И управления Беларуси в период образования государственности

Общественно-политический строй и система органов власти

в 1Х-ХШ вв. (Полоцкое, Турово-Пинское княжества)

Классовая структура общества в период 1Х-ХИ вв. еще четко не опре­делилась: шло формирование двух основных классов - феодалов и фео­дально зависимых людей. К этому времени сложились следующие соци­альные группы: князья, бояре, духовенство, сильные мужи, купцы, а также

5
ремесленники, простые люди, служанины, крестьяне, холопы, челядь и др. Феодально зависимое население было обязано уплачивать подати или дань и выполняло различного рода повинности (подводную, мостовую, дорож­ную, сторожевую) в пользу феодала или государства.

В начале данного периода термина «государство» не существовало: употреблялись термины «земля», «город», «княжество» (под городом под­разумевался замок феодала и близлежащие поселения подданных). Каждая «земля» имела свой политический центр - стольный город. В это время преобладали мелкие государства-княжества, они объединялись под про­текторатом более сильных княжеств или сливались с ними как на основе добровольных соглашений, так и по принуждению. По форме правления они представляли собой монархию, по типу государственного устройст­ва - унитарное государство.

Высшими органами были князь, совет или дума (рада), вече (сейм). Князь выступал в качестве главы государства и дворцовой администра­ции. Он имел право решать все вопросы, важнейшие из которых (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) ему полагалось решать толь­ко после обсуждения в совете или на вече. Это свидетельствует о том, что власть монарха была ограниченной. К тому же ему надлежало учитывать мнение православной церкви - епископа, игумена. Он не имел права судить единолично и не был наделен полномочиями издания новых законов.

Возведение князя на престол происходило по-разному. Чаще всего на престол избирался один из наследников, но считалось в порядке вещей также и приглашение кандидата на этот пост со стороны. Вступление князя на пре­стол проходило в соответствии со специально разработанным ритуалом. Процедура предусматривала принятие князем присяги, по которой он давал обещание охранять территорию и защищать интересы подданных, соблюдать сложившиеся традиции. Условия вступления князя на престол закреплялись в договоре. Такой политический режим следует считать демократическим.

Княжеская рада не имела постоянного состава. Князь мог приглашать на совещание всех, кого желал, но ему не позволялось игнорировать мнение наиболее влиятельных лиц в государстве. Если бы подобное случилось, то принятое совещанием решение не могло бы считаться обязательным для мо­гущественных лиц государства. При отсутствии князя все руководство госу­дарственными делами сосредоточивалось в руках членов рады. Но любое от­ветственное решение все-таки подлежало обсуждению также и на вече. Сле­довательно, и на вече членам рады отводилась главенствующая роль.

Вече (сейм) - наиболее древний орган государственной власти. Оно возникло одновременно с государством у всех древних славянских народов. Словами «вече», «снем», «сейм» или «сойм», а позже «копа», «купа» обозна­чалось всякое собрание народа. Вече созывалось в определенном месте, чаще всего на торговой площади, возле церкви. Его полноправными участниками считались только свободные главы семейств. Для признания кворума доста-


точным требовалось присутствие не просто большинства населения, но при этом самой влиятельной его части. Круг рассматриваемых вопросов заранее не определялся. Наиболее важными вопросами считались распределение по­винностей и налогов, избрание или изгнание князя, решение вопросов войны и мира, организация ополчения и обороны, рассмотрение важных судебных дел, обсуждение состояния международных отношений.

Функции органов управления исполняли специальные должностные лица. Посадник являлся наместником князя. Он избирался на вече. В его обязанности входило вместе с князем судить виновных, участвовать в раз­работке проектов важных решений, в том числе договоров, старшинство­вать на вече, замещать князя во время его отсутствия.

Тысяцкий также избирался на вече или назначался князем на неопреде­ленный срок. В военное время он командовал ополчением, в мирное следил за поддержанием порядка в городе, а также руководил торговыми делами.

Подвойский следил за исполнением решений вече и распоряжений князя. Он возглавлял княжескую дружину.

Хозяйственными делами в государстве ведали ключник и тивун. Они же управляли и некоторыми судебно-административными делами.

Функции дворцово-вотчинных органов, которые обслуживали теку­щие потребности князя и его приближенных непосредственно в замке, вы­полняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские.

В отдаленных местностях земель действовали местные органы власти в лице наместников, волостелей, старцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: