Вопрос 30. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования

Пенсионный фонд

1-й из ВнбФ, 22.12.90 г. постановлением Верховного Совета РСФСР, введен в действие 01.01.91 г. постановлением Верховного Совета РФ.

Цель: государственное управление финансовым пенсионным обеспечением.

Является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Положение о фонде от 27.12.91 г.Средства находятся в федеральной собственности, не входят в состав др. бюджетов и изъятию не подлежат.

Выплаты:

- пенсии по возрасту

- по потери кормильца

- по инвалидности

- за выслугу лет

- пенсии военнослужащим

- пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет

- пособия одиноким матерям

- пособия на детей, инфицированных ВИЧ

- пособия пострадавшим от Чернобыльской аварии

- материальная помощь престарелым и инвалидам

- финансирование различных программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей

- финансирование расходов на административную деятельность фонда

- пособия на погребение пенсионера

Временно свободные денежные средства вкладываются в ценные бумаги.

Средства формируются за счет:

- Взносы в государственные внебюджетные фонды.

- Ассигнований из ФБ (Пр. чернобыльцам, военнослужащим).

- Добровольных взносов физ. и юр. лиц.

- Средств и доходов от капитализации средств фонда.

Законодательная основа пенсионного обеспечения:

1. ФЗ 2001 г. «О трудовых пенсиях»

2. ФЗ 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении»

3. ФЗ 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании»

Гражданин ежегодно получает выписки с индивидуального лицевого счета о его состоянии (объем накопленных средств и объем средств, отчисленных в страховую часть).

Фонд социального страхования

Действует на основании положения от 12.02.04 г., является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Страхователями для работающего населения являются работодатели. В части отдельных выплат (пособия по беременности и родам) для неработающего населения выплачиваются через органы МСУ.

Средства направляются на выплату:

1. Пособия по временной нетрудоспособности (Пр. в связи с несчастным случаем на производстве, профзаболеванием, беременностью и родам, по уходу за ребенком до 1.5 лет, при рождении ребенка).

2. Социальные пособия на погребение рабочего человека.

3. Оплата путевок на санитарно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также участников ВОВ.

4. Частичное содержание ДЮСШ.

5. Оздоровление детей по федеральной целевой программе.

6. Медицинское социальное профессиональное реабилитационное обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.

7. Мероприятия по обучению и охране труда.

8. Исследовательские работы.

9. Капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений.

10. Выплаты сверх установленных норм, пособий лицам, подвергнувшимся воздействию Чернобыльской АС.

Главный бухгалтер и руководитель предприятия несут ответственность за отчисления в фонд и выплаты пособий нуждающимся гражданам. Работающие граждане получают все выплаты через бухгалтерию, неработающие – через органы социальной защиты мэрии МО.

Фонд обязательного медицинского страхования

1993 г. ФЗ РФ «О медстраховании граждан РФ»: обеспечивает конституциональное право граждан на охрану здоровья и медпомощь в рамках базовой программы (программа обязательного медстрахования в РФ). В ней определяются: объем и условия оказания медпомощи. В рамках обязательной программы разрабатываются территориальные.

Обязательное медстрахование является всеобщим, распространяется на работающих граждан с момента заключения с ними (предприятием) трудового договора. Для неработающих страхователями являются органы власти.

Обязательное медстрахование гарантирует объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи всем гражданам РФ.

Тарифы на услуги медучреждений определяются по соглашению между страховыми медорганизациями, органами исполнительной власти и профессиональными медассоциациями.

Дополняет обязательное медстрахование добровольное.

ФОМС действует на основании положения от 24.02.93 г., создается Правительством РФ на федеральном уровне – Федеральный ФОМС (ФФОМС), на региональном уровне правительствами субъектов РФ – Территориальные ФОМС (ТФОМС).

Средства образуются за счет:

1. Взносы в государственные внебюджетные фонды

2. Бюджетных ассигнований на финансирование здравоохранения в части неработающего населения.

3. Средства от государственных и общественных организаций.

4. Личные средства граждан.

5. Безвозмездные благотворительные взносы.

6. Доходы от ценных бумаг.

7. Кредиты кредитных организаций.

Участники обязательного медстрахования:

1. Страхователи (предприятия, органы власти): отчисляют страховые взносы в фонд.

2. Страховщики – страховые медорганизации – юр. лица, осуществляющие на профессиональной основе медстрахование при получении лицензии (не входят в ситему здравоохранения).

3. Медучреждения (система здравоохранения), оказывающие медпомощь.

Между страховыми медорганизациями и медучреждениями заключается договор, где указываются обязанности сторон. Каждый гражданин, в отношении которого заключен этот договор, получает страховой медицинский полис.

Гражданин имеет право выбора:

1. Медорганизации

2. Врача

3. Страховой медорганизации

4. Получения медпомощи на всей территории РФ

5. Предъявления иска медучреждению по возмещению причиненного по их вине вреда здоровью.

Страховщик осуществляет контроль за выполнением договора, проводит экспертизы лечебных дел, принимает меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан, участвовавших в аккредитации медучреждения, предъявляют в судебном порядке иск к медучреждению или медработнику о возмещении ущерба больному (расходы страховой организации переносятся на медучреждение).

Доходы медучреждения в рамках обязательной программы налогом не облагаются.

ТФОМС финансирует медорганизации на основании договоров по нормативам. По окончанию года определяется финансовые результаты проведения обязательного медстрахования, если прибыль (доходы > расходов) -> на пополнение резервов и доходов страховых медорганизаций.

ФФОМС обеспечивает выравнивание медстрахования на всей территории РФ (объема и качества медпомощи) и финансовую устойчивость обязательного медстрахования. Это достигается путем перераспределения средств в форме субвенций территориальным фондам, у которых собственные доходы не покрывают расходы по программе обязательного медстрахования (большинство территорий сейчас убыточны).

Вопрос 31. Понятие, необходимость и сущность кредита.

Кредит выражает совокупность экономических отношений, возникающих по поводу использования в обороте временно свободных денежных средств. Непрерывный кругооборот капитала в процессе производства приводит к возникновению потребности в деньгах, которая определяется необходимостью осуществления затрат на подготовку производства, его организацию, а также реализацию произведённых товаров, работ, услуг.

Потребность в деньгах имеет неравномерный характер. Часть денежных средств может временно оставаться свободной у одного субъекта экономических отношений, потребность в деньгах у другого может превышать объём находящихся в его распоряжении денег. Поэтому кредит – это важная форма расширения предложения денег в экономике.

Для того чтобы деньги постоянно находились в обороте и обслуживали процесс воспроизводства, необходимо их перераспределение между субъектами рынка. Такое перераспределение происходит на основе предоставления денег взаймы на определённых условиях или принципах, стимулирующих, с одной стороны, мобилизацию денежных средств через формирование ссудного фонда, а с другой стороны, их эффективное использование и возврат. Перераспределение денег в данном случае не приводит к смене их собственника.

Деньги являются материальной основой кредита, его субстанцией. Однако кредит является более сложной экономической категорией, базирующейся на движении ссудного капитала. Деньги используются при немедленной оплате товаров, работ, услуг в момент совершения товарной сделки. Кредит позволяет приобрести товары, работы и услуги с рассрочкой платежа. Тогда один из участников сделки становится должником, или ссудозаёмщиком, а другой – кредитором, или заимодавцем. Следует отметить, что рассрочка платежа фактически может означать предоставление в кредит товаров, а не денег, но участники такой операции выступают в качестве кредитора и заёмщика, а её завершением служат денежные расчёты, аналогичные по содержанию расчётам за кредит.

Первоначально деньги взаймы предоставляли ростовщики – лица, оказывающие услугу по предоставлению имеющихся у них денег взаймы за определённую плату – под проценты. Ростовщический капитал – это спекулятивный капитал, накопленный в сфере обращения и ставший основой ссудного капитала. Ссудный капитал – это денежный капитал, привлекаемый и размещаемый на ссудной основе. Профессиональными кредиторами становятся банки, привлекающие деньги под проценты и размещающие их за плату. Прибыль банков образуется как разница между полученными и выплаченными процентами

Место и роль кредита в экономической системе общества определяется прежде всего выполняемыми им функциями как общего, так и селективного характера. Необходимо отметить, что рассматриваемые функции относятся к кредиту в целом как к экономической категории и могут не всегда совпадать с функциями конкретных кредитных организаций, деятельность которых зачастую определяется текущими факторами конъюнктурного характера.

Вопрос 32. Основные принципы кредитования.

Кредитные отношения в экономике базируются на определённой методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались ещё на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательствах.

К основным принципам кредитования можно отнести:

1. Возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заёмщиком. Он находит своё практическое выражение в погашении конкретной ссуды путём погашения соответствующей суммы денежных средств на счёт предоставившей её кредитной организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности.

2. Срочность кредита. Отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заёмщика время, а в точно определённый срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заёмщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке – предъявления финансовых требований в судебном порядке. Частичным исключением из этого правила являются так называемые онкольные ссуды, срок погашения которых в кредитном договоре изначально не определяется.

4. Платность кредита. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заёмщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счёт его использования прибыли между заёмщиком и кредитором.

5. Обеспеченность кредита. Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заёмщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Особенно актуален в период экономической нестабильности.

6. Целевой характер кредита. Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заёмщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента.

7. Диверсифицированный характер кредита. Этот принцип определяет диверсифицированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заёмщиков. Практическая реализация его может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: