Формирование антикоррупционной устойчивости в коллективе и особенности индивидуально-воспитательной работы

Формирование антикоррупционных норм и установок в коллективе сотрудников

Коллектив – неустранимый элемент любой социальной системы и, уже, организации. Не являются исключением и коллективы органов внутренних дел. Коллективы органов внутренних дел отличаются разнообразием и многоаспектностью. В специальной литературе под служебным коллективом принято понимать специально сформированное объединение людей, каждый из членов которого связан другими единой целью и имеет четкие функциональные обязанности и которое реализует свои полномочия в процессе повседневной совместной деятельности при научно разработанном ресурсном обеспечении. Вполне понятно, что в служебном коллективе играют важную роль личностные качества его членов и мотивация их поступков, а также правовая основа их деятельности.

Однако успех по формированию антикоррупционных норм и установок в коллективе сотрудников начинается с личности, стиля, примера руководителя. К.Д.Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни книгами, ни нотациями, ни системой наказаний-поощрений. Люди идут только за кому верят, кто сам поступает так, как велит другим. Еще Конфуцием было сказано: «Если вы подаете пример правильного поведения, кто осмелится продолжать вести себя неправильно?» Антикоррупционное воздействие коллектива будет иметь место лишь в том случае, если руководителю удастся должным образом сплотить коллектив на основе понимания и принятия единства государственных и профессиональных интересов. Сплочение достигается проведением специальных занятий по содержанию профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника, морально-психологической подготовке, профессиональному воспитанию и др. Но также и прежде всего – в повседневной профессиональной деятельности посредством помощи сотрудникам, всеми видами разъяснительной работы, в контроле за надлежащей степенью профессионального взаимодействия между сотрудниками и т.д. Речь идет о том, что главным здесь является убеждение на опыте, на фактах решения профессиональных задач, свидетельствующих, что слаженная целенаправленная работа ведет к общему и личному успеху, а нарушение единства, координации, невыполнение своих обязательств – к неприятностям для всех.

Общепризнано, что первым необходимым шагом в реализации воспитательных потенций коллектива является создание актива и работа с ним. Работа с активом ведет к созданию в служебном коллективе контролируемой самоорганизации, а также элементов демократической структуры управления. Необходимое направление работы с коллективом – создание атмосферы движения вперед, к определенной цели. Кратко и точно это обстоятельство определил А.С.Макаренко: форма жизни коллектива – движение вперед, форма смерти – остановка.

Успех процесса формирования антикоррупционного поведения сотрудников зависит от постоянного отслеживания того, что происходит в коллективе (педагогический мониторинг); уяснение (психолого-педагогический анализ) – почему; профилактика негативных настроений, незамедлительное устранение обнаруженных конфликтов. Для того, чтобы использовать потенциал коллектива в антикоррупционном воспитании, жизненно необходимо подмечать зарождающийся негатив, не допускать недооценки такого рода информации, не «запускать болезнь», а принимать своевременно эффективные меры (с обязательным привлечением членов актива). Нельзя успокаиваться, не убедившись, что проблема решена, нельзя допускать педагогической запущенности коллектива.

Роль индивидуально-воспитательной работы в процессе формирования

антикоррупционного поведения сотрудников

Индивидуально-воспитательная работа – важнейшее направление по формированию антикоррупционного поведения сотрудников. Задачи и формы индивидуально-воспитательной работы, а также обязанности лиц, ее осуществляющих, регламентированы приказом МВД России от 11.02.2010 г.
№ 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Так, к основным формам индивидуально-воспитательной работы отнесены: индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие); психолого-педагогическое наблюдение; изучение документов, характеризующих сотрудника; обобщение независимых характеристик; анализ результатов служебной деятельности и показателей служебной дисциплины.

При проведении ознакомительной беседы руководитель лично знакомится с сотрудником, разъясняет ему варианты должного поведения в коллективе в различных ситуациях, раскрывает основные ценностные ориентиры коллектива, пропагандирует позитивные примеры служебной деятельности. Цель поддерживающей беседы – выработать у сотрудника профессионально-важные качества путем совместного обсуждения возможных перспектив дальнейшего личностного, профессионального и служебного роста с использованием методов поощрения и стимулирования деятельности. В ситуации корректирующей беседы сотруднику предлагаются возможные варианты преодоления сложностей, мешающих ему в повседневной жизнедеятельности, а также раскрывает его возможности по исправлению своего поведения с использованием методов убеждения, критики действий и поступков (пп.36-37 приказа).

Индивидуально-воспитательная работа ведется как при помощи обычных педагогических методов (убеждение, стимулирование, принуждение и т.д.), так и формах индивидуальной беседы, индивидуального поручения и др. Специфика индивидуально-воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения заключается в том, чтобы не просто убедить его в наличии имеющихся недостатков, но также (и прежде всего) в том, чтобы воспитуемый стал лично заинтересован в их изживании. Смысл и искусство педагогической работы такого рода – сделать так, чтобы сотрудник отыскал в самом себе точки опоры для последующего искоренения тенденций коррупционного поведения.

Лучший противовес негативным тенденциям – обретение личностного смысла в профессиональной деятельности. Если сотруднику помочь распространить смысл его существования и жизненный опыт на профессиональную деятельность – через весьма непродолжительное время приложится все: позитивное самоутверждение в коллективе, мотивация на труд, самоуважения и т.д. Старая педагогическая истина гласит: развитие достоинств – лучший способ преодоления недостатков.

Важным моментом в сопротивлении тенденциям коррупционного поведения является наличие перспективы, имеющей для сотрудника личностный смысл. Наконец, необходимо отчетливо понимать способность сотрудника преодолеть деформацию своего профессионального поведения. В ряде случаев ситуативное слабоволие, повышенная внушаемость, недостаточный уровень культурного развития могут стать здесь преградой. В этой ситуации смысл индивидуально-воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения будет заключаться в необходимости применения педагогической компенсации. Педагогическая компенсация может найти свое выражение в виде повышенных требований, усилению контроля, педагогическом сопровождении процесса изживания недостатков, оказанию регулярной помощи, активизации работы наставника и т.д.

Современные исследователи феномена профессиональной деформации,[86] к разновидности которой не в последнюю очередь относится коррупционное поведение, единодушны в том, что сегодня в связи с изменившимися социокультурными характеристиками общества (фрагментация культурного опыта, «размытость» основных жизненных ориентиров, отсутствие выраженной позитивной программы социального и профессионального самоопределения личности и др.) требуется специальное направление профилактики. Сегодня действенным инструментом профилактики коррупционного поведения выступает контрпедагогика. Контрпедагогикой называется специальная система педагогических воздействий, направленная на профилактику и нейтрализацию негативных влияний на личность, имеющих системный характер. Логика контрпедагогического воздействия включает в себя ряд принципиальных положений.

1. Демонстрация противоречий, искаженных оценок и взглядов. Коррупционное поведение сотрудника алогично по своей сути. Он действует в своих интересах и вне правового поля. В то же время он желает, чтобы по отношению к нему закон выполнялся неукоснительно. Это – давно скомпрометировавшая себя логика двойных стандартов.

2. Переключение мышления человека с восприятия оценки явления на само явление. Важнейшее условие контрпедагогики – задействовать здравый смысл. Вот расхожее клише коррупционера: «Не берет либо тот, кто не умеет, либо тот, кто боится». Бывает достаточно, если в работе с сотрудником обратиться в качестве примера к реальной практике собственного подразделения. Да, там могу наблюдаться и негативные явления, но все же преобладающими будут являться законные действия сотрудников, которых нельзя обвинить ни в трусости, ни в глупости.

3. Выстраивание негативных последствий и дискредитация «псевдопозитива». Самостоятельная контрпедагогическая задача: доказать сотруднику, проявляющему коррупционные тенденции, их реальные негативные перспективы.

4. Эмоциональная девальвация негативных взглядов и источников, их формирующих. Индивидуальная воспитательная работа по формированию антикоррупционного поведения – это всегда еще и борьба «на эмоциональном фронте». Контрпедагогические воздействия не должны уступать воздействиям негативным по эмоциональной насыщенности, образности, привлекательности.

5. Системность, пролонгированность и опережающий характер контрпедагогических воздействий. Будем помнить: традиционная «педагогика мероприятий» и прочие разовые педагогические акции сегодня малоэффективны. С негативными явлениями системного характера можно бороться только с помощью другой системы. Преодоление тенденций коррупционного поведения будет тем более успешно, чем более сотрудник будет испытывать позитивных влияний, идет ли речь о его начальнике, наставнике, коллективе, профессиональной деятельности вообще.

6. Обеспечение позитивного педагогического имиджа тех, кто осуществляет контрпедагогические воздействия. Следует помнить о том, что эффективность контрпедагогических воздействий находится в прямой зависимости от того, насколько человек, осуществляющий эти воздействия, является реальной частью позитивного жизненного и профессионального опыта жизни и службы.[87]

Контрпедагогика выступает сегодня важным средством обеспечения результативности индивидуально-воспитательной работы в процессе формирования антикоррупционного поведения сотрудников. Ее появление связано с усложнением условий и характера современной жизни и деятельности сотрудников органов внутренних дел. Поэтому необходимо активно трудиться над созданием контрпедагогической системы в каждом органе внутренних дел и каждом структурном подразделении, изыскивая новые эффективные пути ее воплощения в профессионально-педагогическую практику.

Требования к педагогической компетентности должностных лиц, осуществляющих воспитательную работу

Должностные лица, осуществляющие воспитательную работу, реализуют педагогическую функцию. А именно – они выполняют работу, ориентированную на достижение определенного педагогического результата, который выступает необходимым условием достижения результата профессионального. Педагогическая функция, помимо указанного, обладает самостоятельной социальной, гуманной, индивидуальной ценностью. Она объективно необходима в деятельности всех без исключения руководителей органов, служб и подразделений, сотрудников управленческих аппаратов, кадровых подразделений и т.д. Содержание требований к их педагогической компетенции в обобщенном виде может быть определено следующим образом. Должностные лица, осуществляющие воспитательную работу, должны:

- понимать зависимость эффективности и результатов своей деятельности от сформированности собственных педагогических свойств;

- ориентироваться в поле педагогических влияний и зависимостей в ходе своей профессиональной деятельности;

- понимать профессиональные требования к своей деятельности, к собственной общепедагогической и профессионально-педагогической подготовленности;

- знать педагогические основы организации своей деятельности, а для начальствующего состава – и управления;

- понимать педагогические влияния различных обстоятельств правоохранительной деятельности и собственных поступков сотрудников и подчиненных, уметь учитывать это обстоятельство в своих действиях;

- уметь сознательно прилагать усилия к тому, чтобы умело пользоваться рекомендациями педагогики при осуществлении антикоррупционного воспитания и других видов педагогических влияний;

- желать совершенствовать свою педагогическую подготовленность.

Начальники органов внутренних дел, начальники структурных подразделений, а также должностные лица, уполномоченные вести воспитательную работу при осуществлении антикоррупционного воспитания должны взаимодействовать с представителями других подразделений органов внутренних дел. Так, значительную помощь в диагностике коррупционных тенденций могут оказать вводимые в практику обязательные исследования фактической морально-психологической обстановки в коллективах органов внутренних дел (приказ МВД России от 30.04.2009 г. № 341 «О безотлагательных мерах по совершенствованию работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации», Приложение, п.10). В соответствии с совместным письмом Департамента собственной безопасности и Управления медико-социальной защиты Департамента тыла МВД России от 23 мая 2007 «Об организации взаимодействия» начальникам медико-санитарных частей, управлений, отделов, отделений, а также отделов и отделений психологического обеспечения в целях недопущения проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели, рекомендовано устанавливать наличие корыстной мотивации при поступлении на службу, при переводе сотрудника на вышестоящую ложность, при формировании резерва для выдвижения на вышестоящую должность. При выявлении коррупционной направленности личности центры психофизиологической диагностики медико-санитарных частей территориальных органов МВД России должны направлять соответствующие результаты исследований в подразделения собственной безопасности с обязательным приложением копий заключений психодиагностического исследования и протоколов специального психофизилогического исследования. В порядке осуществления взаимодействия с Центрами психофизиологической диагностики при получении указанных сведений начальники УСБ (ОСБ) должны принимать необходимые меры оперативного реагирования.

Таким образом, лица, осуществляющие антикоррупционное воспитание, в рамках своей компетенции взаимодействуют с подразделениями морально-психологического обеспечения, подразделениями собственной безопасности, а также иными структурными подразделениями органа внутренних дел, участвующими в разработке и реализации мер по предупреждению и профилактике коррупционного поведения, укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава.

Возможно также и взаимодействие с общественными организациями ветеранов органов внутренних дел (в работе по антикоррупционному воспитанию, а также по гражданскому и профессиональному становлению молодых сотрудников вообще), с творческими союзами, средствами массовой информации, общественными объединениями, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: