Выбор базисных цен
Ценообразование во внешней торговле
Для выбора базисных мировых цен изучаются характеристики изделий ведущих экспортеров на базисных рынках, уровень цен каждой из этих фирм по изделиям данного типа или вида, используемые ими условия платежа и поставки. В качестве базисных цен могут выступать только те цены, которые отвечают ряду требований. Во-первых, по этим ценам должны осуществляться крупные, регулярные коммерческие экспортные или импортные операции в центрах международной торговли. Во-вторых, это должны быть цены по торговым, взаимно не связанным операциям (отсутствует клиринг), осуществляемым на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничивающих условий (специальные контракты, режимы контингентирования и др.). В-третьих, цены должны выражаться в свободно конвертируемой валюте.
В практике мировой торговли используется множество видов цен, связанных с различными особенностями купли-продажи товаров, в том числе:
А) базисные цены, используемые для определения качества или сорта товара. Базисную цену согласовывают продавец и покупатель и ее рассматривают в качестве исходной для определения цены фактически поставленного товара, когда свойства последнего отличаются от оговоренных в контракте.
При этом в контракте также оговариваются скидки и надбавки, которые могут зависеть в том числе и от конъюнктуры рынка.
Под базисной ценой также понимаются цены, которые принимаются в качестве базы при определении индекса цен международной торговли в целом, а также по отдельным группам товаров. Данная информация о базисных ценах и индексах м/т публикует во внешнеторговой статистике и в периодических экономических изданиях ООН.
Б) фактурные цены, т.е. цены купли-продажи которые определяются условиями поставки.
Поскольку мировой рынок характеризуется множественностью цен на одну и ту же продукцию, которая обусловливается действием различных факторов, полного единообразия в условиях реализации товаров практически не бывает. Поэтому при обосновании цены конкретного контракта для сопоставимости ценовой информации требуется корректировка базисных цен с учетом коммерческих поправок.
К числу основных поправок, которые наиболее часто применяются к базисным ценам можно отнести следующие:
• на техническую сопоставимость. Они используются в связи с тем, что на рынках реализуются различные варианты, типоразмеры, сорта, виды однотипной продукции. Поправками к базисным ценам на сырьевые товары могут быть различные доплаты, скидки. В ценах на сложно техническую продукцию могут учитываться различия в технико-эксплуатационных параметрах, комплектации;
• на время. Вводятся в том случае, если базисные цены определены на период, отличающийся от конкурентных условий рынка на момент определения внешнеторговой цены контракта. При этом могут учитываться индексы экспортных цен, динамика инфляции, публикуемые официальными органами;
• на различия в условиях поставки. Определяются в соответствии с системой Инкотермс-2000;
• на количество и постоянство поставок. Учитывают объем партий реализуемых товаров;
• на валюту расчета. Вводятся в связи с тем, что базисные цены могут выражаться в различных валютах.
При корректировке базисных цен не рекомендуется вносить множество поправок, поскольку снижается точность в расчете цен. Практика показывает, что поправки часто устанавливаются эмпирическим путем, поэтому базисные цены выбираются таким образом, чтобы в наибольшей степени быть сопоставимыми с ценой контракта по технико-экономическим параметрам продукции и условиям ее реализации. Расчеты будут некорректными, если суммарная доля поправок превысит 25 % к базисной цене.