ТЕМА 11. Международный рынок услуг

Понятие и классификация международного рынка услуг. Тенденции его развития

Услуги — это комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. ЮНТКАД и Мировой банк дают следующее определение: услуги — изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Услуги составляют так называемый третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США (75% ВВП) и других промышленно развитых государств (в среднем на уровне 65%), а также большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Удельный вес услуг в ВВП РФ в 2006 г. составил 52,0% (в 1990 г. — 33,0%).

Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении:

1) они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым экспортом и импортом;

2) услуги неотделимы от своего источника;

3) их производство и потребление, как правило, неразрывны;

4) для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.

Классификация услуг, основанная на Международной стандартизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает: 1) коммунальные услуги и строительство; 2) оптовую и розничнуюторговлю, рестораны и гостиницы; 3) транспортировку, хранение, связь, финансовое посредничество; 4) оборону и обязательные социальные услуги; 5) образование, здравоохранение и общественные работы; 6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли.

Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с платежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2) поездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги.

С точки зрения движения факторов производства услуги делятся на факторные, возникающие в связи с международным (межстрановым) перемещениям факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (они реализуются в доходах на инвестиции, роялти и лицензионных платежах, заработной плате, выплачиваемой нерезидентами), и нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

В ходе международных переговоров в рамках ГАТТ /ВТО учитывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов:

1) деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);

2) услуги связи (25 видов);

3) строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);

4) дистрибьюторские услуги (5 видов);

5) общеобразовательные услуги (5 видов);

6) услуги по защите окружающей среды (4 вида);

7) финансовые услуги, включая страхование (17 видов);

8) услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);

9) туризм и путешествия (4 вида);

10) услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);

11) транспортные услуги (33 вида);

12) прочие услуги.

Международная финансовая статистика МВФ публикуется по трем группам услуг: 1) транспортные услуги; 2) туризм и 3) другие частные услуги.

Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами — это нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платежном балансе.

ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: 1) трансграничная торговля услугами; 2) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом); 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; 4) временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги. Наибольший объем услуг (в сумме около 80%) приходится на 1 и 3 способы.

Большинство видов услуг нельзя экспортировать в чистом виде, так как процесс производства услуги и процесс ее потребления нельзя разделить во времени. В связи с этим ГАТС выделяет четыре способа осуществления торговли услугами:

1) Трансграничная торговля, когда национальные потребители покупают услуги у зарубежного поставщика.

2) Торговля на основе коммерческого присутствия. Когда иностранная компания создает филиал или приобретает национальную компанию в форме трансграничных слияний и поглощений, т. е. организует производство в принимающей стране и продает услуги иностранным потребителям.

3) Потребление услуг за рубежом, т. е. потребители данного государства покупают услуги за рубежом (например, при выездном туризме).

4) При миграции физических лиц, когда иностранные физические лица оказывают услуги потребителям данного государства (например, строительство гостиниц иностранными рабочими).

В отраслевой структуре экспорта услуг до начала 1980-х гг. преобладали транспортные услуги, однако потом они уступили первенство финансовым, информационным, коммуникационным, консультационным услугам и др. и туризму, которые развивались гораздо быстрее.

На США приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В первую десятку ведущих экспортеров услуг в 2000-х гг. вошли (кроме США) Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия-Люксембург и Гонконг, в первую десятку импортеров — США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург и Китай. При почти совпадающем списке Германия, Япония, Канада и Китай являются нетто-импортерами услуг.

По данным ВТО, российский экспорт услуг в 2003 г. составил 15,9 млрд. долл. (0,9% мирового экспорта услуг, 24-е место), импорт услуг России составлял 26,7 млрд. долл., 1,5 % мирового импорта услуг, что означало 18-е место среди ведущих стран - импортеров.

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странах это прежде всего финансовые, телекоммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии, а также услуги по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также спе­циализируются на производстве и предоставлении услуг — туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама и др. государства так называемого открытого судового реестра), финансовых (оффшорные центры Карибского моря и Тихоокеанских островов). Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективны развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33% приходится на транспорт, 42% — на туризм и 25% — на «прочие частные услуги».

В целом основные тенденции развития мировой торговли услугами можно резюмировать следующим образом:

• Более динамичные темпы роста мировой торговли услугами по сравнению с темпами роста мирового товарооборота.

• Преобладающая роль развитых государств в мировом экспорте и импорте услуг.

• Высокая концентрация «невидимой» торговли в нескольких странах мира.

• В региональном распределении мировой «невидимой» торговли преобладают западноевропейские государства, на долю которых приходится практически половина товарооборота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: