Закономерности делового общения

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, УРОВНИ, ТИПЫ

Выделяют 4 уровня принятия решения, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.

Рутинные решения принимаются в соответствии с име­ющейся программой, менеджер должен взять на себя ответственность за начало опpeделенных действий. Трудности здесь могут возникать, если менеджер некомпетентен, неверно трактует имеющиеся ука­зания на ту или иную ситуацию, действует нелогично или проявляет нерешительность. Руководитель, правильно воспри­нимающий ситуацию, делающий верные выводы, разумно действующий и контролирующий последствия, добивается того, чего от него ждут. На этом уровне не требуется творчес­кого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Селективный уровень предполагает, что руководитель оце­нивает достоинства целого круга возможных решений и ста­рается выбрать те действия, которые лучше всего подходят к данной проблеме, являются наиболее эффективными, эконо­мичными.

Адаптационные решения вызывают трудности, так как здесь руководитель ищет новое решение известной проблемы, дол­жен суметь отказаться от привычного, но уже устаревшего подхода к проблеме и выработать творческое решение. Успех руководителя зависит от его личной инициативы.

Инновационные решения наиболее сложны, руководителю необходимо найти способы понимать неожиданные и непред­сказуемые проблемы, и для решения таких проблем требуют­ся новые представления и методы, способность мыслить на новый манер, творчески самому решать проблему, обсуждая и используя творческие идеи других специалистов.

Принятие управленческих решений — сложный мно­гоступенчатый процесс, в котором можно выделить 5 стадий: 1 — изучение проблемы; 2 — выработка идей; 3 — отсев при­менимых идей; 4 — планирование нововведений; 5 — обрат­ная связь и анализ.

Эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации. Выделяют следующие виды коммуникаций:

формальные Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;

неформальные коммуникации (например, канал распространения слухов);

вертикальные (межуровневые) коммуникации: сверху вниз и снизу вверх;

горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;

межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.

Горизонтальные потоки сообщений в организации имеют место чаще, чем вертикальные. Одна из причин состоит в том, что люди более расположены говорить свободно и открыто с равными себе, чем со старшими.

Горизонтальный обмен информацией в этом случае менееподвержен искажениям, поскольку у работников разного уровня взгляды совпадают чаще. Более того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных, идущих сверху вниз, — приказной. Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат главным образом информацию обратной связи о производственной деятельности.

При этом выделяют 4 коммуникативные роли:

1)«сторож» — контролирует течение информации к другому человеку в одной и той же коммуникационной сети (эту роль играют секретари, диспетчеры);

2)«лидер мнений» — способен оказывать влияние на установки и поведение некоторых других людей (влияние неформальным образом);

3)«связной» — связующее звено между группировками в коммуникационной сети;

4)«пограничник» — человек в коммуникационной сети, имеющий высокую степень связи с организационным окружением.

Кодекс делового общения включает следующие принципы:

1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»

3) принцип качества информации — «не ври»;

4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5)«выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нужную мысль»;

7)«умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: