Принципы формирования и показатели планирования ассортимента

Принципы формирования и показатели планирования ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров. Управление ассортиментом

Ассортимент и качество продукции. Основные понятия

Ассортимент – большая совокупность товаров, объединенных общим признаком (сырье, назначение, производитель и др.), внутри которой выделяются более мелкие совокупности, различающиеся другими признаками.

Таким образом, ассортимент представляет собой систему отдельных элементов, объединенных в группировки по одному частному признаку. Между группировками существуют определенные связи. Связи между элементами обычно выявляются посредством определенной системы классификации.

Различают: промышленный и торговый, простой и сложный, укрупненный и развернутый, комбинированный и смешанный ассортимент товаров.

Промышленный ассортимент – это набор товаров, выпускаемых отраслью промышленности, предприятием или другими изготовителями (частные предприниматели, предприятия общепита и др.)

Предприятия выпускают небольшой ассортимент товаров, не отличающийся разнообразием видов и разновидностей.

Торговый ассортимент – это совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть – это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров. Торговый ассортимент включает в себя набор товаров, выпускаемых отечественными и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный.

Если ассортимент представлен такими видами товаров, которые классифицируются не более чем по трем признакам, то такой ассортимент называется простым ассортиментом товаров (овощи, соль, хозяйственное мыло и др.) Если более чем по трем признакам – то сложный ассортимент товаров (обувь, одежда и др.).

В основе деления ассортимента на укрупненный и развернутый лежит научно обоснованная система классификации товаров на классы, группы, виды и разновидности.

Разнообразие потребностей населения в одежде, обуви, головных уборах, предметах галантереи и др. обуславливает желательный для населения ассортимент товаров – их разнообразие по различным признакам и показателям. Возможность промышленности по производству изделий в зависимости от наличия сырьевых ресурсов и производственных мощностей, а также в зависимости от научно-технического уровня производства определяют возможный для промышленности ассортимент продукции. Пересечение этих двух множеств – желательного и возможного ассортимента – представляет собой реальный ассортимент продукции.

Ассортимент продукции формируется для достижения двух взаимосвязанных, но противоречивых целей:

-удовлетворения потребностей (платежеспособного спроса) населения в продукции данного вида (выпуске в достаточном объеме продукции высокого качества определенного ассортимента для удовлетворения спроса;

-обеспечения самоокупаемости предприятия и получения прибыли в объеме, необходимом для стимулирования высококачественного труда, самофинансирования производственного и социального развития, формирования государственного бюджета.

Рентабельность продукции является одним из критериев эффективности производства. В данном критерии эффект выражается прибылью от реализации продукции, а затраты – себестоимостью продукции, т.е. рентабельность продукции – это прибыль на 1 руб. себестоимости.

В свою очередь прибыль от реализации – превышение оптовой цены над себестоимостью, поэтому повышение рентабельности изделия и прибыли может быть достигнуто двумя путями: увеличением оптовой цены и снижением себестоимости продукции.

При правильном ценообразовании, когда оптовая цена отражает общественно необходимые затраты на производство продукции и уровень ее качества, плановая рентабельность однородных изделий будет изменяться в узком диапазоне. При существовавшей ранее системе цен рентабельность изделий легкой промышленности изменилась в большом диапазоне (выпускались убыточные, рентабельные, мало- и высокорентабельные изделия).

Реформы цен (например, в 1991г.) также ориентируют предприятия на выпуск продукции высокого качества.

Если предприятие производит несколько видов изделий с различной оптовой ценой, то экономические результаты его работы будут определяться, прежде всего, структурой ассортимента продукции, т.е. степенью согласования в этой структуре обоих требований: удовлетворения определенных потребностей и получения заданной прибыли. Решение проблемы должно осуществляться по схеме 1 системного анализа.

1 – уяснение сущности проблемы – характер и объем потребностей вновь появившихся потребностей, роста и снижения спроса на выпускаемые изделия, новых требований потребителей, результатов изучения спроса на новые модели, экономической характеристики ассортимента – рентабельности изделий выпускаемого и нового ассортимента, сбалансированности рентабельности и объема спроса, причин низкой рентабельности, возможной прибыли, необходимой для самофинансирования предприятия, конъюнктуры внешнего рынка и возможности выхода на внешний рынок;

2 – постановка целей – область удовлетворения потребностей внутреннего рынка (номенклатура продукции, изготовляемой для внутреннего рынка), объем прибыли от реализации продукции на внутреннем рынке, возможность выхода на внешний рынок и возможная прибыль от реализации на внешнем рынке;

3 – разработка вариантов решения – структуры ассортимента в составе выпускаемых, улучшенных, новых и особо модных изделий, возможности сбыта которых предварительно изучены опросами, показами, выставками, изготовлением и сбытом опытных партий;

4 – выявление ресурсов – оцениваются возможности выпуска продукции по предлагаемым вариантам (техническая подготовка производства, материально-техническое снабжение, кадровое обеспечение и т.д.), уточняются предлагаемые варианты ассортимента;

5 – моделирование изучаемого процесса – выбирается критерий предпочтительности варианта решения, выполняется постановка задачи и выбирается программа решения задачи на ЭВМ (при необходимости разрабатывается математическая модель и специальная программа решения задачи на ЭВМ). Критерии предпочтительности должны отражать уровень удовлетворения спроса и степень достижения желательного объема прибыли;

6 – сравнение вариантов по критерию предпочтительности – обсуждаются результаты моделирования и дополняются качественным анализом, сравниваются по критериям предпочтительности;

7 – цель достигнута, если среди предложенных вариантов ассортимента продукции есть такой, который удовлетворяет поставленным целям. Останавливаются на этом варианте и готовят выбранный ассортимент продукции для продажи на оптовой ярмарке, бирже и заключения договоров поставок;

8 – цель не достигнута, если среди предлагаемых вариантов нет такого, который удовлетворяет поставленным целям. Продолжают анализ проблемы;

9 – разработка новых вариантов решения – разрабатываются новые или уточняются имеющиеся варианты ассортимента и повторяют анализ по изложенной схеме. Если уточнение вариантов не привело к положительному решению проблемы, ее анализ продолжают;

10 – привлечение новых ресурсов – планируют техническое перевооружение или модернизацию оборудования, использование новых сырьевых ресурсов и т.п., в соответствии с этим уточняют варианты ассортимента и повторяют анализ;

11 – уточнение цели решения – если и это не приводит к решению проблемы, уточняют цель решения, область и уровень удовлетворения потребностей, получаемую прибыль. В соответствии с уточненной целью находят предпочтительный вариант ассортимента.

Для разработки вариантов ассортимента может быть использован метод рангового анализа. В этом методе для каждого вида изделия указывается удельный вес выпуска изделия в общем объеме, рентабельность, ранг выпуска (продукции с наибольшим удельным весом выпуска присваивается ранг 1), ранг рентабельности (изделию с максимальной рентабельностью присваивается ранг 1), разница рангов выпуска и рентабельности. Небольшая разница рангов свидетельствует об экономически рациональной структуре ассортимента, большая разница рангов свидетельствует о недостаточно рациональной структуре ассортимента.

Если ранг выпуска существенно больше ранга рентабельности, т.е. изделие, имеющее низкую рентабельность, выпускается в большом объеме, то целесообразно заменить изделие новым, более высокого качества и рентабельности, или снизить объем выпуска.

Если ранг выпуска ниже ранга рентабельности, т.е. изделие, имеющее высокую рентабельность, выпускается в небольших объемах, то при наличии спроса целесообразно увеличить объем выпуска.

При формировании ассортимента, планировании и оценке изделий наиболее часто используют следующие показатели:

1. показатели структуры ассортимента;

2. уровень выполнения плана по номенклатуре продукции в процентах (в расчет принимается только количество продукции, изготовленной в пределах принятого плана, сверхплановые изделия не учитываются;

3. удельный вес производства новых изделий в процентах в объеме выпуска всех изделий;

4. удельный вес изделий с индексом Н (продукция улучшенного качества) в процентах, в составе вновь вводимых в ассортимент моделей (по числу моделей);

5. удовлетворение заявок торговли на ассортимент продукции;

6. среднегодовая серия выпуска продукции одной разновидности (общий показатель, характеризующий широту ассортимента изделий);

коэффициент обновления ассортимента изделий

Кобн.но, где Нн – число наименований новой продукции;

Но – общее число наименований продукции.

Кобн.но, где Вн – выпуск новой продукции в натуральном или

стоимостном выражении;

Во – общий выпуск продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: