Закон предложения

Рис. 3 Функциональный и нефункциональный спрос

Таблица 1 Пример шкалы спроса

Цена товара (за единицу, ден. ед.) Объем спроса на товар (тыс. ед. в месяц)
   
   
   
   
   
   
   

Б) Аналитический способ.

Если предположить, что зависимость объема спроса от цены линейная, то в общем виде формула этой зависимости будет иметь вид:

QD = a - bP, где QD - объем спроса, a, b - математические параметры, Р - цена.

Для конкретного примера, представленного в таблице, уравнение будет иметь конкретные параметры и примет следующий вид:

QD = 15 – 2P

В) Графический способ (Рис 19).

 
 

Графикможно построить двумя путями - по уравнению и по шкале.

Существуют случаи, когда закон спроса не действует:

- при дефиците и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями;

- в отношении редких и дорогостоящих товаров, приобретение которых является способом сбережения;

- при переключении спроса с менее качественных товаров на более качественные;

- в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена.

Принято различать последствия воздействия цены товара и неценовых факторов: в первом случае говорят об изменении объема спроса, во втором – об изменении самого спроса.

Если все факторы, кроме цены зафиксированы (т.е. неизменны), то при изменении цены происходит изменение объема спроса. Графически это выражается движением (как бы скольжением) по линии спроса (Рис. 2 а).

Если цена постоянна, но меняются другие (неценовые) факторы, то происходит изменение самого спроса. На графике это отразится сдвигом кривой спроса влево или вправо в зависимости от направленности фактора (Рис 2 б).

 
 

До сих пор мы производили общий анализ спроса. Между тем, анализ поведения потребителя позволяет выделить две специфические разновидности спроса: функциональный и нефункциональный спрос.

Функциональный спрос – обусловленный потребительскими качествами товара.

Нефункциональный спрос – возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов.


1. Спрос, обусловленный внешними воздействиями. Наиболее значимыми внешними воздействиями или эффектами являются следующие:

- Э ффект присоединения к большинству или эффект вагона: это стремление не отстать от моды, быть как все, не хуже других, не быть белой вороной. Он выражается в увеличении первоначального функционального спроса на определенную величину и в соответствующем сдвиге кривой спроса вправо.

- Эффект сноба: прямо противоположное влияние – желание потребителя быть не как все, быть исключительным, выделяться из общей массы. Он выражается в снижении спроса на определенный товар и в сдвиге кривой спроса влево.

- Эффект показательного потребления или эффект Веблена (по имени экономиста, который его обосновал) – выражает такое парадоксальное явление, когда чем выше цена, тем выше спрос на него. Это происходит потому, что покупатель воспринимает более высокую цену как показатель престижности, элитарности товара, что вызывает дополнительный спрос и вызывает смещение кривой вправо (дополнительный спрос).

2. Нерациональный спрос: это все покупки, которые совершаются необдуманно, под влиянием минутных желаний, капризов, голода. Многие магазины сознательно стимулируют эту разновидность спроса – гипермаркеты.

3. Спекулятивный спрос: – возникает в условиях дефицита, высоких инфляционных ожиданий.

Коль рынок - это взаимодействие продавцов и покупателей, то анализ логики поведения покупателей, которую выявляют спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению.

Предложение товаров и услуг - это готовность производителей продать определенное количество товаров ли услуг по определенной цене за определенный период времени (обозначается латинской буквой S).

Объем предложения -то количество товаров или услуг, которое готовы продать производители по определенной цене за определенный период времени (обозначается латинской Q S).

Цена предложения - минимальная цена, по которой производители согласны продать определенное количество товаров или услуг.

Различают разные виды предложения:

Индивидуальное предложение - это предложение товара отдельным
производителем (продавцом).

Рыночное предложение - предложение товара всеми продавцами на рынке этого товара.

Классификация факторов предложения: цена товара и неценовые факторы.

Неценовые факторы:

Ø технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К);

Ø цены используемых ресурсов (Рr);

Ø налоги и дотации (T, S);

Ø ожидания продавцов (W);

Ø цены на другие товары (Pn);

Ø число продавцов (N);

Ø прочие факторы (B).

С учетом зависимости от этих факторов функция предложения примет вид. Общий вид функции предложения:

QS = f (P, K, Pr, T, S, W, Pn, N, B), где

QS - объем предложения

f - функция, обозначение зависимости

(T, S, W, Pn, N, B …) - обозначение факторов.

Зависимость объема предложения товара от цены этого товара является частным случаем функции предложения и отражает закон предложения.

В общем виде: QS = f (P), где Р - цена товара.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на него увеличивается, и, наоборот, объем предложения товара сокращается, если цена на него снижается.

Способы представления закона предложения: табличный, аналитический, графический.

А) Табличный способ - при помощи шкалы предложения.

Шкала предложения - таблица, в которой показано, какое количество товара будет продано по различным ценам в определенный период времени (Таблица 1).

Таблица 1 Пример шкалы предложения:

Цена товара (за единицу, ден. ед.) Объем предложения товара (тыс. ед. в месяц)
   
   
   
   
   
   
   

Б) Аналитический способ.

Если предположить, что зависимость объема предложения от цены линейная, то в общем виде формула этой зависимости будет иметь вид:

QS = a + bP, где QS - объем предложения, a, b - математические параметры, Р - цена.

Для конкретного примера, представленного в таблице, уравнение будет иметь конкретные параметры и примет следующий вид: QS = - 2 + 3P.

В) Графический способ (Рис. 1).

 
 

Если все факторы, кроме цены зафиксированы (т.е. неизменны), то при изменении цены происходит изменение объема предложения. Графически это выражается движением (как бы скольжением) по линии предложения (Рис. 2а).

Если цена постоянна, но меняются другие (неценовые) факторы, то происходит изменение самого предложения. На графике это отразится сдвигом кривой предложения влево или вправо в зависимости от направленности фактора (Рис. 2б).

 
 

Сдвиг вправо (в сторону увеличения) может быть вызван такими изменениями в неценовых факторах, как использование более эффективных технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов или увеличение государственных дотаций. Он также может быть обусловлен ожиданиями производителей, стимулирующих их к увеличению объема продаж (например, опасениями продавцов, что рыночные цены на их товар в будущем упадут).

Соответственно сдвиг влево (в сторону уменьшения предложения) может быть вызван такими событиями, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, энергоносители, использование устаревших технологий, увеличение налогов и уменьшение государственных дотаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: