ТЕСТ № 1 3 страница

Гедонизм - моральная установка личности, по которой наслаждение для нее является высшим благом и критерием поведения, определяющим всю систему ее моральных ценностей и требований.

Известно изречение: «то, что не поддается действию закона, поддается воздействию морали», т.е., осуждается обществом, и может сделать человека изгоем.

Моральная культура - характеристика развития личности человека, отражающая степень освоения им моральных ценностей, норм и принципов, как опыта общества, его способность органичного и последовательного нравственного поведения в отношениях с другими людьми, готовность человека к постоянному духовному самосовершенствованию.

Формы морали имеют различные ценностные установки. Есть мораль религиозная, гуманистическая, светская.

Гуманистическая мораль (лат. «humanus» - «человеческий, человечный») - признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие, утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений.

Религиозная мораль – это система обязательных нравственных предписаний, которые обязательны для исповедующего ту или иную религию. Например, христианин, искушая себя мирскими соблазнами, может впасть в грех. Для этого он должен покаяться, прочесть молитву, посетить церковь и т. д.

Светская мораль возникла как освобождение личности от церковных запретов, но не освободила человека от соблюдения требований общества. Светская мораль вариабельна, и в хорошем смысле этого слова, человек может соблюдением принятых норм общения показать свою истинную нравственную сущность.

Моральный выбор - это акт духовной деятельности личности, заключающийся в том, что человек, проявляя свою индивидуальность, определяет отношение к общественной системе ценностей и способам их реализации в своем поведении и отдельных поступках.

Как феномен культуры, мораль выступает:

- как культура этического мышления – это способность моральных суждений, умение человека различать где - добро, а где - зло, в каком бы обличии они не выступали, применять нравственные нормы к сложившейся ситуации;

- как культура чувств, способность человека к сочувствию другим, сопереживанию;

- как культура поведения, характеризующая мораль, как конкретное осуществление человеком в практике помыслов и чувств, превращения их в повседневную форму поступка;

- как этикет как уровень моральной культуры в общении, поведении человека.

Нравы - оберегаемые, почитаемые обществом обычаи, массовые образцы и стереотипы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается, как и нарушение принятых традиций. Общество осуждает нарушение тех форм поведения людей, которые в нем бытуют и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В современном обществе считается безнравственным инцест (в Древнем Египте фараоны женились на своих сестрах, в Англии часто женились на своих кузинах).

Этикет - совокупность правил поведения людей, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и соответствие одежды); этикет - составная часть моральной культуры общества. Особый этикет был при королевских дворах, в светских салонах; элитарных слоях общества. Существует специальный этикет общения в дипломатических кругах.

Англия - классический пример соблюдения строгих правил этикета. Англичанин начинает письмо словами: «дорогой сэр», даже если не очень уважает своего адресата. Он может даже не заговорить с другим человеком, если того ему официально не представили.

В дворянской среде XIX в. на сообщение знакомого о том, что он женится, обычным был вопрос: «И какое за невестой берете приданое?». Такой же вопрос, заданный сегодня в подобной ситуации, ваш знакомый может расценить как оскорбление.

На кодексе чести основаны некоторые особые нормы морали. Кодекс чести определяет, как человек должен себя вести, чтобы не запятнать свою честь, репутацию и достоинство. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Честь рода выступает моральным символом, дополняющим социальные символы. Например, таково дворянское звание, формальные атрибуты власти - герб, титул, должность.

Еще и сегодня сохранился такой пережиток, как кровная месть, связанный с защитой родовой чести и имущества. Например, вендетта у итальянцев.

В европейской аристократической среде было характерно непременное соблюдение кодекса чести. Следовало вызвать на дуэль обидчика, чтобы в равном поединке отомстить ему. За соблюдение кодекса чести порой платили высокую цену - собственную жизнь.

В русской культуре тоже высоко ценили честь, о чем говорят выражения «девичья честь», «честное имя», русская поговорка - «береги честь смолоду».

IV. 5. Искусство как феномен культуры

«Ars longa - vita brevis» («Искусство вечно - жизнь коротка»). Это латинское выражение говорит о вечной ценности произведений искусства, которые не только принадлежат эпохе, когда они были созданы, но и значении художественного наследия для мировой культуры. Искусство «одевает» культуру в своеобразный праздничный наряд.

Теоретическая основа искусствоведения и художественной критики - эстетика. Эстетика (греч. «aisthetikos» - «чувствующий, чувственный») изучает формы эстетического сознания, эстетические категории, мировоззренческие проблемы искусства, классификацию видов искусства, развитие художественных стилей, специфику творческих процессов и др.

Как отдельная наука, эстетика возникла в эпоху Просвещения. В 1735 г. А. Баумгартен, в «Философских размышлениях о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», назвал эстетикой науку о чувственном познании человека, постигающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике – науке о рассудочном познании. Он издал труд «Эстетика» в 2-х тт. (1750, 1758 гг.).

Искусствоведение начало зарождаться еще в эпоху Ренессанса (Альберти. «Трактат о живописи», 1436 г.); теория «золотого сечения у Леонардо да Винчи, Вазари («Жизнеописание выдающихся зодчих, художников и ваятелей», 1550 г.).

Как наука, теория искусства сложилась у немецкого ученого И. Винкельмана. В труде «История искусства древности» он писал, что развитие искусства обусловлено как природными факторами (климат), так и общественными (влияние «государственного управления и вызванного ими склада мыслей»). Развитие искусства, по его мнению, проходящее через стадии роста, созревания и увядания, он рассматривал как результат изменения представлений об идеальной красоте человеческого тела.

В древнегреческом искусстве эти изменения привели к смене четырех стилей: древнейшего, высокого, изящного и подражательного. Вершиной развития античного искусства И. Винкельман считал «высокий» идеал красоты, воплощающий благородную простоту, спокойное величие, гармоническое единство душевного и телесного начал в человеке. Идеалом искусства он назвал порожденное свободой древнегреческое искусство, воплощение «благородной простоты и спокойного величия».

«Лекции по эстетике» (1835, 1838 гг.) Г. Гегеля, посвященные проблемам теории искусства, считаются классическими, надолго определили развитие эстетической мысли.

В труде «Анализ красоты» английский художник У. Хогарт (1753 г.) выразил замечательную мысль о взаимосвязи теории искусства и собственно художественного творчества. Отметим труды Г. Лессинга «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» (1766 г.), «Гамбургская драматургия», Французский просветитель Д. Дидро заложил основы художественной критики. В частности, Г. Лессинг и Д. Дидро придавали большое значение воспитательной роли театра.

А. Баумгартен, И. Винкельман, У. Хогарт, Г. Лессинг, Д. Дидро, Г. Гегель оказали большое влияние на дальнейшее развитие европейской эстетики и теории искусства.

П. Сорокин в труде «Социальная и культурная динамика» показал неуклонное снижение в Новое время доли религиозного и увеличение доли светского искусства (XVII в. - религиозное 50,2 %, светское 49,2 %; XIX в. - религиозное 24,1 %, светское 75,9 %; XIX в. - религиозное 10,0 %, светское 90,0 %).

Светское искусство утверждает ведущую роль человека, личностного начала, демонстрирует интерес к окружающему человека миру - во всех его проявлениях - от бытовых до героических. В изобразительном искусстве это находит прямое выражение в развитии портрета и пейзажа, а также бытового и исторического жанров (с XVII по XIX вв. доля пейзажа возросла с 2,9 до 15,4 %; портрета-с 17,8 до 18,9 %; жанра-с 14,9 до 35,9 %).

***

Понятие «искусство» и его специфика. В «широком» смысле слова искусством можно называть любое профессиональное мастерство. Искусством называют и творческую деятельность художника, актера, где мастерство направлено на реализацию внутренних закономерностей художественной формы создаваемых произведений. В «узком» смысле слова, искусством называют процесс художественного творчества, произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной.

Искусство возникло как форма постижения и художественного отражения мира человеком. Его специфика отличается от других форм культуротворческой деятельности тем, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Специфика искусства является результатом художественного опыта человечества.

Эта сфера культуротворческой деятельности, которая использует не только слово, но другие, невербальные языки (мимики, движения, цвета, звука и др.), которые возникли потому, что краски, звуки, слово получили выразительный смысл и значение в культуре.

Искусство существует в различных видах и формах, развитие которых зависит как от историко-культурных факторов, так и художественных вкусов его создателей и потребителей, удовлетворяя эстетические потребности человека.

- Архитектура и прикладное искусство - выражают свою видовую определенность через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовно-эстетические интересы людей.

- Изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика) раскрывает видение мира с помощью с помощью пластических и колористических материалов (красок, мрамора, глины и др.);

- Искусство слова включает в себя литературу, театр и другие формы художественного творчества, выраженные в слове;

- Музыкальное искусство отражает действительность звучанием человеческого голоса и тембрами различных музыкальных инструментов, и созданными техническими приспособлениями (электрические музыкальные инструменты).

Художественный образ - суть любого произведения искусства. Произведение искусства может быть воплощено в глине, краске, камне, звуках, фото, цвете, слове. Художественный образ возникает у автора не просто как внешнее сходство с действительностью, а как творческо-эстетическое отношение к ней. Художественный образ – это чувственное отражение жизни с субъективных позиций автора. Стихотворение М. Лермонтова «Белеет парус одинокий» отражает не только зримую картину, но мысли и чувства автора.

Художественный образ отражает культуру эпохи и стремлений человеческого духа в сюжете, композиции, может реализовать себя как архитектурная и скульптурная композиция, музыкальное произведение, живописную картину, литературный роман, фильм, спектакль и др. Творческий процесс автора аккумулирует впечатления, события и факты действительности, создавая новую реальность бытия - мир искусства.

Виды искусства - исторически сложившиеся формы культуротворческой деятельности человека, отражающие действительность и различающиеся по способам его художественного воплощения:

Система видов искусств функционируют в различных культурах по-разному. В каждом из видов искусства возникли свои особые жанры.

При классификации видов искусств в эстетике выделяют:

- пространственные виды искусств (архитектура, изобразительное искусство и др.);

- временные (литература, музыка и др.);

- пространственно-временные (театр, кино и др.).

Возможны другие классификации, например, выделение зрелищных и незрелищных видов искусства; синтетических и синкретических видов искусства и др.

В ХХ в. проблемы для «классификаторов» создали фигурное катание, танцы на льду, художественная гимнастика, спортивные танцы, дизайн и др. Возникли телевизионные формы искусства - телесериалы, теле-шоу и др.

Звукозапись, видеозапись, телевидение, студийные записи музыки, компьютерный монтаж фильмов создали новые возможности для искусства.

В культурно-историческом процессе система видов и жанров искусства постоянно изменялась и изменяла свои границы.

- из древнего синкретического ритуально-обрядового «праискусства» произошла дифференциация всех его видов;

- в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура и др.);

- влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых синкретических видов искусства (кинематограф, телевидение, видео и др.).

В современной культуре обозначились две тенденции взаимодействия видов искусств. Первая - сохранение самостоятельности каждого вида искусства; вторая - тяготение к синтезу различных искусств. Обе тенденции плодотворны, так как ведут не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению художественной культуры.

***

Историческое развитие искусства. Художественная деятельность возникла в первобытной культуре вместе с развитием магии и иной обрядовой деятельности. Пещерная живопись (изображения животных) возникла 25-15 тыс. лет назад. Антропологи и языковеды считают, что в это время возникли и сами словесные названия животных. Каменные орудия охоты люди украшали магическими рисунками с изображением животных.

Но постепенно появилось и осознание красоты, как таковой. Это связано с развитием ремесел, металлургии. Археологи часто находят бусы, подвески, кольца, браслеты, по которым определяют принадлежность к той или иной культуре. Украшения-обереги размещали на висках, шее, пояснице, бедрах, руках, ногах, плечах и с ними отправляли и в мир «иной». Символические изображения и орнаменты на одежде выполняли не только магические функции, но возникли так же из стремления к украшениям.

Из мифов и художественно-обрядового синкретизма, где слово, танец-пантомима и пение сливались воедино, постепенно выделились сказки, песни, танцы, игры, которые стали исполняться и вне обрядов, став формой проведения досуга - фольклором.

В Древней Греции слово «хор» («chorus») у древних греков означало поначалу хоровод с пением. Ведущим в художественном синкретизме народных «дионисийских» праздников был танец, неразрывно связанный с музыкой и словом. В классическую эпоху (V-IV вв.) возник театр (трагедия и комедия), процветала поэзия, музыка, изобразительное искусство и архитектура.

Термина «искусство» у древних греков не было, а «техне» - это и мастерство, и искусство, и знание. «Техне» древних греков известно по предметам гончарного, оружейного и ювелирного дела, храмам и скульптурам, парусным кораблям и пр. Греческий мастер выступал в роли творца идеи, художника, создающего в воображении образ предмета и ремесленника, воплощающего свой замысел в материале. Его результат оценивался по красоте, практичности и качеству создаваемых им вещей. Часто оставшись безымянными, они сохранили индивидуальность автора, стиля, композиции.

Древнегреческие философы обсуждали проблемы прекрасного, разрабатывали понятия «катарсис», «калокагатия» (синтез прекрасного и добра), «мимесис» (что поначалу означало подражание актера природе). В «Поэтике» Аристотель рассматривал понятие «катарсис», достижение которого считал одной из целей и следствий древнегреческой трагедии. Катарсис - это эмоциональная разгрузка, мистическое «очищение» души человека от «грязи» чувственности и телесности возбуждением сострадания и страха.

В средневековой Западной Европе искусство было дифференцировано на народные виды прикладного художественного творчества и фольклор, церковно-религиозное искусство (музыка, иконопись, архитектура и др.) и зарождающееся светское искусство рыцарских замков (поэзия бардов, баллады миннезингеров, рыцарский эпос и др.).

Эпоха Ренессанса сформировала новые художественные интересы и потребности масс, и наполнила их духом гуманизма. Возник интерес к античному искусству, в конце XVI века, как подражание древнегреческой трагедии, возникла опера.

Для западноевропейской культуры XVIII - XIX в. характерно:

- повышение уровня грамотности, интерес массового читателя к светской литературе, о чем говорит открытие в 1704 г. в Берлине первой абонементной библиотеки.

- оформление стилей зданий особого функционального назначения - вокзал, биржа, музей, банк, выставочный зал, торговые ряды и пр.;

- градостроительство и архитектура - появление городских ансамблей;

- расцвет садово-паркового искусства.

- развитие жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая картина;

- развитие искусства графики, особенно в связи с книгопечатанием;

- в музыкальном искусстве развивались такие жанры: опера, балет, симфония, соната, появились концертирующие певцы, инструменталисты и др.

- появление художественных стилей: барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и др.

В ХХ в. произошло расширение сферы искусства, возникли разнообразные направления: от абстракционизма до поп-арта.

Что такое поп-арт? В поп-арте объектом искусства становятся обычные бытовые предметы и их парадоксальные сочетания. Это:

- «хепенинг» («происшествие») - оригинальная идея художника выражается непосредственно в действии, игре;

- «концептуальное искусство» - создание художественных идей (концептов) в сознании зрителя с помощью надписей, схем, графиков и пр.

В ХХ веке произошло разделение искусства на «элитарное» и «массовое». Х. Ортега-и-Гассет писал: «Новое искусство» должно отчуждать людей от реальной жизни. Новое искусство разделяет общество на «элиту» - художников и тех, кто «обладает особым органом восприятия», понимает его, и «массу» - толпу, кому оно недоступно и не нужно» («Дегуманизация искусства», 1925 г.).

«Массовой» аудитории кинематограф и TW сегодня предлагают упрощенные, но профессионально «сработанные» жанры: детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс, триллер и др. Стержнем развития сюжета в телесериалах становится «тайна».

В ХХ в. в культуре доминируют визуальные виды искусства, дизайн, по сравнению с «классикой», предельно возрос «удельный вес» прикладной музыки в рекламе, шоу-программах, кардинально изменилась бытовая танцевальная культура, связанная с афро-американским влиянием. Таким образом, произошли большие изменения в эстетических вкусах массовой аудитории, как на Западе, так и в России.

***

Влияние технического прогресса на искусство. В 1837-1839 гг. французы Ж. Ньепс и Л. Дагер изобрели фотографию. В 1891 г. Г. Лиман изобрел цветную фотографию. Развитие науки и техники привело от фотографии к изобретению движущегося изображения. В декабре 1896 г. братья Люмьер продемонстрировали в Париже черно-белое «немое» кино. Первые фильмы «Выход рабочих с фабрики», «Приближение поезда к вокзалу», кинокомедия «Политый поливальщик» были просто аттракционами.

Другие изобретатели осваивали запись и воспроизведение звука. В США Т. Эдисон изобрел фонограф (1877 г.), Э. Берлингер - граммофон (1888 г.).

Поначалу было непризнание за новшествами какой-либо художественной ценности, мнения о вытеснении ими того или иного вида искусства, критики спорили об их месте в искусстве. Но фотография не вытеснила живопись, кино не заменило театр, граммофон и радиопередачи не заменили концертов «живых» певцов и музыкантов. Технические средства не только успешно входили в мир искусства, но и изменяли систему его видов и жанров.

Русский инженер А. Попов (1895 г.), и итальянец Г. Маркони (1897 г.) изобрели радио. В 1906 г. англичанин Ю. Ласт запатентовал звуковое кино. В 1908 г. был основан Голливуд. В 1920-30 гг. по миру началось победное шествие американского джаза и в 1927 г. в США был показан первый звуковой фильм «Певец джаза». В 1929 г. Американская Академия киноискусства учредила премию «Оскар».

В 1921 г. русский физик и музыкант Л.С. Термен изобрел «терменвокс», став родоначальником электронной музыки. Без электронных инструментов и других технических средств сегодня невозможно представить сферу шоу-искусства, рок-оперу и др.

В 1907 г. русский инженер Б. Л. Розинг впервые передал изображение на расстояние при помощи электронно-лучевой трубки. Идея была подхвачена на Западе. В 1928 г. был продан первый телевизор и началась «эпоха» телевидения. В СССР экспериментальные передачи начались в 1932 г., с 1955 г. – ежедневные черно-белые передачи, с 1967 г. – появилось цветное телевидение. В США (1980 г.) появилось видео и видеокассеты.

Сейчас произведения искусства создают и с помощью компьютера. Первый электронный компьютер был создан в Англии в 1943 г. с военными целями. В 1951 г. (США) компьютер был уже в продаже. В 1968 г. американцы создали Интернет, к его сети в 1973 г. присоединились Англия и Норвегия, затем возникла и «всемирная паутина». С 1989 г. были созданы коммерческие компьютерные сети. С 1981 г. началось распространение персональных компьютеров. Через Интернет возможно распространение и трансляция произведений искусства, посещение музеев и библиотек. Под влиянием новых технических средств развитие искусства и его функции в культуре ХХ века существенно изменились.

IV. 6. Наука и техника как феномены культуры

Одно из определений человека - «Homo faber» («человек изготовляющий») говорит, что изменение им окружающего мира, начавшееся с изготовления орудий труда, является его отличительной чертой. Пытливая человеческая мысль не ограничивалась только прикладным значением их усовершенствования. Начиная с Нового времени, изобретение машин, облегчавших труд и жизнь человека, сделало научно-технический прогресс в западных странах главным фактором развития современной цивилизации. Распространение в общественном сознании идей, что научное знание дает власть человеку над природой, оказало огромное влияние на развитие западной цивилизации.

Но уже Ж.-Ж. Руссо выступал против научно-технического оптимизма, характерного для эпохи Просвещения. И другие мыслители, предостерегая общество от чрезмерного доверия к науке, считали, что технизация «духа» отрывает человека от основ его бытия.

К началу XX века в западном обществе начал превалировать авторитет науки, а духовная культура, ориентировавшая человека на нравственное развитие, начала переживать кризис.

В начале XX в. О. Шпенглер писал, что преобладание научно-технического знания над духовностью человека свидетельствует о переходе культуры в стадию цивилизации и предвещает ее гибель.

Русский философ Н. Бердяев писал, что в ХХ веке у общества возникает зависимость от техники, машин. Из помощника человека техника превращается в его повелителя. Техника становится последней любовью человека, который готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви.

Немецкий философ Э. Фромм так же критически относился к технологическому «духу» современного западного общества. Культуру ХХ в., процесс НТР, он рассматривал как ступень отчуждения человеческой сущности путем «машинизации», «компьютеризации» и «роботизации» человека, разрушающими личность.

Английский ученый и писатель Ч. Сноу («Две культуры», 1959 г.) писал о нарастающем противопоставлении в ХХ в. гуманитарной культуры и естественнонаучной.

Л. Уайт («Наука о культуре», 1948 г.) выделил и описал три подсистемы культуры: технологическую (орудия производства, оружие, жилища, одежду и пр.), социальную (все виды коллективного и индивидуального поведения людей) и идеологическую (знания, идеи, верования). Причины развития подсистем культуры он объяснял не духовно-религиозной эволюцией общества, не войнами и революциями, а технологическим детерминизмом.

***

В эпоху древних цивилизаций делали сложные инженерные расчеты при строительстве египетских пирамид, ирригационных и архитектурных сооружений и т. д., о чем свидетельствуют и «Семь чудес света». В Египте около 2 тыс. лет назад создали модель паровой машины, построили музыкальный инструмент гидравлос (орган) и др. Древнегреческие ученые определили, что Земля - шар, находящийся в космосе, вычислили ее диаметр. В Китае изобрели бумагу, порох, компас, фарфор, производство шелка и др.

В средневековой Европе церковь признавала только религиозную картину мира и могла обвинить любого изобретателя в безбожии и сношениях с дьяволом. Цеховая организация производства была консервативна, мастера-ремесленники противились любым техническим новшествам. Почти не изменялись орудия труда и у крестьянина-земледельца.

Появление на площадях европейских городов в позднее средневековье механических часов, чтобы отмечать время церковных служб, постепенно привело людей к осознанию времени, как бесконечности, текущей из прошлого в настоящее и будущее. Логика буржуазного прагматизма впоследствии довела новое представление о мире до выражения: «Время – деньги». В 1541 г. в г. Нюрнберге были изобретены карманные часы.

С конца XV-XVI вв. началось освоение океанических просторов и Великие географические открытия, которые были бы невозможны без астрономических наблюдений, учения о шарообразности Земли и улучшения кораблестроения.

Новая, светски ориентированная культура утверждалась в борьбе с церковью. Н. Кузанский высказал идею о бесконечности Вселенной (1515 г.), Н. Коперник описал гелиоцентрическую модель мира (1543 г.). Дж. Бруно, высказавший идею о множестве обитаемых миров, единстве законов природы и бесконечности космоса, в 1600 г. был сожжен. В Женеве попал на костер бежавший от испанской инквизиции врач М. Сервет. В 1623 г. Г. Галилей, выступив с защитой идеи Н. Коперника о вращении Земли, был вынужден под давлением инквизиции отречься от этого учения и т. д.

У мировоззренческих истоков науки Нового времени, бросившей своеобразный вызов церкви, стояли английский философ и политик Ф. Бэкон и французский философ и разносторонний ученый Р. Декарт. Ф. Бэкон в работе «Новый органон» (1620 г.) писал, что единственным методом познания мира может быть только практический опыт, научный эксперимент. Главную цель науки он видел в увеличении власти человека над природой. Ф. Бэкон писал, что фундаментом экономического процветания государства являются развитие науки, техники и торговли, научно разработанная технология управления. С его именем связана крылатая фраза «Scientia potetia est» (лат. - Знание – сила!).

Р. Декарт, в труде «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направить свой разум и отыскивать истину в науках» (1637 г.) обосновывал, что подлинное знание основано на «рацио» (разуме человека), а не на религиозной вере. Он сформулировал свою знаменитую максиму: «Cogito, ergo sum» (лат. – [я] мыслю, следовательно, существую).

Необходимость получения обществом актуальной информации обусловила выход первых газет в Англии (1621 г.); Франции (1631 г.); Германии (1660 г.) и т. д. В России первая газета «Ведомости» вышла в 1703 г.

В XVII в. роль науки и техники в западном обществе быстро возрастала. Началось время научной революции, изменившей не только способы производства, но и мировоззрение людей. В 1662 г. в Англии создано Королевское научное общество, которое возглавил химик Р. Бойль; в 1665 г. во Франции появился первый научный журнал и т. д.

Как бы реализуя греческий миф о Дедале и Икаре, французы, братья Монгольфье в 1783 г. построили воздушный шар (диаметром 30 м). Он поднялся на высоту около 2 км и пролетел такое же расстояние. В 1786 г. на вершину Монблана, самой высокой горы Альп, с научными целями поднялись врач М. Пакар и охотник Ж. Бальма.

Даже вера в существование Бога была поставлена под сомнение. Астроном Лаплас даже сказал Наполеону: «Я в такой гипотезе не нуждаюсь». Религия стала уступать место вере в научно-технический прогресс, который убеждал человека в могуществе его собственного разума.

В XIX веке изобретены асфальт, цемент, искусственный лед, резина, линолеум пластмасса, искусственное волокно (нитрошелк), динамит (А. Нобель, 1866 г.), целлулоидная пленка, железобетон и др. Русский ученый Д. И. Менделеев в 1863 г. построил трубопровод, в 1877 г.- нефтепровод, осуществил крекинг-процесс в переработке нефти, в 1897 г. Р. Дизель построил первый двигатель внутреннего сгорания и т.д.

В 1851 г. состоялась Первая Международная выставка достижений культуры и техники в Лондоне. Ее гордостью стал «Хрустальный» дворец. Вторая Международная выставка достижений культуры и техники в 1889 г. прошла в Париже. Гордостью французов стала знаменитая Эйфелева башня. К 100-летию Дня независимости США - 28 октября 1886 г. в Нью-Йорке была открыта подаренная правительством Франции статуя Свободы (скульптор Фредерико Бартольди. Вес 225 тонн, высота 93 м.). Такие грандиозные сооружения, превосходящие по своим масштабам все древние «чудеса света» были бы невозможны без точнейших инженерно-архитектурных расчетов.

В авангарде научных открытий и промышленных изобретений были Англия, Германия, Франция, Россия и США. Но у практичных американцев все сразу входило в жизнь (телеграф, электрическая лампочка, самолет, телефон, комфортабельные железнодорожные вагоны, усовершенствованная Зингером швейная машина, автомобиль, самолет и т. д.). Именно американец Марк Твен стал первым писателем, сочинившим на пишущей машинке «Приключения Тома Сойера» (1876 г.).

В американском г. Локпорт появилось первое центральное паровое отопление (1877 г.), в 1883 г. У. Дженни построил в г. Чикаго первый 10-этажный небоскреб. В США впервые появились первые лифты, эскалаторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: