Особенности функционирования и цели создания экономических информационных систем

Основы построения и функционирования экономических информационных систем

СОДЕРЖАНИЕ

Г.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 230700


1. Основы построения и функционирования экономических информационных систем.. 3

1.1. Особенности функционирования и цели создания экономических информационных систем.. 3

1.2. Принципы создания и классификация экономических информационных систем.. 6

1.3. Состав и структура элементов экономических информационных систем.. 7

1.4. Методологические основы построения экономических информационных систем.. 10

2. Бухгалтерские информационные системы (БУИС) 13

2.1 Особенности бухгалтерских информационных систем и тенденции их развития. 13

2.2. Бухгалтерские информационные системы для крупных предприятий. 15

2.3. БУИС на предприятиях малого и среднего бизнеса. 18

2.4. Экономический анализ в БУИС.. 24

3. Информационные системы налоговых органов. 26

3.1. Понятие информационных систем в налогообложении и их использование в налоговых инспекциях. 26

3.2. Основные принципы построения систем автоматизации в налогообложении. 26

3.3. Особенности функционирования информационных систем в налогообложении. 28

4. Статистические информационные системы.. 33

4.1. Особенности применения информационных систем в статистике. 33

4.2. Статистические информационные системы в органах государственной статистики. 35

4.2.1. Автоматизированное решение регламентных статистических задач. 35

4.2.2 Автоматизированное решение задач информационного обслуживания. 39

5. Банковские информационные системы.. 44

5.1. Особенности применения банковских информационных систем.. 44

5.2. Автоматизация бизнес-процессов в банке. 46

5.2.1. Кассовые операции.. 47

5.2.2. Депозитные операции.. 48

5.2.3. Кредитные операции.. 49

5.2.4. Операции с ценными бумагами.. 50

5.2.5. Безналичные расчеты.. 52

5.3. Автоматизация процессов управления банковской деятельности. 53


Экономика страны, ее отрасли и первичные хозяйствующие объекты могут рассматриваться как экономические системы (ЭС). Они характеризуются большим количеством элементов, сложной структурой, наличием множест­ва внутренних и внешних взаимосвязей между ними.

В состав ЭС входят трудовые, природные, материально-веще­ственные, информационные. Характерными чертами ЭС являются: преобразование ресурсов в материальные блага, участие человека в производ­стве, непрерывное развитие этих систем, соизмерение затрат и результатов в процессе их функционирования.

ЭС присущи следующие основные свойства.

1. Сложность структуры, обусловленная одновременным наличием нескольких различных иерархических структур. Взаимодействие между ними не сводится к прос­тым отношениям иерархического соподчинения. Таковы, напри­мер, структуры административно-производственного управле­ния на предприятии, территориально-регионального и произ­водственного управления и т.д.

2. Специфические особенности природы экономических процессов и явлений, которые выражаются во взаимодействии объек­тивных и субъективных факторов. Например, человек является элементом производственных сил и в то же время носителем про­изводственных отношений.

3. Свойства целостности системы (эмерджентные свойства), т. е. такие, которые не сводятся к сумме свойств ее элементов, рассмотренным отдельно, вне системы. Например, ни одно из подразделений не может выпускать продукцию, изготавливаемую всем предприятием.

4. Сложность информационных процессов, обусловленная многочисленными связями между управляющей и управляемой подсистемами.

5. Множественность целей, которые могут не совпадать с це­лями отдельных подсистем. Например, одним из показателей эф­фективности работы аппарата управления являются расходы, связанные с его содержанием. Но малочисленный аппарат управления при незначительных расходах на его содержание не обес­печивает эффективного управления предприятием, что ухудшает технико-экономические показатели работы предприятия.

6. Динамичность процессов, имеющих стохастический харак­тер (урожайность культур, расход сырья на изготовление продук­ции и т.д.).

Для обеспечения нормального функционирования любой экономической системы необходимо управлять отдельными ее элементами и системой в целом.

Управление необходимо для достижения ЭС заданных целей. Такими целями могут быть: обеспе­чение устойчивости функционирования, сохранение или приоб­ретение системой тех или иных качественных особенностей, выполнение заданной программы действий и т.д. Как правило, формальным выражением цели является целевая функция систе­мы, экстремальное значение которой соответствует наилучшему (оптимальному) способу управления.

Систему, обеспечивающую реализацию процессов управле­ния, называют системой управления. Для ее функциони­рования характерно наличие управляющей подсистемы (субъек­та управления). Эта подсистема состоит из элементов, обеспечивающих слежение за работой объекта управления и осуществляющих его при­ведение к заданному режиму функционирования.

Объектами управления в экономике могут выступать различ­ные экономические системы, к которым можно отнести государ­ственные и торговые организации, коммерческие учреждения, объединения и фирмы. С позиции кибернетики их функциони­рование осуществляется путем информационного взаимодей­ствия управляющей и управляемой подсистем между собой и с внешней средой по различным каналам связи (рис. 1.1).

Управляющая подсистема получает и обрабатывает информа­цию X о состоянии управляемого объекта (обратная связь) в заданный момент времени и, располагая целью управления и правилами принятия решений, вырабатывает управляющее воздействие Y (прямая связь). В результате этого воздействия объект управления изменяет свое состояние, что фиксируется управля­ющей подсистемой. На параметры объекта управления в каждый момент времени оказывают влияние внешняя среда и предшествующее состояние его элементов.

Рис. 1.1. Структура системы управления

Особенности процессов управления ЭС представлены на схеме технологии управления (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Схема технологии управления

На первом этапе процесса управления осуществляются сбор и накопление информации о состоянии управляемого объекта.

На втором этапе происходит переработка информации для получения необходимых решений на основе анализа заданных критериев цели функционирования объекта управления. Совокупность логических и вычислительных действий, выполняемых в процессе выработки управляющих воз­действий, называют алгоритмом управления.

Третий этап предусматривает выдачу и доведение до управ­ляемого объекта управляющих предписаний, команд или ко­мандной информации.

Для организации управления экономической системой ха­рактерны следующие закономерности.

1. Управление осуществляется путем сбора, обработки и ана­лиза информации. Основные функции любой системы управле­ния — получение информации, ее обработка и определение на ос­нове полученных данных траектории поведения управляемой системы. Необходимые действия и работа технических устройств по восприятию, фиксации, передаче, преобразованию, обработке и хранению информации также относятся к процессу управления и реализуются системами обработки данных.

2. Управление осуществляется с использованием принципа обратной связи: управляющее воздействие формируется на осно­ве информации о реакции объекта на предыдущие управляющие воздействия. Прямая связь задает цели и параметры функциони­рования объекта управления, обратная связь отражает параметры его фактического состояния в заданные моменты времени. При этом система управления находится во взаимодействии с внеш­ней средой, т.е. с многочисленными объектами экономики.

3. Управление, рассматриваемое как совокупность целенап­равленных действий, может быть реализовано лишь тогда, когда система располагает целью управления и правилами принятия решений в тех или иных ситуациях. Для экономических систем их поведение определяется обычно не одной, а несколькими целями. Если множество целей частично упорядочено по их важ­ности, то при функционировании системы учитываются сначала наиболее важные из них, а затем менее значимые.

Такая технология управления предопределяет создание экономических информационных систем (ЭИС). ЭИС — это совокупность различных средств (информацион­ных, программных, технических, организационных и др.), пред­назначенных для сбора, обработки и выдачи экономической информации в целях оптимизации принятия решений, в результате которых снижает­ся непосредственное участие человека в осуществлении того или иного производственного процесса или процесса управления. При этом под оптимизацией понимается выбор варианта управления, при котором достигается минимальное или максимальное значение некоторого критерия, обеспечиваю­щего качество управления.

К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:

• полнота и достоверность информации;

• своевременность предоставления информации;

• экономичность обработки информации, т.е. затраты на об­работку данных не должны превышать получаемый эффект;

• адаптивность к изменяющимся информационным потреб­ностям.

Задачи, решаемые в ЭИС, обусловливаются целями и услови­ями функционирования экономических объектов. С их помощью реализуются сложные проблемы управления в экономике:

• непрерывность и динамичность принятия решений;

• многовариантность расчетов;

• обеспечение сбора данных в реальном масштабе времени;

• организация сплошного комплексного учета и экономичес­кого анализа данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: