Источники и объекты опасностей и угроз

Понятие, содержание и сущность национальной безопасности

Сущность и содержание национальной безопасности

СОДЕРЖАНИЕ

Безопасность предприятий в сфере коммерции

Тема 1. Сущность и содержание национальной безопасности

Понятие, содержание и сущность национальной безопасности

Источники и объекты опасностей и угроз

Тема 2. Угрозы безопасности личности, общества и государства

Сущность понятия «опасность» и «угроза»

Классификация угроз

Основные опасности и угрозы глобального уровня

Угрозы региональной внутригосударственной безопасности

Тема 3. Теневая экономика

Сущность и содержание теневой экономики

Российская теневая экономика.

Основные пути борьбы с теневой экономикой

Тема 4. Российское предпринимательство

Суть предпринимательской деятельности

Особенности российского предпринимательства

Характеристики предпринимательской деятельности

Нелегальность в предпринимательской деятельности

Тема 5. Риск в предпринимательской деятельности

Риск как экономическая категория

Классификация рисков

Риск-менеджмент

Страхование как прием риск- менеджмента

Тема 6. Конкурентные отношения на российском рынке

Конкуренция как основа рыночных отношений

Конкуренция на цивилизованном рынке

Недобросовестная конкуренция

Тема 7. Предпринимательство и мошенничество

Предпринимательство и мошенничество

Структуры российского мошенничества

Мошенничество простое и организованное

Выявление и предупреждение мошенничества

Тема 8. Информационные технологии и безопасность бизнеса

Информационное пространство и безопасность

Экономическая разведка и промышленный шпионаж

Защита коммерческой тайны

Тема 9. Безопасность агентов российского рынка

Цели и задачи безопасности организации

Внешняя безопасность фирмы

Внутренняя безопасность фирмы

Служба безопасности фирмы.

В 1992 г., впервые в истории нашей страны был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищенности государства от внутренних и внешних угроз. Данный закон закрепил прин­ципиально новый для нашей страны качественный скачок в подходе к проблеме безопасности, означающий конец полному игнорированию обеспечения и зашиты интересов личности и общества.

Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз личности, общества и государства»

Данное определение фактически идентично определению «безопасность» в Законе «О безопасности» 1992 г., поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы.

К тому же основополагающий документ в этой области, впервые утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 г., а в новой редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, и ее структура полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г. (рис.1).


Рис.1. Схема концепции национальной безопасности

В соответствии с положениями существующей законодательной и нормативно-правовой базы определение понятия «национальная безопасность» выглядит следующим образом:

Национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

Национальная безопасность Россииэто гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов.

Слабая теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». В тех случаях, когда понятия уже сложились и к ним привыкли, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, национальных интересах и все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдель­ной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике.

Когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» вполне оправдано. Нужно только четко сознавать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, как, например, к понятию «национальное богатство», видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность страны», «безопасность России», наконец. Термин «национальная безопасность» фактически является калькой с английских слов «national security», которые в принципе могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов. По большому счету, когда в нашей стране все было государственным, и безопасность была государственной. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Доля государства в экономике и в других сферах жизни человека и общества непрерывно сокращается. Поэтому в этих условиях более правомерно и целесообразно использовать термин «национальная безопасность», имея в виду, что эти термины не синонимы, а разновеликие понятия. Подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе - частное, видовое. Тем более нельзя использовать гибридный термин «национально-государственная безопасность», нередко встречающийся в отечественной литературе.

Ключевыми в данном определении являются понятия нации, личности, общества, государства, жизненно важных интересов и угроз, являющихся важнейшими элементами системы национальной безопасности.

Формулировок понятия нации существует не меньше, чем формулировок самого понятия безопасность. Главное в том, что в основе формирования нации лежит не этнический прин­цип. Истории не известно ни одной моноэтнической нации. Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства.

Граж­данское общество как составная часть нации собственно и подчеркивает политичность всякой нации. Стержнем нации является государство: без государства нации нет и быть не может.

Понятие нация по своему содержанию в современном понимании близко к понятию страны.

В определении национальной безопасности содержится понятие личности, а не просто человека. Это вполне обосновано и подчеркивает, что речь идет о человеке как социальном субъекте.

Личность - это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт.

Индивид - это отдельный человек с его специфическими особенностями.

Общество - это совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений.

Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Угрозы объектам безопасности, исходящие из внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Безопасностью личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.

Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания. Позволяющих реализовать право и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества.

Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических лиц и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Сегодня стало ясно, что определяющим критерием национальной безопасности является обеспечение экономического и политического суверенитета, а также наличие достаточной для политического суверенитета, а также наличие достаточной для обороны государства военной силы.

Критерием обеспечения безопасности можно считать определение пределов, рамок, границ политических, социальных, техногенных, природных явлений, превышение которых может нанести трудновосполнимый ущерб нации в настоящем и будущем.

Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю националь­ную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как иде­альный результат деятельности, удовлетворяющий устремле­ния, подавляющего большинства россиян. Если такая форму­лировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстрак­ции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспе­чения национальной безопасности. Исчезает и смысл реально­го целеполагания, как руководства при выборе одного из аль­тернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения на­циональной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих сово­купность социальных ценностей и жизненно важных интере­сов личности, различных социальных групп, общества в целом, и самого государства.

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопас­ности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сооб­ществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пра­щуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), пре­допределило образование многих международных организаций и в конеч­ном счете привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопас­ность существования всего населения Земли.

Слабость системы безопасности оборачивается большими бедами: кру­шением государств, уничтожением народов, большими кровопролитиями, разрушением и гибелью материальных ценностей. Государства, общества, частные лица, не проявляющие должной заботы о своей безопасности, как правило, оказываются нежизнеспособными.

Отмеченные факторы предопределяют жизненную необходимость и ак­туальность постановки и решения проблемы обеспечения комплексной безопасности на строго научной основе с учетом всех аспектов этой мно­гофакторной, многопараметрической проблемы.

Что же является предметом безопасности и что составляет ее сущность? Как следует из высказываний различных авторов, состояние защищен­ности личности, общества, государства, состояние защищенности жиз­ненных интересов, состояние защищенности национальных интересов, устойчивое состояние системы по отношению к неблагоприятным воз­действиям и т.д. и составляет предмет безопасности. Но все это, как представляется, лишь отдельные, хотя и необычайно важные, стороны предмета, причем именно те стороны, которые подвержены с точки зре­ния содержания определенным изменениям. Так, например, интересы лич­ности, общества и государства в различные исторические периоды разви­тия страны далеко не идентичны.

Каждая из этих частных сторон неизбежно меняется в зависимости от конкретности обстановки, но они всегда остаются составной частью общественных отношений, определяемых качественным состояни­ем бытия как концентрированного выражения ценностных ориен­тации конкретной цивилизации. Тогда, вероятно, если иметь в виду именно такой подход, можно утверждать, что предметом безопасности являются общественные отношения, бытие народа, выражающее сущность цивилизации. Тогда и термин "защита" становится необычайно узким, не отражающим в полной мере потребности бытия. Мало защитить. Важнее не допустить формирование условий, которые привели бы общественные отношения, бытие к состоянию, требующему их защиты. Иначе говоря, задача безопасности выходит далеко за пределы необходимости защи­ты данного состояния бытия и заключается прежде всего в формиро­вании условий, обеспечивающих стабильное, прогрессирующее развитие общественных отношений, сохранение, укрепление и обогащение бытия, т.е. защищенности качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства.

Системный подход к жизненно важной проблеме безопасности предо­пределяет необходимость формирования соответствующей науки (или но­вого научного направления) как систематизированного обобщенного зна­ния о безопасности, являющейся важнейшим условием выживания и разви­тия человека, общества, государства, человечества.

Процесс переоценки ценностей в нашем обществе породил и новое по­нимание проблемы безопасности. Главным стало осознание системной природы этого явления и, следовательно, необходимости системного под­хода к его исследованию. При таком подходе содержание и степень безо­пасности человека и общества находятся в прямой зависимости от функционирования всех структур общества, прежде всего экономической, по­литической, социальной, правовой, информационной и т.д. В результате система самой безопасности приобретает сложную структуру, в которой можно выделить составляющие компоненты и подсистемы.

Основными направлениями исследований являются:

· опасности и угрозы человеку, обществу, государству, человечеству;

· объекты жизнеобеспечения человека и общества;

· объекты безопасности и защиты;

· субъекты опасностей и угроз;

· опасности и угрозы, их характеристики, особенности возникновения, наносимый ущерб и др.;

· источники опасностей и угроз, их особенности;

· системы обеспечения безопасности, силы и средства, состав и струк­тура, цели и задачи, режимы функционирования.

В обобщенном виде направления исследований по иерархии и по сфе­рам деятельности приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 Направления исследований на иерархических уровнях

Иерархические уровни направлений исследования Объекты безопасности Причины опасностей и угроз Наиболее существенные опасности и угрозы
Безопасность ноосферы Ноосфера Обострение гло­бальных проблем: демографической, энергетической, экологической Возникновение ми­ровых войн, в том числе ядерной, способной уничто-
Безопасность регионов Объединение государств Обострение меж­дународных отно­шений, экологиче­ской обстановки Возникновение ре­гиональных кон­фликтов и войн
Безопасность государства Государство Ухудшение поло­жения в экономи­ческой, социаль­ной,-политической и других сферах безопасности Возникновение гра­жданских войн, развал государства
Безопасность общества Общество, социальная группа Неравномерность распределения материальных благ, обнищание, бес­правие населения Криминализация общества, возник­новение социальных конфликтов, в том
Безопасность личности Человек Бедность, беспра­вие, незащищен­ность, отсутствие свободы, голод, болезни Убийства, похище­ния людей, пытки, грабежи, воровст­во, угрозы, шан­таж, запугивание, членовредительство
Сферы безо­пасности (на­правление исследований) Объекты безопасности Основные причи­ны опасностей и угроз Наиболее существен­ные опасности и угрозы
Геополитичес­кая Междунаро­дные корпо­рации, госу­дарства Наличие сверх­прибылей, несо­вершенство зако­нов, территори­альные претензии Военные конфликты, мафиозные разборки, кражи в особо круп­ных размерах, между­народный терроризм, войны, наркобизнес
Политическая Партии, об­щественные движения, структуры власти Кризис власти, несовершенство законов Коррупция, рост орга­низованной преступно­сти, терроризм, кри­минализация общества и экономических от­ношений, заказные убийства
Экономи­ческая Производст­венная и тор­говая сфера Наличие сверх­прибылей, несо­вершенство зако­нов, налоговой политики Мафиозные разборки, отмывание "грязных" денег, уничтожение предприятий производ­ства, торговли, варвар­ское использование природных ресурсов, загрязнение окру­жающей среды
Социальная Социальные группы, об­щественные организации Неравномерность распределения материальных благ, бедность, неравноправие Криминализация обще­ства, социальных групп, отношений, ' людей, социальные конфликты, терроризм
Демографи­ческая Люди, кол­лективы лю­дей Перенаселение, упадок медицины, изменение регио­нально-этнических пропорций и рас­пределения благ Геноцид, этнические вооруженные кон­фликты, снижение средней продолжи­тельности жизни, вы­мирание населения, народов
Продоволь­ственная Продукты питания Недостаток про­дуктов питания, истощение сель­скохозяйственных угодий Выпуск некондицион­ных продуктов питания, массовые отравления населения
Культуро­логическая Духовность, нравствен­ность, мораль Падение духовно-нравственного уровня и морали Нравственная развра­щенность, моральная распущенность, рост алкоголизма, наркома­нии, проституции, пре­ступных элементов
Сферы безо­пасности (на­правление исследований) Объекты безопасности Основные причи­ны опасностей и угроз Наиболее существен­ные опасности и угрозы
Энергоин­формацион­ная Сознание, подсознание человека Несанкциони­рованное энерго­информационное воздействие Неосознаваемые кри­минальные действия, зомбирование
Военная Вооружение и военная техника Недостаточная охрана вооруже­ния и военной техники Кража вооружения и военной техники, взрывчатых веществ, подрывы складов, за­грязнение среды ра­диационными и отрав­ляющими веществами, терроризм
Информаци­онная Информация и ее инфра­структура Несовершенство информационной инфраструктуры и законов Кража, уничтожение, искажение, разглаше­ние информации, эко­номический шпионаж, шантаж
Научно-техническая НОУ-ХАУ, перспектив­ные техноло­гии Возможность использования НОУ-ХАУ и пер­спективных техно­логий в крими­нальных целях Использование НОУ-ХАУ и перспективных технологий в преступ­ных целях
Экологичес­кая Окружающая среда Ухудшение эколо­гической обста­новки Производство экологи­чески "грязных" про­дуктов питания и дру­гой продукции, крими­ногенное овладение "чистыми" террито­риями, рост числа беженцев и обездо­ленных

К основным объектам национальной безопасности относятся:

· личность, ее права и свободы;

· общество, его материальные и духовные ценности;

· государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Опасности и угрозы всегда указывают на взаимодействие двух сторон:

· той, которая выступает источником и носителем опасности, - субъ­ект;

· той, на которую направлена опасность или угроза, - объект.

Источники опасности - это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности проявляют или обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свой­ства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия.

Источники опасности по своей сути имеют естественно-природное, тех­ническое и социальное происхождение.

Известно, что объект - философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической или познавательной деятельности. Взаимосвязь субъекта и объекта как предмета познания, практического воздействия, деятельности представлена на рис. 2.

Рис 2. Взаимосвязь субъекта и объекта, как предмета познания.

Объектом угроз и опасностей являются личность, общество, государст­во. Эта триада представляет собой целостную систему.

Личность в системе (и прежде всего личность - творец) является выс­шей целью общественно-политического и социально-экономического раз­вития страны.

Общество - это социальная среда и необходимое условие творчества личности в системе общественных отношений.

Государство же представляет собой организационно-политический ме­ханизм реализации общественных отношений и обеспечения гарантий прав граждан. Государство не должно возвышаться над личностью, так как его задача - создать такой механизм, чтобы творческое развитие личности на самом деле было высшей национальной целью.

Объектами угроз в государственном масштабе являются практически все сферы жизни и деятельности общества. И в любой из них существуют специфические особенности опасностей и угроз.

Человек выступает и как объект, и как субъект опасностей и угроз. Диапазон проявлений человеческой сущности многообразен и противоре­чив. В ней необъяснимо уживаются эгоизм, иррациональность, агрессив­ность с отрицающими их подвижничеством, жертвенностью, благодеяни­ем. Современный человек не торопится расставаться со всеми своими пороками, выходить за рамки субъективного, индивидуально-алчного вос­приятия мира.

Известно, что мир представляется человеку в виде объективной реальности. Человек преобразует природу и изменяется сам. Отсюда вывод, что человек одновременно является и субъектом толкования мира и его объектом.

При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение лич­ности определяется состоянием общества, государства.

Известно стремление человека жить лучше не получило еще необходимое положение – «и безопаснее». Человек пока остается носителем различных по виду опасностей и угроз, регулятором «безопасности».

Таким образом, человек прямо или косвенно включен в разнообразную, сложноорганизованную систему отношений и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль.

Источниками опасности для человека, личности, семьи, класса, народа, страны представляется личность и сформированные ими общности людей, оснащенные техническими и другими средствами, способные деформировать объекты угроз вплоть до их гибели. При этом эти источники опасности могут находиться как вне, так и внутри общности людей. Включение в их число природы и техники добавляет сферу источников опасностей и угроз.

Личную безопасность каждый человек может обеспечить се­бе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные орга­низации, действующие на общественных началах, могут обес­печить в какой-то степени безопасность отдельных групп насе­ления. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность.

Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной от­ветственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет пра­вовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности. В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных соци­альных групп и личности.

В целом роль человека в системе опасность - безопасность сводится к следующему:

1. В гносеологическом аспекте придает смыслосодержание, целеполагание умопостигаемому миру, интерпретирует его в соответствии со свои­ми потребностями и представлениями.

2. Вносит причинность в процесс, на который он в состоянии оказать влияние (воздействие), вызывая изменения хода событий или порядка ве­щей, их естественных свойств.

3. Негативным проявлением этого является привнесение земного масштаба в понимание планетарных явлений, сужение оценки их значения до мате­риалистического, потребительского значения. Человек признает только социально полезную значимость существования природы, отказывая ей в праве на самоорганизацию и независимое существование, нетерпеливо подправляя ее "неразумные" действия.

4. Организует, рационализует, программирует сре­ду, формообразует и качественно преобразует разнообразные и разобщенные фрагменты социальной и природной действительности, зачастую без учета опасности последствий.

5. Обладает эвристическими способностями, открывает новое в позна­нии мира, определяет перспективы общественного развития и своего будущего.

6. Является осью, главным связующим элементом социо-, природо-, техно- и космосферы.

7. В рамках социума создает мифологемы и идеологемы, вокруг кото­рых разворачивается вся историческая драматургия, возникают поворот­ные цивилизационные изменения.

8. Придает общественной жизни аксеологическое, нормативно-ценностное содержание, формирует нравственные императивы типа "можно - нельзя", "хорошо - плохо", "правильно - неправильно.

9. Создает структуры и институты, обеспечивающие коллективное вы­живание, совместную защиту, урегулирование конфликтов и согласование интересов.

Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнооб­разную, сложно организованную систему отношении и процессов, выпол­няя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разруши­тельную роль. Однако весь линейный прогресс существования человека техногенной цивилизации пока не вписан в общепланетарную гармонию и заключается в том, что, решая текущие проблемы, он порождает новые, еще более масштабные и опасные.

Баланс позитивных и негативных качеств человека, их слияние опреде­ляет общий вектор развития человечества в социо-, природо- и техно­сфере (рис. 3).

Рис. 3. Роль человека в природе.

Помимо человека объектами безопасности выступают объекты про­странственно-географического масштаба, различные сферы обеспечения жизнедеятельности человека, включая экономику, социологию, политоло­гию и многие другие, значительная часть которых приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Классификация пространственно-территориальных объектов

Можно заключить, что все объекты имеют четко выраженную мас­штабно-иерархическую структуру. Объектами безопасности являются также сферы жизнеобеспечения и духовно-политической деятельности.

К ним относятся:

· политическая;

· военная;

· экологическая;

· социальная;

· экономическая;

· демографическая;

· продовольственная;

· психологическая;

· информационная и др.

Каждая сфера по-своему проявляется в деятельности объектов в зави­симости от их масштабов, нахождения и условий функционирования (рис.5).

Рис. 5. Классификация объектов производственной сферы.

Таблица 2 Декомпозиция объектов исследования безопасности

Иерархические уровни Объекты безопасности  
ГЛОБАЛЬНЫЙ Ноосфера, биосфера, человечество Геополитическая. Политическая
РЕГИОНАЛЬНЫЙ Континенты. Группы стран Международные объе­динения, союзы и т.п. Военная. Экономическая
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (национальный) Государства Продовольственная. Культурологическая. Демографическая. Экологическая
ОБЩЕСТВЕННЫЙ (групповой) Общества, социальные группы Информационная Энергоинформационная
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (личностный) Человек, личность Научно-техническая Социальная

Таблица 3 Классификационная характеристика деятельности людей в сфере безопасности

Принципы классификационной группировки признаков Классификационные признаки
Степень общности Индивидуальные, групповые, общественные, региональные, государственные, международные.
Сферы деятельности Геополитическая, военная, экологическая, политическая, духовно-нравственная, социальная, экономическая, информационная, демографическая, продовольственная.
Субъекты Международные, государственные, национальные, партийные, профессиональные, институциональные.
Тенденции Прогрессивные, реакционные, консервативные.
Нормы нравственности. Справедливые, несправедливые, гуманные.
Степень значимости Наиболее существенные, существенные, малосущественные.

Объектами региональной безопасности являются территория и населе­ние региона и все сферы обеспечения жизнедеятельности его инфраструк­туры, расположенные на данной территории.

Территория - участок земной поверхности, имеющий отдельные грани­цы и пространственный базис деятельности, который включает производст­венную и социальную инфраструктуру и рассматривается как объект жиз­недеятельности, фактор и ресурс развития территории.

Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа, государство и т.д.), источник активности, направленной на объект.

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой облас­ти через органы законодательной, исполнительной исудебной власти Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безо­пасности средств связи и информации, таможни, природоо­хранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действу­ющих на основании законодательства.

В законе «О безопасности» говорится, что граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектами безопас­ности, обладают правами и обязанностями по участию в обес­печении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе РФ, нормативными актами органов госу­дарственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их ком­петенции в данной сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: