ТЕСТ № 1 4 страница

Автомобиль изобрели в Германии в 1885 г., но именно американец Г. Форд наладил их массовое производство на конвейере. Потому в ХХ в. автомобиль стал не только способом быстрой доставки грузов, но и обычным средством передвижения американцев.

В 1901 г. в Англии началась промышленная стандартизация. В том же году Р. Олдс построил первый конвейер. В XX веке изобретено искусственное волокно (ацетат), промышленный синтез каучука (С. В. Лебедев, 1926 г.) и т.д.

В США в 1944 г. была построена первая счетно-перфорационная машина, а в 1946 г. - изобретена электронная цифровая вычислительная машина. 12 августа 1981 г. был создан первый ПК, который стал началом «компьютерной революции».

В 1970 г. американский социолог и политолог З. Бжежинский отметил: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, а Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-технический прогресс и массовую культуру».

В Новое время возникли непростые отношения прогрессирующего в науке и технике Запада с Востоком. Индия, открывшая с конца XV в. торговлю с европейцами, в итоге потеряла независимость и в конце XVIII в. стала английской колонией. Элита индийского общества стала приобщаться к европейской культуре, получать образование в Англии, не теряя своего национального самосознания. При низком уровне жизни простого народа, в индийское общество постепенно входила система европейского образования, достижения науки и техники, вырабатывались принципы политической организации общества. Всеобъемлющей партией стал Индийский Национальный Конгресс во главе с М. Ганди. В 1947 г. Индия добилась независимости.

Китай и Япония, наоборот, избегая контактов с европейцами, закрыли границы и пребывая в состоянии ведения натурального хозяйства, находились в экономическом и техническом застое. Под нажимом европейских стран и США они открыли границы только во 2-й пол. XIX в. Китаю в ХХ веке предстояла длительная гражданская война и борьба с оккупантами-японцами, а Япония вступив в союз с фашистами, была ввергнута во вторую мировую войну. Провозглашение Китайской народной республики в 1949 г., и капитуляция Японии в 1945 г. фактически означало их вхождение в цивилизованный мир. Япония к концу ХХ в. встала на один уровень с индустриально развитыми странами Запада.

Научно-технический прогресс дает возможность развитию промышленности и сельского хозяйства, добиться большого эффекта в обеспечении жизненных потребностей, сделать жизнь человека комфортной и даже увеличить ее продолжительность.

Современная цивилизация без развития науки невозможна. Наука стала основой образования, мировоззрения, отношений к природе и обществу. Но развитие науки становится самоцелью, и она, все больше сближаясь с техникой, отдаляется от человека. А техника, играя решающую роль в современной цивилизации, может привести ее к гибели.

Существуют две точки зрения. Первая (сциентизм) прославляет НТП, преувеличивая значение науки и техники и преуменьшения роль других сфер культуры. Сторонники второй (антисциентизм) полагают, что НТП не является безоговорочным благом для общества, и не является средством решения всех социальных проблем.

Научно-технический прогресс, негативное воздействуя на природу, дал целый ряд проблем: приближение экологического кризиса, природные катаклизмы, техногенные катастрофы, спровоцированные деятельностью человека. НТП опережает духовно-нравственный прогресс человека. Признать НТП абсолютным благом, будет возможно тогда, когда при этом уравновеситься вся сфера общемировых ценностей культуры.

Мировая цивилизация должна сбалансировать в XXI веке все изменения в материальной и духовной культуре с «миром природы» таким образом, чтобы между ними всегда существовала гармония.

Открытия и изобретения Нового и Новейшего времени

Физика, астрономия. И. Кеплер опубликовал трактаты об открытии законов движения планет (1609, 1619 гг.); Г. Галилей при астрономических наблюдениях обнаружил пятна на Солнце, фазы Венеры, горы на Луне, четыре спутника Юпитера, изобрел телескоп (1621 г.); Б. Паскаль открыл закон гидростатики, в 1643 г. изобрел арифмометр (подобный создал Г. Лейбниц в 1673 г.); Э. Торричелли изобрел ртутный барометр и измерил атмосферное давление (1643 г.); О. Ремер измерил скорость света (1676 г.); И. Ньютон исследовал разложение белого цвета на семь цветов (1666 г.), изобрел телескоп-рефлектор (1668 г.), открыл закон всемирного тяготения (1687 г.); Х. Гюйгенс создал волновую теорию света (1690 г.). В начале XVIII века немец Г. Фаренгейт изобрел ртутный термометр.

Медицина. Учение о кровообращении создал англичанин У. Гарвей (1628 г.); Р. Гук открыл клеточное строение вещества (1655 г.); в Англии С. Пепис сделал переливание крови от собаки к собаке (1666 г.), профессор Сорбонны Ж. Дени произвел первое успешное переливание крови юноше (1667 г.); голландец А. Левенгук открыл микроорганизмы (1667 г.). Вакцинацию от оспы применил в 1796 г. в Англии Э. Дженнер.

Промышленность. В 1709 г. А. Дарби построил коксовую печь; В 1716 г. швед М. Тривалд придумал систему центрального отопления с помощью горячей воды. В Англии в 1698 г. построил паровую машину Т. Севери, в 1712 г. Т. Ньюкамен – первую паровую машину с использованием поршня; в 1784 г. Дж. Уайт ее усовершенствовал. Первая прядильная машина изобрел в Англии в 1765 г. Дж. Харгвис.

Освоение электрической энергии. Итальянец А. Вольта получил в 1799 г. первый источник электричества («вольтов столб»). М. Фарадей «открывает» электричество, изобретает электромотор и генератор (Англия, 1821, 1831 гг.). Б.С. Якоби изобретает электродвигатель постоянного тока (Россия, 1838 г.). Электричество начинает входить в жизнь. В 1858 г. в Европе построен первый электрический маяк. В 1873 г. И. Фонтен осуществил первую передачу электроэнергии по проводам. В 1875 г. А. Ладыгин изобрел электрическую лампочку вакуумного типа (Россия). В 1879 г. американец Т. Эдисон изобрел лампу накаливания такого же типа, а в 1889 г. построил первую общественную электростанцию в Нью-Йорке. В 1884 г. в Англии построена первая электростанция переменного тока. В 1889 г. построена первая гидростанция (г. Портленд, США). В 1872 г. В. Чикалёв изобрел электрическую швейную машину (Россия).

Развитие транспорта. В 1790 г. Дж. Рамсей и Дж. Фитч использовали в США суда с паровыми двигателями для регулярных грузовых рейсов. В 1803 и 1807 гг. француз Р. Фултон продемонстрировал первые речные пароходы (на р. Сена, на р. Гудзон (США). В 1815 г. один из английских промышленников построил в России пароход, «ходивший» из Петербурга в Кронштадт. В Англии в 1803 г. Р. Тревитик построил первый паровоз, в 1814 г. - Дж. Стефенсон. В 1825 г. в Англии построена первая общественная железная дорога. 11 ноября 1837 г. была пущена первая железная дорога в России (27 км, Пeтepбypг - Царское Село).

В январе 1863 г. в Лондоне пущено первое метро. В 1881 г. в Западной Европе пошел первый трамвай, в 1882 г. - троллейбус. В 1879 г. построена первая электрическая железная дорога (инженер В. Сименс). В 1885 г. немецкий инженер К. Бенц построил первый автомобиль с газолиновым двигателем, Г. Даймлер в 1885 г. изобрел мотоцикл, автомобиль, в 1886 г. - моторный катер. В 1890-е гг. в США появился первый автобус.

17 декабря 1903 г. братья Райт совершили первый полет на самолете с бензиновым двигателем (США). В 1910 г. открыта первая пассажирская линия в Германии (дирижабль). В 1907 г. француз Вреге изобрел вертолет. 1908 г. - А.О. Кузин изобрел аэросани (Россия).

В 1924 г. - построен первый советский автомобиль. 15 мая 1935 г. состоялось открытие Московского метро.

Средства связи. В 1832 г. П. Шиллинг изобрел телеграф. 1835 г. – его изобрел американец С. Морзе, который в 1844 г. передал первую телеграмму. В 1850 г. русский ученый Б. С. Якоби построил первый буквопечатающий телеграфный аппарат.

В 1861 г. И. Райс, а в 1876 г. – американец А. Белл изобрели телефон. В 1895 г. русский инженер С. Попов изобрел радио, а в 1898 г – его изобрел и запатентовал итальянец Маркони.

Другие изобретения. 1833 г. - в США У. Хант изобрел швейную машину; Э. Хау запатентовал аналогичный образец в 1846 г. 1851 г. - И. Зингер усовершенствовал конструкцию швейной машины и вместе с Э. Кларком основал известную на весь мир фирму «Зингер».

Открытия в физике, астрономии, освоение космоса и атомной энергии: 1894 г. - К. Э. Циолковский открыл идею самолета с двигателем внутреннего сгорания. 1898 г. - П. и М. Кюри открыли явление радиоактивности (Франция). В 1903 г. - Э. Резерфорд открыл электрон, в 1903 г. - Э. Резерфорд и Ф. Сорди создали общую теорию радиоактивности. 1903 г. - К. Э. Циолковский издал труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами». 1905 г. - А. Эйнштейн создал теорию относительности. 1906 г. - Н. Жуковский создал формулу определения подъемной силы в аэродинамике. 1909 г. - изобретен турбореактивный двигатель (схема Н. Герасимова). Гипотезу строения атома в 1911 г. выдвинул Э. Резерфорд.

1926 г. - первый запуск ракеты на жидком топливе (США). 1927 г. - Я. Оорт открыл вращение Галактики. 1932 г. - Открытие нейтрона (Дж. Чадвик), открытие позитрона (К. Д. Андерсон). 1934 г. - И. и Ф. Жолио-Кюри открыли искусственную радиоактивность. 1945 г., 16 июля - экспериментальный взрыв американской атомной бомбы. 1946 г., 25 декабря - запущен первый в Европе атомный реактор (СССР). 1949 г. 25 сентября - первое испытание в СССР атомного оружия. Руководитель проекта И. Курчатов. 1959 г. – в СССР построен ледокол «Ленин» - первое гражданское судно на ядерном топливе. 1954 г. - в г. Обнинске построена первая атомная электростанция (СССР). 1957 г., ноябрь, - запущен первый искусственный спутник Земли (СССР). 1959 г. - автоматическая станция «Луна-2» начала исследования Луны (СССР). 1961 г., 12 апреля. Ю. Гагарин совершил первый полет человека в космос (СССР). 1962 г. - Джон Гленн стал первым американским астронавтом, совершившим орбитальный полет. 1965 г. - построен первый спутник связи «Молния -1» (СССР). 1965 г. - первая посадка космического аппарата на Луну («Луна-9»). 1965 г., март - первый выход человека в открытый космос. А. Леонов. 1969 г. - американские астронавты Н. Армстронг, Э. Олдрин, М. Коллинз побывали на Луне. 1971 г., 27 ноября - советская автоматическая станция «Марс-2» достигла поверхности планеты Марс и начала его исследования. 1998 г., 29 октября начался девятидневный космический полет 77-летнего Джона Гленна. Научной задачей было изучение воздействия космоса на пожилого человека (США).

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

V. 1. Понятие «цивилизация»

Это понятие одно из ключевых терминов культурологии. Что называют цивилизацией, каковы ее основные признаки? В 5-м издании «Философского словаря» под ред. И.Т. Фролова дано весьма краткое определение: «Цивилизация (от лат. сivilis - гражданский, государственный) - совокупность материальных и духовных достижений общества».

Л.И. Семеникова дает более подробное и широкое определение: «Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».

Одно из главных значений понятия «цивилизация» сегодня - уровень развития, которого достигли еще не все страны и народы. Показателями «цивилизованности» страны называют невысокий уровень смертности, особенно детской, санитарное состояние городов, успешное решение экологических проблем и пр. Сегодня таковыми называют США, Западную Европу, Японию и другие страны с высокими доходами населения, высоким уровнем технического, экономического и социального развития.

Понятие «цивилизация» сегодня ассоциируют с комфортом, наличием множества бытовых удобств, технических изобретений (электричество, холодильники, телефон, телевидение, автомобили, самолеты и др.). Хотя 200-150 лет назад обходились без них, но сейчас их отсутствие человеку покажется странным и неудобным для жизни.

В ценностном отношении с понятием «цивилизация» можно ассоциировать материальные достижения, технический прогресс, а с понятием «культура» – духовное содержание цивилизации.

Понятие «культура» социологии часто применяют к сфере образования, науки, искусства, философии, религии, морали, этническим особенностям, а «цивилизация» - к материальной сфере, развитию информационных связей, техники, экономики, транспорта, сферы, но такое употребление понятий не общепринято.

Сегодня можно говорить о развитии мировой цивилизации, как вершине технических достижений человечества, развития науки, внедрения новых технологий, новых источников энергии. Применение понятия «цивилизация» для характеристики мирового культурного прогресса может выглядеть и таким образом: дописьменная цивилизация – письменная цивилизация – машинная цивилизация – информационная цивилизация.

Писатели-фантасты часто применяют названия «внеземные цивилизации», «цивилизации роботов» к научно-техническим достижениям неких живых и одаренных интеллектом существ, обитающих в космосе.

***

К истории вопроса. В античности употреблялись близкие по смыслу понятия «сivilis», «civisitas» (лат.- гражданин, горожанин), которые ассоциировались у римских граждан с представлениями о Римской империи, основой которой считали «разумные» и «справедливые» законы. Мир за ее границами был миром варваров и восточных царей-деспотов, что происходило от отсутствия истинной мудрости, воспитанности и образованности. Варварам характерна жизнь по законам природы, дикость и невежество, жителям Востока - жестокость и несправедливость.

Французские просветители ввели понятие «civilisation» (цивилизация), вошедшее во все европейские языки. Они считали, что «цивилизованность» европейцев проявляется в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах; достижениях техники, науки и искусства. Древние и неевропейские народы просветители называли «нецивилизованными». Можно цивилизовать и африканцев, приобщая их к европейской культуре.

А. Фергюсон (1768 г.) впервые назвал «цивилизацией» ступень общественного развития, идущего на смену дикости и варварству. Ее появление он связал с введением земледелия и установлением частной собственности, закрепленной законом.

Г. Гегель использовал понятие «цивилизация» для характеристики материально-технической базы общества, притом называл и «неолитическую цивилизацию».

Американский антрополог Л. Морган («Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», 1877 г.) показал эволюцию семейных, общественно-экономических и культурных отношений. На стадии «цивилизации» возникли государства, письменность, появились ремесло и торговля.

Русский ученый Л. И. Мечников («Цивилизация и великие исторические реки», 1889 г.) считал, что первые цивилизации зародились в речных долинах Азии и Африки и были связаны с ирригационным земледелием. Общество развивается под влиянием географической среды, прежде всего, гидросферы. Развитие речных, морских и океанических путей сообщения порождают древнюю, средневековую и современную цивилизацию.

Э. Тайлор применял понятия «культура» и «цивилизация», как равнозначные, а О. Шпенглер и Н. Бердяев, наоборот, их противопоставляли. Н. Бердяев писал, что цивилизация - это «смерть духа культуры».

О. Шпенглер разграничил понятия «культура» и «цивилизация», как раннюю и позднюю стадии развития «локальных» культур. На стадии цивилизации происходит распад органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.

П. Сорокин трактовал культуру, как духовное наполнение цивилизации. В его концепции, цивилизация включает в себя не только «плюсы» культурных достижений, обеспечивающих расцвет этноса, но и все «минусы» общественного развития на данном этапе исторического развития. Утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию «бездуховной» цивилизации.

В отличие от них, А. Тойнби в «Исследовании истории» писал, что цивилизация - это единый организм, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Цивилизация может продолжать существование, и на нее не распространяется необходимость биологического старения и смерти.

Идею самобытности русской цивилизации развивали в 30-50-х гг. XIX в. «славянофилы» (А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин, И. и К. Аксаковы, А. Кошелев), усвоившие идеи И. Гердера и Ф. Шеллинга о «народном духе». Выступавшие против них «западники» (В. Белинский, А. Герцен, Т. Грановский, Н. Огарев, И. Тургенев, С. Соловьев), утверждали о необходимости развития культуры России по западноевропейскому образцу.

Идеи «славянофильства» были «отправной точкой» для Н. Данилевского, создавшего концепцию особых культурно-исторических типов (цивилизаций).

В 1920-30 гг. в эмигрантском зарубежье возникла теория «евразийства» (Н. Трубецкой, П. Сувчинский, П. Савицкий, Г. Флоровский и др.). Они рассматривали Россию как особую (не европейскую и не азиатскую) цивилизацию, а «Евразию», куда включали и «туранский элемент» (тюркские, угро-финские, народы Сибири и Дальнего Востока).

С.А. Завадский и Л.И. Новикова («Искусство и цивилизации», 1986 г.) выделили восточные цивилизации (Индия и Китай), отличающиеся «традиционализмом»; западную цивилизацию динамичного типа (Европа и Северная Америка); арабо-мусульманскую цивилизацию ассимиляционного типа, возникшую на базе культур-предшественников и заимствованиях; латиноамериканскую цивилизацию метисного типа (симбиоз культур Европы, Африки и аборигенов Америки).

Американский социолог и политолог С. Хантингтон назвал цивилизациями сообщества, отличающиеся своей историей, языком, традициями, религиями и выделил восемь цивилизаций: африканскую, западную, индуистскую, исламскую, конфуцианскую, латиноамериканскую, славяно-православную и японскую. Он считает, что как субъекты мировой политики, они пришли к концу ХХ в. на смену государствам-нациям.

V. 2. Цивилизационный подход

В понятии «цивилизационный подход» объединяют научные принципы, противостоящие господствовавшему в XVIII-XIX вв. «европоцентризму», по которому существует только один центр мировой культуры (Западная Европа) и ее универсальные формы развития, которые в наибольшей степени выражают сущность культуры, ее образцы, превосходят все остальные культуры.

Представителей научного направления, которых объединяют «цивилизационным подходом», не представляют общей научной школы, выработавшей единую концепцию и общую методологию исследований. К ним относят русского ученого Н.Я. Данилевского, немецкого мыслителя О. Шпенглера, английского историка А. Тойнби, русско-американского социолога и культуролога П. Сорокина, американского социолога и политолога С. Хантингтона. К «цивилизационному подходу» близки труды русских ученых К.Н. Леонтьева и Н.А. Бердяева.

Представители «цивилизационного подхода» критиковали сам принцип культурного моноцентризма, исходя из идеи существования «локальных» культур, как относительно замкнутых социокультурных систем «органического» типа. Мировое сообщество они рассматривали как одновременное сосуществование различных целостных «культурно-исторических типов» (идея Н. Данилевского), имеющих свой внутренний потенциал развития. В развитии локальных цивилизаций есть нечто уникальное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с ними.

В цивилизационном подходе выделяют специфические исторические типы культур, (часто называемые цивилизациями) - замкнутые, не поддерживающие диалога с другими.

Цивилизационный подход в культурологии основан на принципах «органицизма», культурного плюрализма и культурного полицентризма.

Принцип «органицизма» заключается в том, что каждую цивилизацию (иначе, «локальная культура») рассматривают как аналог целостного живого организма, относительно замкнутого от других социумов. Ее развитие имеет циклический характер, как и любое живое существо, она рождается, растет, расцветает, стареет и неизбежно гибнет.

Идеи Л.Н. Гумилева («Этногенез и биосфера Земли») в чем-то перекликаются с теориями локальных цивилизаций. Он связал понятие «цивилизация» с особенностями этнической истории. Л.Н. Гумилев показал влияние природно-космических факторов на процессы этногенеза и пассионарность человека. Этнос живет не более 1200-1500 лет. За это время он рождается, проходит стадии юности, зрелости, а затем гибнет.

Цивилизационному подходу в современной науке, в известной степени, соответствуют и понятия «культурный плюрализм» (от лат. «pluralis» - «множественный, многообразный») и «культурный полицентризм» (от греч. «poly» - «много», и лат. «centrum» - «средоточие, центр»).

Существование многообразия специфических культур нельзя выстроить в порядке «высшие - низшие». Принципиально равноправны и равноценны все культуры и возможности различных путей их политико-экономического и социокультурного развития.

Распространение цивилизационного подхода привело к тому, что понятие «цивилизация» в какой-то степени утратило в науке один из аспектов первоначального значения, связанного с утверждением превосходства одних культур над другими.

В современной культурологии цивилизационный подход как бы «растворился» в различных направлениях исследований, но остался одной из главных ее парадигм, потому что он противостоит различным вариантам культурного моноцентризма, в особенности, «европоцентризму», «американоцентризму», еще имеющими распространение.

Цивилизационный подход не согласуется с прежде абсолютизированным в отечественной науке «формационным» подходом. Общественный прогресс представлялся идущим по линейной схеме: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социализм и коммунизм. Схема «достраивалась» особым, «азиатским» способом производства. Материальную культуру считали «базисом» общества, а духовную культуру, искусство - «надстройкой», зависящей от базиса.

По идее «догоняющего» развития слаборазвитые страны могли «перепрыгнуть» одну, две, даже три формации. Какое-либо африканское общество с родоплеменным образом жизни могло сразу «перешагнуть» в социализм. «Формационный» подход был ориентирован на развитие производительных сил, экономики, науки, но практически не учитывал природно-географические факторы, этнические особенности, религию и другие духовные стороны развития той или иной культуры.

VI. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

6.1. Историческая типология культур.

Локальные цивилизации

Типология культур - «учение» о видовых отличиях культур, основных типов развития мировой культуры (цивилизации). Возможно типологическое разделение культур по религиозному принципу (христианский мир, мир ислама, индийско-буддийский мир и др.), в котором объединяющей будет духовно-религиозная доминанта. Возможен и языково-этнографический принцип типологии, основанный на родстве языков (романский мир, германский мир, славянский мир, арабский мир, негро-африканский мир и др.).

Следует выделять не только динамику развития, но и то, что лежит в основании той или иной цивилизации (мировоззренческие идеи, материальное, духовное производство и пр.). Можно выделить три основных принципа различия типов культур (цивилизаций):

- географический - локализация культур в географическом пространстве;

- хронологический - локализация культур во времени, выделение самостоятельных этапов ее исторического развития;

- этнический - изучение специфических отличительных черт культуры на протяжении ее исторического развития.

Идеи «цикличного» развития цивилизаций принадлежат итальянскому мыслителю Дж. Вико («Основания новой науки об общей природе наций», 1725 – 1744 гг.). Он писал, что общество развивается циклично в силу своих внутренних и закономерных причин. Каждый народ проходит в своем развитии три эпохи («божественную», «героическую», «человеческую»), аналогичную периодам развития человека – детству, юности и зрелости.

По Вико, государство возникает в «героическую» эпоху и представляет господство аристократии (элиты) общества. В «человеческую» эпоху на смену ему приходит демократическое государство, где торжествует свобода и «естественная» справедливость. Это будет вершиной и зрелостью развития общества, после чего наступает упадок, а общество возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает развитие общества по восходящей линии, и начинается новый «цикл» его истории.

И. Гердер («Идеи к философии истории человечества», 1791 г.) выделял такие цивилизации, как Китай, Египет, Грецию, Рим, культуру Германии, России и др. Различие культур не должно разделять народы на «просвещенные» и «непросвещенные». И. Гердер был против «евроцентризма», подчеркивал азиатское происхождение ряда культурных феноменов.

Концепцию культурно-исторических типов впервые выдвинул русский мыслитель Н. Данилевский, но широкое распространение историко-типологические представления о культуре получили только в XX в. (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.).

Н. Данилевский в труде «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (журн. «Заря», 1868 г., отд. изд. 1871 г.) выдвинул понятие «культурно-исторический тип».

В хронологическом порядке появления 10-ти культурно-исторических типов он назвал: египетский; китайский; древнесемитский (ассиро-вавилоно-финикийский); еврейский; индийский; иранский; греческий; римский; новосемитский (аравийский); романо-германский (европейский). Исторически появляется новый, русско-славянский тип.

Н. Данилевский писал: «Европа видит в Руси и славянстве не только чуждое, но враждебное начало». Россия не является европейской страной. Развитие германо-романского типа культуры уже вступило в период упадка. Н. Данилевский противопоставлял ему молодой русско-славянский тип. Он входит в период расцвета своих сил, что позволяет ему развивать все 4 основные формы культуры: религиозную, научную, политико-экономическую и эстетическую. Русско-славянский тип может особенно преуспеть в социально-экономической сфере культуры, поскольку все иные типы развивали названные формы культуры только частично.

По Данилевскому, достижения исторически «преемственных» типов культур превосходят результаты «уединенных». А такие народы, как финны и кельты, составляют лишь «этнографический» материал, входящий в исторические народы-творцы. Другие (гунны, монголы, турки) выступают разрушителями культуры.

О. Шпенглер («Закат Европы», 1918-1922 гг.) культуру представил в качестве ряда специфических признаков, отличающих одно общество от другого, как форму исторической жизни людей, ограниченной «локальным» географическим пространством и рамками какой-либо исторической эпохи. Существовали различные типы локальных культур, которые в историческом времени, были непроницаемыми одна для другой.

О. Шпенглер выделял восемь равноценных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, магическую (арабскую), культуру майя, западноевропейскую. Он писал: «Каждая из высших культур обладает тайным языком мирочувствования вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит». О. Шпенглер дал некоторым и такие определения: «культура молчания» (древнеегипетская), «аполлоновская» (античная), «фаустовская» (западноевропейская) и «магическая» (арабская) душа.

О. Шпенглер назвал цивилизацию последней стадией развития культуры, после чего она гибнет. «Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией». Существовавшие ранее культуры возникали, развивались и исчезали, это угрожает и западноевропейской культуре.

К середине XX в. английский ученый А. Тойнби (теория «вызова» и «ответа») и П. Сорокин («волновые» модели социокультурной динамики) разработали более гибкие концепции циклической истории цивилизаций, чтобы объяснить кризисы в их развитии, гибель отдельных цивилизаций на ранней стадии существования.

А. Тойнби первоначально называл 21 цивилизацию, затем сократил их до 13-ти. Он считал, что цивилизация - сложная система, имеющая свой внутренний потенциал и механизм функционирования. Но благоприятные условия враждебны развитию цивилизации. Поэтому А. Тойнби рассматривал «вызов» и «ответ», как механизм развития цивилизации. Природа или социальное окружение бросают «вызов» обществу, а оно должно «ответить» развитием необходимых для этого качеств и характеристик культуры и получить стимул к развитию.

Иначе подошел к построению типов культур русско-американский ученый П. Сорокин. На основе изучения античной и европейской культуры, он пришел к выводу, что основных типов культуры всего два – «идейный» и «чувственный». Первый тип («идейный») - когда носители данной культуры основывают свое мировоззрение на господствующих в обществе идеалах. Второй («чувственный») – когда большинство носителей культуры обращают свое внимание на осязаемый чувствами предметный мир.

Между двумя основными типами культуры имеются еще два переходных типа. Один из них Сорокин назвал «идеалистическим» (не путать с «идейным»). Этот промежуточный тип характерен сочетанием двух основных элементов («идейного» и «чувственного») в единое целое, в котором господствует значение «идейного» и «чувственного» познания и восприятия мира. Его образцами он называет культуру «Золотого века» Древней Греции (V - IV века до н.э.) - время расцвета искусства, философии и демократии, а позднее – Ренессанс (XIV – XVI века н.э.) – появление идей гуманизма, расцвета искусства и др.

Другой промежуточный тип так же характерен присутствием этих двух элементов («идейного» и «чувственного»), но противостоящих друг другу. Таков тип европейской культуры в первые века н.э., когда появившееся и утверждавшееся христианство противостояло античному мифологическому политеизму и язычеству «варваров».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: