Консультативные заключения

Суд может по просьбе Комитета министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

Решение Комитета министров запросить консультативное заключение Суда принимается большинством голосов.

Просьбы о вынесении консультативных заключений рассматриваются Большой Палатой, чьи заключения выносятся большинством голосов. Каждый судья вправе в качестве приложения к заключению либо изложить свое особое мнение, выводы которого совпадают или расходятся с постановлением, либо только указать на наличие особого мнения.

Судопроизводство в ЕСПЧ. Критерии приемлемости дел. Состязательность. Вынесение решений по существу.

Если человек, в том числе российский гражданин, стал­кивается с нарушением своих прав из числа предусмотренных Конвенцией и не находит должной защиты на национальном уровне, он может обратиться в Страсбургский суд. Для успешного участия в процессе ему необходимо знать регламент Евро­пейского суда.

1. Заявитель не имеет права параллельно обращаться в дру­гие международные органы. Уже в первоначальной жалобе дол­жно быть указано, что обращений в другие международные органы (например, в Комитет по правам человека ООН) подан­ному делу не было. В то же время заявитель одновременно с обращением в Европейский суд вправе аппелировать более вы­соким национальным инстанциям.

2. Суд компетентен рассматривать только те дела, в которых речь идет о нарушениях прав, гарантированных Конвенцией. Это означает, что заявитель обязательно должен ознакомиться с текстом Конвенции и каталогом содержащихся в ней и в при­ложенных Протоколах прав и свобод.

3. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внут­ренние средства правовой защиты

По отношению к судебной системе России Страсбургский суд считает достаточным прохождение дела в двух инстанциях — в суде низового звена (районном, городском, межмуниципальном или равном ему) и вышестоящем суде. Европейский суд сам в каждом конкретном случае определяет, были ли использова­ны заявителем все возможные средства защиты.

4. Европейский суд не вправе отменить приговор или реше­ние национального суда. Равным образом он не вправе отме­нять правовые нормы и акты внутреннего законодательства! Европейский суд не является вышестоящей инстанцией по от­ношению к национальной судебной системе. Европейская кон­венция — это международный договор, который не наделяет Суд компетенцией давать обязательные указания относительно законодательной, управленческой или судебной деятельности государств-участников. Защита прав и свобод, гарантированных Конвенцией, — это прежде всего задача самих государств-участников. Роль же Европейского суда субсидиарна, т. е. носит до­полняющий характер. Государства скорее добровольно применяют законодательные и иные меры, целесообразность которых логически следует из решения Суда. В случае призна­ния нарушения права Суд налагает на государство-ответчик сан­кцию, т. е. обязанность возместить потерпевшему материальный ущерб и моральный вред, исчисляемые в денежном выражении. Государство вынужденно корректировать свое законодательство и судебную практику, стремясь избежать иногда весьма ощути­мых финансовых потерь.

Заявитель лично должен быть «жерт­вой нарушения». Иными словами, жалоба, в которой заявитель обжалует нарушение прав другого лица, не будет признана при­емлемой. Даже если жалоба подается группой частных лиц, каж­дое из них должно доказать наличие ущерба, причиненного лично ему. Физическое лицо не может подавать жалобу на дей­ствия частного лица или компании.

Ответчиком по индивидуальной жалобе может быть толь­ко конкретное государство — участник Конвенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: