Бюджеты государственных внебюджетных фондов

Состав бюджетной системы РФ

Вопрос 24.Бюджетная система России, ее состав, виды бюджетов. Принципы бюджетной системы России

Обособление бюджетной системы России в бюджетной системе СССР произошло в 90-х гг. с принятием декларации «О государственном суверенитете РСФСР», постановления 1-го съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР», закона РСФСР от 31.10.90 «О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году». Союзный бюджет (единый бюджет Советского союза) был разделен на 3 самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Это закреплено законом 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ».

В налоговой системе произошло разделение налогов на 3 уровня (1991 г. «Об основах налоговой системы РФ»).

1998 г. принятие БК, но вступил в силу 01.01.00.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и госустройстве совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (включены в бюджетную систему государства БК, до этого не являлись составным элементом бюджетной системы).

I. Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ПФ, ФФОМС, ФСС)

II. Бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов РФ

III. Местныебюджеты

Виды бюджетов в бюджетной системе

1.Бюджеты общего значения – универсальные денежные фонды, предназначенные для финансового обеспечения функций органа власти, имеющих общее значение для территории.

Это объясняется широким перечнем источников доходов и широкой функциональной классификацией расходов. Вид бюджета определяется типом АТО, которым управляет орган власти. Бюджеты в зависимости от АТО:

· Федеральный – 1

· Республиканский – 21

· Краевой – 6

· Областной – 49

· Окружной – 10

· Автономной области – 1

· Города федерального значения – 2

· Районный

· Городской

· Городского района или округа

· Закрытые АТО (особенность: взаимоотношения строятся напрямую с Федерацией; органы власти назначаются Федеральным Правительством; особый режим формирования и распределения бюджета; здесь имеются объекты, находящиеся в подчинении Минобороны, Минатома)

Цель создания внебюджетных фондов: перераспределение НД в пользу отдельных социальных групп населения.

Причина возникновения: необходимость выделения социально-важных расходов в отдельные группы и обеспечение их целевыми доходными источниками. Они находятся в федеральной собственности, являются автономными (независимыми) от бюджетов общего значения, строго целевыми.

Государственный внебюджетный фонд (ГВнбФ)– форма образования и расходования денежных средств, образуемая вне федерального и региональных бюджетов, предназначенных для реализации конституциональных прав граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медпомощь.

Имеют собственные бюджеты, которые проходят все стадии бюджетного процесса.

По законодательству их 4: ПФ, ФФОМС, ФСС, ГФЗН (но с 2002 г. он упразднен, его средства находятся в консолидированном бюджете).

3. Консолидированный бюджет (КБ) (новое понятие для бюджетной системы РФ, было введено в 1991, т.к. появилась самостоятельность бюджетов) – это свод бюджетов всех уровней на соответственной территории, предназначенный для расчетов и анализа.

Не утверждается в виде закона, но Минфин обязан составлять отчет об исполнении КБ.

Необходимость введения: т.к. бюджеты получили самостоятельность, а управление территорией требует полной информации о ее финансовых ресурсах, возникает необходимость в дополнительном расчете, чего, например, не было в СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: