ТЕСТ № 1 2 страница

Роль религии в конкретном обществе различна под воздействием исторических условий. Духовный фактор и сегодня играет важную роль в определении ценностных ориентиров и выработке основополагающих идей развития культуры.

Сфера религии - это различные чувства, эмоции, верования и обрядовые действия, определяющие сакральное понимание мира и места в нем человека через возможность проявления сверхъестественных сил. Сакральный мир принципиально отличается от обыденной реальности, есть нечто исключительное, сокрытое от нее.

Религиозная вера – это искренняя приверженность идее, убежденность, что все, что считается истинным и достоверным, не требует никаких доказательств. Таковы для православного христианина святость Символа веры, Библии, иконы, молитвы, исповеди.

Религиозный культ (от лат. «cultus» - «почитание») - система различных обрядов и сакральных действий, выражающих поклонение единому Богу (в монотеизме) или многим божествам (в политеизме).

Та или иная религия является фундаментом многих исторических типов культур. Основой европейской цивилизации стало христианство, арабо-мусульманской - ислам, культура Индии, Китая, Японии и других сопредельных народов сформировалась под влиянием буддизма, конфуцианства, даосизма.

В современной культуре выделяют:

- наднациональные, мировые религии (буддизм, христианство, мусульманство);

- национальные религии: иудаизм (у евреев), индуизм (у индусов), конфуцианство (у китайцев), синтоизм (у японцев);

- традиционные культы племен Африки, Америки, Австралии и пр.

Мировые религии являются частью общечеловеческой культуры. Не христианство, ни буддизм, ни ислам не делят людей по национальной принадлежности и социальному положению.

Многие мыслители считают, что сходство слов «культ» и «культура» показывает, что когда-то они были по смыслу неразделимы. В религиозных концепциях культуры подчеркивается, что культура произошла от культа и это говорит о глубинной связи культуры и религии.

Особое место проблема религии, как нравственного совершенствования человека занимает в русской философии. Назовем здесь А. Хомякова, Вл. Соловьева, Ильина. Литературные произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого и др. проникнуты религиозно-философскими исканиями.

Выдающийся русский гуманист Н.К. Рерих писал, что слово «культура» происходит от слов «культ» - поклонение, почитание и «ур» - «свет», «огонь». Культура возникла как почитание света, культ огня, который был одной из первых форм религиозности, характерной почти для всех древних народов и является формой выражения духовной сущности человека.

Другой отечественный ученый, философ и богослов, П.А. Флоренский писал: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной». Ядром культа он называл святыни, которые рассматривал как первичное творчество человека. Культура и религия близки по духу, религия соединяет мирское и божественное, духовное и телесное, смысловое и реальное.

Историк религии и протоиерей А. Мень писал в конце ХХ в.: «Искусство родилось как культовое, наука и философия возникли как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир; мораль, право, семья базировались на заповедях веры. И это относится не только к прошлому. Вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре...».

По мнению русского философа Н.А. Бердяева, свидетельством близости религии и культуры является символический характер самой культуры, который она унаследовала от культовой символики. Культура представляет символические выражения бытия, культ выступает прообразом осуществленных божественных тайн.

С Нового времени в Западной Европе началось «обмирщение» церкви, и она начала терять прежнее лидирующее положение в обществе. Вверх «взяла» светская культура, свободная от религиозного влияния. Развивались промышленность, наука, торговля, философия. В этом некоторые видят причины кризиса современной западной культуры, называя условием ее возрождения религию. А. Тойнби видел возможность «спасения» западной цивилизации путем усиления религиозно-церковного начала.

Теология (от греч. «teos» - бог и «logos» - знание, учение) – богословие, учение о сущности Бога, который сообщает познание о себе в откровении. В строгом смысле этого слова о теологии можно говорить в иудаизме, христианстве и исламе.

Церковь исторически выполняла и свои важные социокультурные функции - формировала нравственность. Разрушение святынь может оказать разрушительное воздействие на культуру, привести к непредсказуемым последствиям. Герой романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», Раскольников, решился на убийство старухи-ростовщицы, потому что им овладела мысль: «Раз Бога нет, значит, все дозволено».

В советское время любую религию считали явлением вредным для строительства социалистической культуры. Преследовалось духовенство, шли гонения на верующих. Насаждался воинствующий атеизм, с позиции достижений науки велась антирелигиозная работа. Религию называли «опиумом для народа» и «родом духовной сивухи». Комсомольцы активно участвовали в разрушении храмов, или устраивали там клубы для развлечений.

Сегодня церковная жизнь в России возрождается, восстанавливаются храмы и монастыри. Признана свобода вероисповедания представителям всех религий. Есть мнения, что источником возрождения России может стать православие, как основа культуры и государственности.

Экуменизм – современное гуманистическое движение, ставящее своей целью достижение взаимопонимания и объединения различных церквей, конфессий и групп верующих. В христианстве понятие единой Вселенской церкви появляется уже в Новом Завете. Христиане считают себя членами единого Тела Церкви - тела Христова. Эти представления составляли важнейший элемент религиозного сознания на протяжении многих веков. В Новое Время идея христианского единства получила воплощение в евангелистических движениях XVIII—XIX вв., вышедших за национальные и конфессиональные рамки. Немаловажное значение имело миссионерское движение, способствовавшее межконфессиональному сотрудничеству христиан.

***

Анимизм - одушевление вещей и явлений окружающего мира, и как считал Э. Тайлор, одна из древних форм религиозного сознания.

Язычество (от слав. «языци» — народы) — комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в древние времена у всех народов мира, стал основой, на которой позже сформировались основные мировые религии. Часто вместо термина «язычество» используют «многобожие» (политеизм), поскольку для язычества характерна вера во многих богов, каждый из которых связывается с определенным явлением природы или конкретным предметом. Таково славянское и германское язычество. Классическим примером такой политеистической системы может служить религия древних греков (олимпийские боги во главе с Зевсом). Многобожие характерно для большинства народов Древнего мира.

Боги — в представлении древних народов могущественные сверхъестественные существа, создавшие мир и управляющие им, определяющие судьбу, как отдельных людей, так и человечества в целом. Первоначально Богов представляли олицетворением сил природы, нередко в образе зверей (Египет). В дальнейшем их облик становится антропоморфным (человекоподобным, как в Древней Греции).

Мистерии (греч. mysterion — тайна, таинство) - тайные религиозные обряды в древних цивилизациях, в которых участвовали только посвященные - мисты. В Египте их посвящали Исиде и Осирису, в Вавилоне - Таммузу; в Греции - Зевсу Элевсинскому, в Риме - богине Кибеле.

Богиня-мать — особо почитаемое женское божество, встречающееся во всех древних религиях. Богиня плодородия. Обычно предстает не только как управительница всех природных процессов, но и как прародительница всех растений, животных и людей.

В дальнейшем возникло представление об едином всемогущем Боге, творце и властителе мира.

Митра — один из древних персидских богов, олицетворение верности, справедливости и закона. Культ Митры был широко распространен среди воинов. Постепенно Митра стал богом силы и мужества. С начала новой эры распространился в Римской империи. Позднее Митра становится богом Солнца, хранителя закона и истины.

Зороастризм был самой ранней «всеобъемлющей» религией. Ее пророк Заратустра (Зороастр) проповедовал, что в мире есть два начала - Добро и Зло, между которыми идет постоянная борьба. Заратустра жил между X в. до н.э. и первой пол. VI в. до н.э. в азиатских степях, к востоку от реки Волги. По преданиям, Заратустра получил божественное откровение в возрасте 30 лет. Ему приписывается авторство древнейшей части «Авесты». Последователи зороастризма сегодня очень немногочисленны (Иран, Индия).

В «осевое время» (по Ясперсу), в VI-V вв. до н.э. в Индии и Китае возникли практически одновременно буддизм, конфуцианство и даосизм. Религия, мораль и философия в них неразделимо связаны.

Для этого региона Востока и характерно взаимовлияние идей и культур. Так, на почве политеистического индуизма возник буддизм. Из Индии он распространился в Тибет, Непал, Монголию, Японию, Китай и др. страны, где, как культурные центры буддизма, существуют храмы и монастыри. Специфику китайской культуры сформировали конфуцианство и даосизм, так же оказавшие большое влияние на культуру Японии, Кореи, Вьетнама.

Для даосско-конфуцианского, индуистского и буддийского мировоззрения характерна необязательность веры в Бога - в том смысле, который характерен для иудаизма, христианства, ислама. На Востоке другие представления о сакральном, Высшем Абсолюте, судьбе и «душе» человека. В буддизме Абсолют – это космическая всеобщность - «Брахман», который непостижим и совершенен.

В даосизме выше всего мировой закон «Дао» - предначертанный с зачатия человеку «путь жизни». Инь и Ян — первоначала мира в даосской космогонии. Инь, образовавшее Землю, предстает как женское начало (мутное, тяжелое, холодное и т. д.). Ян, образовавшее Небо, предстает как мужское начало (светлое, теплое, легкое и т. д.).

Конфуцианство — нравственно-философское и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. Основы конфуцианства заложил древнекитайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы). На протяжении веков это учение изменялась, в т. ч., под влиянием даосизма. На рубеже новой эры конфуцианство превратилось в государственную религию Китая.

Индуизм — национальная религия индусов, возникла в I тысячелетии н.э. Вероучение и культ индуизма сложились в результате длительной эволюции древней ведической религии (с санскр. веды – ведать, знать) и брахманизма. В его основе - идеи всеобщей закономерности и целостности мира, круговорота жизни, воздаяния за поступки, реинкарнации, возможности выхода за пределы круга перерождений и др. Ныне последователи индуизма есть во всем мире.

Современный индуизм многолик и разносторонен: включает в себя самые разнообразные идеи, верования, формы, поклонения.

Йога (санскр. — «связь», «сосредоточение») — совокупность медитативных практик и психофизических техник, ведущих к богопознанию, глубочайшей трансформации человеческой природы и постижению сокровенных законов бытия. Ведет к преодолению всего преходящего и достижению освобождения. Одна из религиозно-философских систем Индии, включающая в себя сложные психофизические техники. Ом, или Аум - священное слово индуизма, с которого начинаются религиозные песнопения.

Иудаизм — возник в I тысячелетии до н. э. Яхве (Ягве, Иегова) - одно из имен древнееврейского бога. Иудаизм отличает вера в единого, вездесущего, всеведущего, всемогущего Бога, Создателя всего материального и духовного мира; идея богоизбранности народа Израиля (Бог заключил с Авраамом и его потомками Завет, по которому взял на Себя некоторые обязательства, а люди должны быть открытыми перед Ним и всегда принимать Его Волю); ожидание прихода Мессии, который сразится с силами зла и установит Царство Божье, и др. Воля Бога зафиксирована в Торе.

Тора (евр. - учение) — первые пять книг Ветхого Завета, написанные, как считают богословы, Моисеем со слов Яхве. Моисей — в Библии предводитель израильских племен, который вывел их из египетского рабства; почитается как пророк (посланник Бога) и законодатель; приписываемые ему заповеди относятся к I тысячелетию до н.э. Талмуд (от евр. изучение) - многотомный сборник правовых, религиозно-философских и бытовых предписаний иудеев, сложившихся на протяжении веков с IV в. до н.э. по V в. н.э. Каббала (др.-евр. «предание») - мистическое течение в иудаизме, появившееся в Средние века.

Иудаизм сыграл огромную роль в истории религий: многие положения иудаизма вошли составной частью в вероучения христиан и мусульман.

Иудаизм, христианство и ислам, прежде всего, объединяет монотеизм – вера в единственного, невидимого и всесильного Бога, связанного с человеком незримыми нитями. Так же, в каждой из этих религий почитаемы предания Ветхого Завета. Но существует большая разница в отношении к Новому завету, понимании мессии Иисуса Христа. Иудаизм не признает спасительной миссии Христа и божественной тайны его рождения; основатель ислама называл Христа лишь предшествующим себе пророком, а не сыном Божьим. Но христиане уверовали в него, назвали Спасителем и ожидают его второго пришествия.

Поэтому многие сотни лет неоднократно возникали напряженные отношения и войны между представителями различных религиозных конфессий. Это крестовые походы в Палестину за «освобождение гроба Господнего», войны с турками-мусульманами, семисотлетнюю «реконкисту» за освобождение Испании от власти мусульман, религиозные войны между католиками и протестантами в ХVI веке, гонения на евреев в средневековой Европе, выселение их из Испании, истребление фашистами в ХХ веке и т. д.

Идея монотеизма возникла впервые у жителей Палестины – евреев в I тыс. до н. э. Бог (Яхве) — главный объект поклонения иудеев. В сознании верующих духовное существо, Дух, Высшее Начало, Высший Разум, Сила, которая лежит в основе бытия, создает и поддерживает мир. Бог наделен совершенством, всеведением, мудростью, состраданием и т. д.

Столетиями создавался мудрецами и пророками Ветхий Завет (часть Библии до рождения Христа), отразивший мировоззрение той эпохи и сохранивший много сведений по истории и культуре народов Ближнего Востока. В 60-ее гг. н.э. и в 132-135 гг. произошло два крупнейших восстания евреев против власти императорского Рима, после чего большая часть евреев оказалась рассеянной по Римской империи и странам Востока. В вынужденной эмиграции раввины написали Талмуд - правила поведения и обряды верующего иудея. Религия помогла им выжить и сохранить свою культуру, невзирая на частые гонения.

Ислам (мусульманство) возникший в VII в. н. э. (араб. «ислам» - покорность Богу), распространен во многих странах Азии и Северной Африки. Его пророк и основатель Мухаммад (570-632 гг.) родился в Мекке - священном городе арабов.

Основной символ веры: «Нет иного Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его». Аллах (араб. «ал-илах» — «бог») — в исламе одно из имен Бога, Творца всего сущего на Земле. Согласно исламу, это имя условно, истинного имени Бога никто не знает. Иблис (Шайтан) — в исламе ангел, ослушавшийся Бога и низвергнутый с небес. Сбивает мусульман с правильного пути. Соответствует христианскому Люциферу. Изображения Аллаха, Мухаммада и т. п. в исламе не допускаются, во избежание идолопоклонничества. Арабеска – в мечети специфический мусульманский орнамент.

Мухаммад называл Иисуса пророком и своим ближайшим предшественником. В проповедях он использовал и библейские предания, что отражено в Коране (книге его изречений). После смерти Мухаммада первым халифом был его сподвижник Абу-Бекр. Затем халифами были Омар и Осман, и оба были убиты. Четвертым халифом стал родственник Мухаммада и его зять Али. Из-за богословского спора о том, кто имеет право наследовать титул «халиф», мусульмане разделились на шиитов и суннитов, которые и сегодня конфликтуют между собой.

***

Христианство – самая распространенная мировая религия, основу которой составляет вера в Иисуса Христа как Сына Божия, Спасителя человечества и Царя мира. Христиане – это верующие, исповедующие христианство, последователи учения Христа.

Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине. Несмотря на преследования, христианство менее чем за 200 лет распространилось по всей Римской империи. В 315 г. император Константин признал его государственной религией.

Некоторые ученые говорят о скудности имеющихся исторических свидетельств об Иисусе Христе, сомневаются в его реальности, не признают подлинности Евангелий (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Но вполне реальными историческими лицами были и основатели других религий: Конфуций, Лао Цзы, Будда, Мухаммад.

А.А. Радугин пишет, что из сомнений в достоверности творимых Иисусом «чудес» и неясности отдельных биографических сведений, нельзя делать вывод, что Иисус не был реальной исторической личностью. «Чудом» будет тогда само возникновение христианства. Исходивший от Иисуса мощный духовный импульс был настолько силен, что сплотил преследуемые властями первые христианские общины и никак не мог быть результатом согласованной выдумки церковников и плодом народной фантазии.

Сын Человеческий - в книге пророка Даниила это имя носит Мессия - тот, кого Бог избрал спасти свой народ. Иисус часто прибегал к этому образу, говоря о Самом Себе.

Осанна (евр. - «Помоги нам!») - молитвенное восклицание при богослужении; такими словами приветствовал народ Христа во время его торжественного въезда в Иерусалим, выражая надежду на спасение через Него.

В трудах польского историка З. Косидовского «Евангельские сказания», «Библейские сказания», показана историческая реальность многих событий, описанных в Библии.

На формирование христианских представлений о мире и обрядов повлияли иудаизм, египетская, древнегреческая религия, митраизм (Суд Осириса, подземное царство Аида, Исида с младенцем Гором напоминает Богоматерь с Иисусом и др.).

Важнейшие проблемы христианского учения (догматы) и церковной организации решались на I-м и II-м Вселенских соборах (325 и 381 гг.). Первыми Вселенскими равноправными патриархами были Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский, Константинопольский и Римский (папа).

Монотеизм в христианстве выражен триединством Святой Троицы (Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой). Саваоф (букв. воинственный) — в иудаизме одно из имен бога Яхве, в христианстве - первое лицо Троицы, Бог-Отец. Богословы утверждают, что Бог наделяет человека нетленной и бессмертной «душой». Выходя по окончании земной жизни из тела, «душа» может существовать неопределенно долго. Каждого «спасенного» верой ждет вечная жизнь в раю, «грешникам» предстоят мучения в аду. Для спасения «души» верующий должен жить нравственно, безгрешно и соблюдать все церковные обряды.

Ангелы — в христианстве духовные существа, исполняющее волю Бога.

Догматы (от греч. «догма» — «мнение», «учение», «постановление») — в христианстве основные положения вероучения, признанные церковью неоспоримыми и неизменными. Первые догматы (о бессмертии души, триединстве Бога, боговоплощении, воскресении, вознесении и т.д.), утвержденные на I и II Вселенских соборах, вошли в Никео-Константинопольский Символ веры. Впоследствии были сформулированы и другие догматы (о Божественной и человеческой природе Иисуса Христа, необходимости почитания икон и т. д.).

Для христиан обязательно соблюдение Поста - периодов воздержания от скоромной (молочной, мясной) пищи, очищения души молитвой, размышлениями о Боге, покаяния в грехах; строгая, без развлечений и праздных удовольствий, жизнь.

Христианская «эсхатология» (от греч. «eschatos» - «последний, конечный» и «logos» - «учение») – учение и вера в конец света, Страшный Суд, воскрешение мертвых, втором пришествии Христа и наступлении царства Божьего.

Армагеддон - последняя война сил Зла с силами Добра, в которой Христос с армией ангелов уничтожит всех, не поверивших в Его учение.

Теодицея (от греч. «theos» – Бог и «dike» - справедливость – в средневековье философско-богословское учение. Ее цель – снять с Бога ответственность за существование зла и согласовать наличие зла на Земле с представлениями о Боге, как абсолютном добре. Зло или не признается, или рассматривается как испытание, ниспосланное Богом в мир.

Икона (от греч. «образ», «изображение») — изображение в католичестве и православии Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и святых, которому придается священное значение. В Византии (VIII – IX вв.) возникло «иконоборчество», длившееся около 150 лет. При одних императорах иконы жгли, при других - восстанавливали.

Конфессия (от лат. confessio - «исповедание») — направления в христианстве, имеющие различия в вероисповедании (католицизм, православие, протестантизм).

Схизма (от греч. schisma — «раскол») — разделение христианской церкви на католическую и православную наметилось после раздела Римской империи на Западную Римскую и Восточную империи в 395 г. Разделял и язык - византийское богослужение шло по гречески, западное - на латыни. В 1054 г из-за взаимной анафемы восточных патриархов и римского папы христианство окончательно разделилось на православие (Византия, Русь и др.) и католицизм (Западная Европа).

Католицизм (от греч. - всеобщий, вселенский) - одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве; возникло после разделения единой христианской церкви. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации.

В католичестве признаны догматы о нисхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (филиокве); что Дева Мария не имела не только личного, но и первородного греха, о телесном вознесении ее на небо; непогрешимости Римского папы в делах веры; существование чистилища, где души умерших освобождаются от грехов. Особо почитаются изображения распятия Иисуса Христа и креста.

Протестантизм - одна из конфессий христианства, охватывающая различные церкви, отошедшие от католицизма в ходе Реформации (XVI век). Появление протестантизма связано с нарождением буржуазных социально-экономических отношений.

Главным деятелем Реформации, направленной против католицизма, стал немецкий священник М. Лютер. В 1517 г. он выступил с тезисами, где осуждал торговлю индульгенциями, отрицал авторитет римского папы, католической церкви, говорил о спасении «личной верой» и т. п. Церковники-католики вынесли решение, осудившее его, но 5 князей и 14 городов на сейме 1529 года подписали протест против попытки ограничить свободу совести и поддержали М. Лютера.

Основы лютеранства были изложены одним из учеников Лютера - Меланхтоном в «Аугсбургском вероисповедании» (1530). Спасение человек может обрести только благодаря личной вере в Бога и милосердию последнего (учение об оправдании верой). Источником религиозной истины лютеранство признавало только Священное Писание.

Протестанты стремились упростить богослужение, сделать церковь «дешевой», но допускает росписи храмов и музыку (пение хоралов всей общиной под орган). В протестантизме сохранилось только два церковных таинства: крещение и причастие, сохраняется алтарь. Богослужение ведется на национальном языке.

Реформация стала широким общественным движением, всколыхнувшим сознание народных масс. Идеи протестантизма и социально-утопические надежды вызвали в Германии крестьянскую войну под руководством Т. Мюнцера, но Лютер эту войну осудил.

Видным деятелем Реформации был и Жан Кальвин (Женева). Он выдвинул идею провидения: «Бог... посредством своего сокровенного решения управляет полностью всем существующим, и ничто не происходит такого, чего он сам не дозволил мудростью и волей своей»; и идею предопределения, которая заключается в том, что Бог предназначает одних людей для вечной жизни, а других - для вечного проклятия. Признаком богоизбранности является успех в работе, умножение богатства.

Для углубленного изучения М. Лютер перевел Библию на немецкий язык. Последовали ее переводы на другие языки. Латынь в образовании стала уходить на второй план, развивались национальные литературные языки. Протестантские хоралы стали мощным источником для новой музыки (Бах, Гендель и др.).

Религиозные войны. Во Франции гражданские войны между католиками и протестантами (гугенотами, от нем. «Die Genossen» - товарищи) продолжались всю вторую пол. XVI в. Всех войн было 8. Наиболее ожесточенными были первая (1562— 1563), четвертая (1573-1574), толчок к которой дала «Варфоломеевская ночь», и восьмая войны (1585-1598). Так, в августе 1572 г. гугеноты, приглашенные на свадьбу французского короля Генриха IV, были перебиты католиками. В «Варфоломеевскую» ночь было убито 30 тыс. гугенотов. Итогом стал компромисс в Нантском эдикте 1598 г. Государственной религией во Франции остался католицизм. Но протестантам разрешалось отправление культа и гарантировались гражданские права. Тайными статьями эдикта за ними закреплялся ряд крепостей. Отголоски гражданских войн захватывали Францию и в XVII в. После отмены в 1685 году Людовиком XIV гарантии веротерпимости произошло бегство в Германию, Швейцарию, Голландию, Англию, Америку двухсот тысяч протестантов-гугенотов, вынужденных спасаться от религиозных преследований.

В XVI-XVII вв. протестантизм утвердился в Германии, Англии, Швейцарии, Голландии, скандинавских странах, Финляндии, Латвии, Эстонии, Северной Америке.

Протестантами называют всех христиан, отошедших от католицизма. В настоящее время насчитывается более 2 тысяч различных церквей и течений, из которых важнейшими исторически являются лютеранство, кальвинизм, цвинглианство и англиканство, а так же, квакеры, методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, иеговисты и др. Единой церковной организации у протестантов нет.

Православие. В 1054 г. христианство окончательно разделилось на православие (греки, русские, грузины, сербы, болгары, румыны и др.) и католицизм (Западная Европа).

В отличие от католиков, которые были все подчинены папе Римскому, в православии сохранялись равные церковные патриархи: Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский. Православная церковь признает решения только первых семи Вселенских Соборов, которые были до разделения церквей.

В эпоху крестовых походов западные рыцари уже не видели в византийцах и всех восточных христианах своих единоверцев. Сначала они захватили Иерусалим и Палестину. В 1204 г. рыцари штурмом взяли Константинополь и на территории Византии основали ряд своих герцогств. Независимой осталась ее небольшая часть. Византия восстановилась в 1261 г., но при турецких завоеваниях потеряла большую часть своей территории. В 1439 г. константинопольский патриарх согласился на унию с католической церковью, но это не спасло Византию. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками-мусульманами. Храм Святой Софии стал мечетью «Ак Суфия». Турки захватили все балканские страны (Сербию, Болгарию, Румынию и др.). Православная Грузия с трудом отстаивала свою независимость от Турции и Персии. В итоге только Русь осталась единственной православной страной, сохранившей свою независимость.

Русь приняла христианство от Византии при князе Владимире в 988 г. Языческие идолы были свергнуты, но остатки язычества (суеверия и пр.) «укрылись» в народном быту. Шло строительство церквей, монастырей, развивалась письменная литература, летописание, переводы. Вместе с православием в процесс этнической консолидации русского народа втягивались и многие неславянские племена. Возникло понятие «Святая Русь». Русская церковь восприняла византийскую консервативность и не принимала никаких новаций.

Во второй пол. XVII в. церковные реформы патриарха Никона часть священников и мирян не приняла. Духовным лидером «старообрядцев» стал протопоп Аваакум, перенесший из-за этого множество страданий. «Старообрядцы» преследовались, но твердо стояли за «старую веру». Они предпочитали сгорать в скитах, бежали в Сибирь и другие глухие места, другие страны. В 1820-30 гг. 1/5 жителей России (10 млн.) было «раскольниками». По царскому указу 1853 г. войска громили старообрядческие монастыри, скиты, молельни. «Старообрядцы» сохранились до сих пор, как живое наследие культуры допетровской Руси.

В конце XVIII в. при трех «разделах» Польши под власть России попали «униатские» церкви, признавшие приоритет римского папы, но сохранившие православный обряд и церковно-славянский язык (1,5 млн. жителей Литвы, Западной Украины и Белоруссии). «Униаты» не допускали православных священников к службе в церкви. Царский указ 1839 г. гласил о слиянии греко-униатской церкви с православной. «Униатские» церкви закрывали, но на Украине и Белоруссии они сохранились до сих пор.

В современном мире активизируется деятельность Всемирного Совета Церквей, экуменическое движение (греч. «ойкумена» - Земля), ведущие диалог со представителями всех религиозных объединений для достижения главной цели – совершенствования духовной жизни всего человечества.

IV. 4. Мораль как феномен культуры

В Древнем Риме понятие «moralis» означало нравственные нормы, духовные принципы, определяющие важнейшие стороны общественной жизни. О том, что мораль исторически изменяется, говорят и слова Цицерона: «О времена! О нравы!»

Мораль - форма общественного сознания и личного самосознания, вид общественных отношений, через которые люди приходят к постижению бытия, своего призвания и предназначения, целей и смысла существования.

Противоположностью будет аморализм - мировоззренческая или практическая ориентация, отрицающая моральные основы общества, нигилизм в отношении нравственных принципов и общепринятых норм поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: