Ассортиментная политика

Управление ассортиментом

Под управлением ассортиментом товаров понимается разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, которая наиболее полно соответствует текущим потребностям населения. Критерием оптимальности может быть, с одной стороны, наиболее полное удовлетворение потребностей, а с другой – получение максимальной прибыли. Баланс должны отслеживать органы государственного и местного управления власти.

Одной из задач успешного формирования ассортимента является установление связей между производством, торговлей и потребителем.

Управление осуществляется систематическим анализом сложившейся структуры ассортимента, его совершенствованием. При анализе структуры ассортимента оценивают относительную долю товаров (по группам, подгруппам, видам и разновидностям); сравнивают заказанный и поступивший в продажу ассортимент товаров, а также условия формирования оптимального ассортимента.

При оценке относительной доли товаров определяется количественное соотношение в ассортименте всех наименований товаров по их видам, фасонам, моделям, ростам, размерам, цветам, расфасовке, упаковке и прочим классификационным признакам.

Результаты подробного систематического анализа ассортимента товаров служат основанием для его совершенствования и расширения.

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по управлению ассортиментом значительно усложняется. Широта и полнота ассортимента во многом зависят от квалификации и уровня подготовки товароведа, который должен располагать обширной информацией и промышленном и торговом ассортименте товаров, других источниках возможного поступления товаров, конкурентоспособности товаров, об их потребительских свойствах. Товароведы должны активно участвовать в формировании рационального ассортимента и предотвращать поставки товаров, не пользующихся спросом. Для этого необходимо:

Изучать и приводить в соответствие с просом структуру ассортимента товаров (по группам и внутри групп);

Оптимизировать и обновлять ассортимент с учетом требований потребителей к качеству товаров;

Разрабатывать научные принципы классификации товаров.

Результаты товароведных исследований и рекомендаций по улучшению качества и выпуску новых изделий служат основой активного формирования перспективного ассортимента товаров и управления им.

Ассортиментная политика - определение, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом, формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели.

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга торговой компании. Особенно ассортиментная политика значима в условиях жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели компании. Лидерство в конкурентной борьбе за клиента получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Товарный ассортимент организации должен соответствовать представлениям целевых покупателей. Все чаще ассортимент становится ключевым элементом конкурентной борьбы между схожими компаниями. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности. Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

Задачи ассортиментной политики:

удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;

оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;

оптимизация финансовых результатов предприятия - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;

завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта;

соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли печати и включения в них нетрадиционных отраслей;

соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.

Источники информации, оценивающие качество продукции. Нормативно-техническая документация. Правовое регулирование при обеспечении качества продукции

Вся документация по качеству продукции на предприятиях подразделяются на:

♦ планово-директивную;

♦ нормативно-технологическую;

♦ по техническому контролю;

♦ юридическую;

♦ отчетно - информативную.

Планово- директивный документ выполняет функцию проектирования и прогнозирования улучшения качества.

Нормативно-технологический документ это методики производства, паспорта изделий.

Документы по техническому контролю – это отношение между работниками, контролирующих качество.

Юридически – правовые документы в свою очередь подразделяются на документы общегосударственного значения (всевозможные законы, принятые правительством РФ по качеству), ведомственные (распоряжением министерств отраслей), создаваемые непосредственно на предприятии (уставы, контракты).

Отчетно-информативные документы обеспечивают необходимой информацией для принятия решений в следующих областях:

♦ выполнение плана по качественным показателям.

♦ технологические исследования и изучение дефектов

♦ стимулирование рабочих за хорошую качественную работу (начисление дополнительно процентов к заработной плате или премия)

♦ привлечение к материальной ответственности за брак (вычеты)

♦ финансовые взаимоотношения с покупателем и поставщиками

экономическая оценка работы предприятия с точки зрения качества продукции

К нормативным документам относятся тарифно-квалификационные справочники, типовые методики производства, документы аттестации продукции.

К нормативно-техническим документам относятся карты технологических процессов, паспорта изделий.

Стандарт – это норматив, являющийся эталоном для сравнения, получаемые в производстве параметров с теми требованиями к качеству продукции, которые в нем заложены.

Международный стандарт – это стандарт, принятый мировой организацией по стандартизации.

Международный региональный стандарт – стандарт, принятый международной региональной организацией.

Национальный стандарт – принятый национальным органом по стандартизации (ГОСТ, в Украине ДСУ, в Германии DIN).

Система технического контроля (объекты контроля, контрольные операции, их последовательность, техническое оснащение, режимы, методы), являющаяся неотъемлемой частью производственного процесса, разрабатывается одновременно с проектированием технологии изготовления технических устройств службой главного технолога предприятия либо соответствующими проектно-технологическими организациями при участии отдела технического контроля (ОТК).

Главные задачи ОТК – предотвращение выпуска (поставки) предприятиями продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно- конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договорам, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности во всех звеньях производства за качество выпускаемой продукции.

Правовое регулирование при обеспечении качества продукции

Гражданский Кодекс РФ позволяет создать предприятие (организацию) – субъект хозяйственного права. Вступая в сферу экономического оборота, организации самостоятельно и свободно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

Правовое обеспечение управления качеством продукции, предполагающее использование различных средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции, направлено на решение следующих основных задач:

♦ правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;

♦ создание нормативно- правовой базы, обеспечивающей надлежащее правовое регулирование для эффективной реализации функций управления качеством продукции

♦ защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Нормы и правила, имеющие юридическую силу, воздействуют на объект, занимающийся производством (реализацией) продукции.

Норма права (правовая норма ) – это установленное или санкционированное поведение, регулирующее общественные отношения. Норма права представляет участникам отношения определенные права и накладывают на них определенные юридические обязанности. Таким образом, норма права – это правило поведения общего характера, которое устанавливается и охраняется государством и имеет обязательную силу.

Нормативный акт как самостоятельная форма права представляет собой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы.

Общая классификация выделяет среди нормативных актов две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Схема нормативных актов РФ представлена на рис. 1.

 
 


Рис. 1. Схема нормативных актов РФ

Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. нормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.

Все иные нормативные акты называются подзаконными, которые принимаются уполномоченными на то органами власти и управления:

указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции;

акты (постановления и распоряжения) Правительства РФ (большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями);

акты государственных, региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной территории - региона, области, города, района;

ведомственные акты, т.е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриведомственное юридическое значение и распространяющиеся на лица, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.

Осуществляя контроль качества продукции, организация обязана выполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции, которое может определяться различными способами: по образцу

Основными субъектами правового регулирования является потребитель и производитель (изготовитель, исполнитель), продавец продукции (товаров, работ и услуг).

Потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий продукцию исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечение прибыли.

Изготовитель- организация любой формы собственности или индивидуальный предприниматель, производящие продукцию для реализации потребителями.

Исполнитель- организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец - организация любой формы собственности или индивидуальный предприниматель, реализующие продукцию потребителям по договору купли-продажи.

Конкретные виды преступлений, за которые к продавцам (изготовителям) продукции может, применена уголовная ответственность, рассмотрены в особенной части УК РФ:

1.ст.237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей»;

2. ст. 182 «Заведомо ложная реклама»;

3. ст.238 «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и ряд других».

Административная ответственность - наступает за совершение административного правонарушения (проступка) и влечет применение мер, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях и иными нормативными актами. Административная ответственность перед государством осуществляется в виде уплаты штрафов в бюджет и наступает в случае реализации на территории РФ следующей продукции:

♦ без сертификата соответствия, хотя она подлежит обязательной сертификации;

♦ не соответствующей обязательным требованиям нормативным документов, на которые она сертифицирована;

♦ неправомерно маркированной знаком соответствия;

♦ на которую неправомерно выданы сертификат и знак соответствия.

Гражданская ответственность – наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором либо за иное противоправное деяние, причиняющее вред имущественным или личным неимущественным правам и интересам, охраняемым нормами гражданского права.

Дисциплинарная ответственность – это ответственность за совершение дисциплинарного проступка, т.е. нарушение трудовой, служебной, воинской или учебной дисциплины, влекущее применение мер воздействия, предусмотренных правилами внутреннего распорядка, уставами (положениями) о дисциплине. За нарушение прав потребителей в процессе продажи продукции к сотруднику могут применяться в соответствии со ст. 135 КЗоТ такие виды дисциплинарных работ взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Для работников торговли предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания: штрафная ответственность, отстранение от работы, приостановка выплаты зарплаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: