Состав бюджетной системы РФ
Вопрос 24.Бюджетная система России, ее состав, виды бюджетов. Принципы бюджетной системы России
Обособление бюджетной системы России в бюджетной системе СССР произошло в 90-х гг. с принятием декларации «О государственном суверенитете РСФСР», постановления 1-го съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР», закона РСФСР от 31.10.90 «О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году». Союзный бюджет (единый бюджет Советского союза) был разделен на 3 самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Это закреплено законом 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ».
В налоговой системе произошло разделение налогов на 3 уровня (1991 г. «Об основах налоговой системы РФ»).
1998 г. принятие БК, но вступил в силу 01.01.00.
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и госустройстве совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (включены в бюджетную систему государства БК, до этого не являлись составным элементом бюджетной системы).
|
|
I. Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ПФ, ФФОМС, ФСС)
II. Бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов РФ
III. Местныебюджеты
Виды бюджетов в бюджетной системе
1.Бюджеты общего значения – универсальные денежные фонды, предназначенные для финансового обеспечения функций органа власти, имеющих общее значение для территории.
Это объясняется широким перечнем источников доходов и широкой функциональной классификацией расходов. Вид бюджета определяется типом АТО, которым управляет орган власти. Бюджеты в зависимости от АТО:
· Федеральный – 1
· Республиканский – 21
· Краевой – 6
· Областной – 49
· Окружной – 10
· Автономной области – 1
· Города федерального значения – 2
· Районный
· Городской
· Городского района или округа
· Закрытые АТО (особенность: взаимоотношения строятся напрямую с Федерацией; органы власти назначаются Федеральным Правительством; особый режим формирования и распределения бюджета; здесь имеются объекты, находящиеся в подчинении Минобороны, Минатома)
Цель создания внебюджетных фондов: перераспределение НД в пользу отдельных социальных групп населения.
Причина возникновения: необходимость выделения социально-важных расходов в отдельные группы и обеспечение их целевыми доходными источниками. Они находятся в федеральной собственности, являются автономными (независимыми) от бюджетов общего значения, строго целевыми.
|
|
Государственный внебюджетный фонд (ГВнбФ)– форма образования и расходования денежных средств, образуемая вне федерального и региональных бюджетов, предназначенных для реализации конституциональных прав граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медпомощь.
Имеют собственные бюджеты, которые проходят все стадии бюджетного процесса.
По законодательству их 4: ПФ, ФФОМС, ФСС, ГФЗН (но с 2002 г. он упразднен, его средства находятся в консолидированном бюджете).
3. Консолидированный бюджет (КБ) (новое понятие для бюджетной системы РФ, было введено в 1991, т.к. появилась самостоятельность бюджетов) – это свод бюджетов всех уровней на соответственной территории, предназначенный для расчетов и анализа.
Не утверждается в виде закона, но Минфин обязан составлять отчет об исполнении КБ.
Необходимость введения: т.к. бюджеты получили самостоятельность, а управление территорией требует полной информации о ее финансовых ресурсах, возникает необходимость в дополнительном расчете, чего, например, не было в СССР.