Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. Своеобразие и драматизм современных региональных проблем россии определяется переплетением ряда сложных переходных процессов, а именно:
- формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;
- демонтаж административно-командной экономики и переход к экономике рыночного типа;
- открытие национальной экономики для внешнего рынка;
- продолжительный трансформационный кризис.
В этих условиях особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих методами анализа региональных социально-экономических процессов и современными технологиями управления территориальными объектами.
Реализация этой цели становится возможной при изучении курса "региональная экономика и управление". В ходе изучения курса студентами решаются следующие задачи:
- овладение теорией и методологией исследования экономики региона;
- анализ международных и российских проблем регионального развития;
- обоснование теоретических и методических подходов к управлению развитием региональной экономики и формированию региональной социально-экономической политики в России и зарубежом.
В процессе преподавания дисциплины особое внимание уделяется формированию у студентов практических навыков региональных исследований и принятия управленческих решений, для чего используются разнообразные формы аудиторной и внеаудиторной работы.
В ходе изучения первой части курса студенты должны приобрести следующие знания и практические навыки.
В сфере теории и методологии исследования региональной экономики:
1. выполнить критический, сравнительно-исторический анализ основных теорий региональной экономики (теории региональной специализации, теории размещения, теории пространственной организации экономики)
2. иметь представление об информационной базе региональных исследований; знать основные статистические показатели и не менее трех методик анализа социально-экономического положения регионов
3. владеть методологией построения простейших моделей межрегиональных взаимодействий и представлять возможности использования математических моделей региональной экономики при принятии управленческих решений
4. выявлять проблемы экономической регионализации в международном аспекте
5. уметь провести критический, сравнительно - исторический анализ эволюции административно-территориального устройства и территориально-отраслевой структуры российской экономики