Процедуры внутреннего контроля качества в аудиторской организации по основным направлениям

Аудиторским стандартом № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» определены конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита по следующим направлениям:

- профессиональные требования;

- профессиональная компетентность;

- поручение заданий;

- контрольные полномочия;

- консультирование;

- работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;

- мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.

Процесс внутреннего контроля качества должен охватывать все основные процессы проведения аудиторской проверки: документирование аудита, аудиторские доказательства, аудиторскую выборку и т.д.

До сведения работников аудиторской организации доводятся цели и процедуры, применяемые в отношении принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения. Для этого необходимо:

1.- информировать работников об общих целях и конкретных процедурах, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также о том, что они должны знать эти цели и процедуры;

2.- придавать особое значение независимости мышления в процессе обучения работников, а также в процессе контроля в ходе аудита;

3.- своевременно информировать работников о тех аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требования независимости, в том числе:

3.1) составить и вести список аудируемых лиц, лиц, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, и других лиц (аффилированных, ассоциированных и т.д.);

3.2) предоставить указанный список работникам, которым он будет необходим для определения ими своей независимости;

3.3) установить процедуры по уведомлению работников об изменениях, внесенных в список.

Для регулярного наблюдения за соблюдением норм профессионального поведения, определяемых в соответствии с кодексом профессиональной этики аудиторов, в аудиторской организации необходимо:

1.- обеспечить представление ежегодно работниками письменных заявлений, подтверждающих, что:

1.1) работники ознакомлены с общими целями и конкретными процедурами, применяемыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором);

1.2) запрещенные инвестиции не осуществляются и не осуществлялись в течение определенного периода;

1.3) не существует запрещенных отношений и не осуществлялись операции, не соответствующие принципам аудиторской организации (индивидуального аудитора);

2.- возложить ответственность за разрешение каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;

3.- возложить ответственность за получение письменных заявлений и проведение анализа на предмет полноты документации, подтверждающей соблюдение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;

4.- периодически анализировать взаимоотношения аудиторской организации (индивидуального аудитора) с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости или содержат признаки нанесения такого ущерба;

5.- разработать процедуры, направленные на разрешение этических конфликтов и снижение (устранение) риска потери независимости;

6.- проводить процедуры, предусматривающие периодическую (не реже одного раза в 7 лет) смену руководителя и ведущих работников, осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица.

Принцип профессиональной компетентности заключается в том, что персонал аудиторской организации должен состоять из работников, знающих требования законодательства РФ, а при необходимости и других государств, и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими своих обязанностей с должной тщательностью.

Аудиторская организация должна установить квалификационные требования и разработать методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех уровней, для чего:

- определить качества, которыми должен обладать работник (интеллект, порядочность, честность и профессиональные способности);

- определить профессиональные достижения и опыт, необходимые как для начинающих, так и для опытных работников (образование, служебный и профессиональный рост, опыт работы);

- разработать методические рекомендации по найму работников.

В аудиторской организации должны быть разработаны и доведены до сотрудников методические рекомендации и требования по непрерывному профессиональному образованию.

Для обеспечения контроля качества необходимо определить квалификационные характеристики для различных уровней ответственности в аудиторской организации, а именно:

1.- подготовить методические рекомендации с описанием обязанностей работников каждого уровня, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности;

2.- определить критерии, которые будут приниматься во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и профессионального уровня, (аудиторская квалификация, необходимая для повышения до уровня, позволяющего выполнять контрольные функции);

3.- использовать справочник и другие информационные средства с целью доведения до сведения работников информации о процедурах повышения в должности.

Аудиторская работа должна поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимые в данных условиях, а также отвечающим критерию независимости.

Должен быть утвержден график проведения аудита и назначений работников для проведения аудита.

В части разработки процедур по осуществлению контрольных полномочий необходимо направлять работу, осуществлять текущий контроль работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа выполнена качественно. Для этого разрабатываются контрольные процедуры.

Для планирования аудита:

1.- назначение ответственных за планирование лиц;

2.- подготовка предварительной справочной информации об аудируемом лице;

3.- составление предполагаемых программ работы по отдельным направлениям проверки;

4.- анализ текущих экономических условий, влияющих на аудируемое лицо и др.

Для поддержания стандартов качества аудиторской организации при выполнении аудиторской работы:

1.- контроль на всех административных уровнях;

2.- методические указания в отношении формы и содержания рабочих документов;

3.- использовать стандартизированные формы, контрольные перечни и вопросники;

4.- методы решения вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к проведению аудита.

Аудиторская организация должна регулярно проводить мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.

Мониторинг — это процесс, предусматривающий непрерывный анализ и оценку системы контроля качества аудиторской организации, включая периодическую инспекцию на выборочной основе завершенных заданий, осуществляемый с целью достижения разумной уверенности в том, что система контроля качества функционирует эффективно.

Для этого:

1.- определяется объем и содержание программы аудиторской организации по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества (определение целей, подготовка инструкции и программы проверки, используемых при наблюдении; методические указания в отношении объема работ и критериев отбора аудиторских заданий, подлежащих обзорной проверке; периодичность и сроки проведения мероприятий в ходе осуществления наблюдения и т.п.);

2.- проверяется соблюдение принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора);

3.- проверяются аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам;

4.- осуществляются мероприятия по наблюдению;

5.- проводится общая проверка системы внутреннего контроля качества в аудиторской организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: