – русских (85 % населения). Кроме того, православие традиционно исповедуют осетины, чуваши, якуты, удмурты и другие народы России. Поэтому многие наши соотечественники воспринимают православные праздники, обычаи и обряды как часть духовной традиции своего народа. Уважение Православия, вне зависимости от собственной религиозной позиции, есть неотъемлемая часть уважения и лояльности к России как к стране и государству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: