Речь Посполитая в хуп-хуш веках, ее государственно-политический строй. Конституция Речи Посполитой

Статуты Великого княжества Литовского 1529,1566,1588 годов, их основное содержание

Самым значимым событием в развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI веке являются разработка и принятие Стату­тов 1529, 1566 и 1588 годов. В это время начинается второй период в раз­витии права - статутный период.

25


Работа по подготовке Статута 1529 года велась на протяжении ряда лет. Он появился на свет во вре*мя правления великого князя Жигимонта I Старого. Составители Статута не придерживались системы кодификации, принятой в римском праве, а разработали свою. В ее основу были положе­ны новые принципы: суверенность державы (наперекор средневековому космополитизму), единство права, приоритет писаного права.

Статут состоял из 13 разделов и 244 статей. Позже в связи с дополне­ниями количество статей увеличилось до 283. Документу свойственен подход к проблемам в духе гуманизма. Так, в статье.7 раздела I провоз­глашалось положение о том, что никто не должен отвечать за чужую вину, а уголовное наказание должно назначаться только лицам, вина которых ус­тановлена законом. При этом свободного человека за допущенную про­винность никто не имел права отдавать в вечное рабство.

Содержание Статутов 1566 и 1588 годов свидетельствует о расцвете феодальной демократии, зарождении новой формы правосознания. Закреп­ленные в них прогрессивные положения и принципы дают основания по­лагать, что в период начиная с XVI века стала последовательно прово­диться в жизнь идея установления в ВКЛ правового государства.

Для Статутов 1566 и 1588 годов в более выраженной форме были свойственны гуманистические тенденции по сравнению с тем, как они бы­ли обозначены в Статуте 1529 года. Так, по Статуту 1566 года возраст уго­ловной ответственности устанавливался уже не с семи, а с 14 лет. На про­стых людей распространялось право избирать великого князя. По Статуту 1588 года возраст наступления уголовной ответственности повышался до 16 лет. Здесь же невольное состояние ограничивался лишь одним источни­ком - попаданием в плен. Более того, Статут 1588 года предписывал впредь называть челядь невольную «дворовой челядью», а лиц, ранее име­новавшихся челядью" невольной, наделить землей и перевести в разряд крестьян «отчиев».

В нормах государственного права, изложенных в Статуте 1588 года, были закреплены не только основы феодального общественного строя, но и зарождавшиеся нормы буржуазного права. Так, провозглашалось фор­мальное буржуазное равенство всех перед законом, хотя сам закон не был равен для всех, простым людям (нешляхтичам) запрещалось занимать должности в государственном аппарате, принимать участие в работе сей­мов, и их участие в политической жизни ограничивалось только местными волостными делами.

Гражданское право в Беларуси складывалось под воздействием раз­вивавшихся товарно-денежных отношений и выглядело противоречивым, ибо в нем в XVI веке соединялись как феодальные нормы (например, не­признание за крестьянами права собственности на землю), так и нормы, свойственные буржуазному праву (договоры купли-продажи, займа, зало­га, аренды, обязательства по найму работников, наследственное право).


Уголовное право во второй половине XVI века было достаточно раз­работанным. В Статуте 1588 года наряду со старыми нормами встречаются нововведения. Так, оставляя в силе коллективную ответственность, кото­рая являлась удобным средством принуждения феодально зависимых кре­стьян и установления среди них круговой поруки, этот документ уже сде­лал попытку ограничить ответственность за чужую вину и провозглашал принцип наказания только виновного лица.

В Статуте 1566 года была сделана также попытка сформулировать идею презумпции невиновности. Правда, эта норма не распространялась на простых людей. Но уже спустя почти 20 лет в Статуте 1588 года появилась ссылка на то, что данное правило касается и простолюдинов.

В Статутах выделялись уже виды преступлений - особо опасные («ре­чи кровавые, где о горле идеть») и менее опасные («речи меньшие, некро­вавые, где о горле не идеть»). К первому виду относились такие преступ­ления: убийство, разбой, поджог, изнасилование, государственная измена и др., ко второму - кража неквалифицированная, наезды без убийства, ос­корбление лица и др.

Брачно-семейное право отличалось многими прогрессивными нова­циями. В рассматриваемый период эти отношения регулировались светским писаным правом, а не только церковным и обычным. Так, светское право за­трагивало вопрос о причинах расторжения брака (например, из-за кровного родства), расширялись права субъектов брачно-семейных отношений.

По Статуту 1529 года брачный возраст устанавливался для мужчин начи­ная с 18 лет, для женщин - с 15 лет. По Статуту 1588 года эта планка была по­нижена для девушек до 13 лет. Главными условиями законности брака счита­лись отсутствие кровного родства до четвертого поколения и свояцтва до третьего включительно, отсутствие первого нерасторгнутого брака.

Военное право по Статуту 1588 года выглядело довольно суровым. Так, в статье 18 «О наездах на домы и на гумна шляхетские» раздела вто­рого «О обороне земской» констатировалось, что в случае, если кто-либо на войне или при следовании к месту расположения войск совершал напа­дения на жилые дома или приусадебные строения, причинял вред «ставам и сажовкам» или приносил иной убыток «духовным или светским станам» и тем бодее кого-либо убил, ранил или в отношении кого угодно совершил насилие, то «тогды тот маеть за слушным доводом горлом каран быти».

1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей, согласно которому в Европе появилось новое конфедеративное многонациональное государство - Речь Посполи-


тая. Это период социально-сословной поляризации общества. Особенно воз­высилась шляхта ВКЛ, которая с 1696 г. окончательно уравнялась в правах с польской: «Генриковские артикулы (статьи)» полностью узаконили систему шляхетской демократии во всех землях и провинциях, что входили в Речь Посполитиую. Ополячивание господствующего класса на белорусских зем­лях привело во второй половине XVII в. к упадку белорусской культуры и государственности;, к угрозе уничтожения белорусского этноса.

Довольно привилегированное положение продолжало занимать духо­венство. Однако между статусами католического и православного духо­венства имелись значительные отличия. В высшем органе власти, Сенате, было представлено только католическое духовенство.

И только социальная структура крестьянства оставалась такой же, как в XVI в. Общими тенденциями для всех групп феодально-зависимого населения был рост прямых и косвенных повинностей и уменьшение их земельных наде­лов. К концу XVI в. в Великом княжестве Литовском окончательно оформилось крепостное право. Крепостной стал объектом залога, купли-продажи. Крестьяне очутились на самой низкой ступени феодального общества.

Определенные изменения произошли в статусе городов. Начало воз­никать мануфактурное производство. Развивалось дальше ремесленное производство, торговля. Центральной фигурой в торговле стал горожанин-купец. Мещане, жители городов, добились более решительных действий в отстаивании установленных ранее сословных прав и привилегий.

Социально-экономическая структура общества в этот период остава­лась без кардинальных изменений, по-прежнему сохранялся феодально-крепостной строй.

После Люблинской унии государственно-политическое устройство Речи Посполитой оставалось таким же, как и при персональной унии до 1569 г.

Законодательная власть в стране принадлежала Вальному Сейму,

Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы (палаты депутатов). Высшей палатой сейма являлся Сенат. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхи ка­толического духовенства, воеводы и каштеляны. Количество сенаторов доходило до 150 человек.

Низшей палатой сейма была Посольская изба. В нее входили предста­вители (послы - депутаты) от шляхты отдельных уездов или земель кон­федеративного государства, а также в небольшом количестве депутаты от мещан наиболее важных городов. Со временем Посольская изба стала главной частью Сейма.

Вальный сейм созывался королем Речи Посполитой через 2 года в Варшаве, а с 1673 каждый третий сейм - в Городне. На совместных засе­даниях Сената и Посольской избы заслушивался отчет правительства о своей двухлетней деятельности и рассматривались предложения о даль­нейшей работе. Разработанные и утвержденные королем постановления сейма приобретали силу законов.


Компетенция Вальных сеймов Речи Посполитой была широкой: сейм имел право решать любые вопросы государственного управления и зако­нодательства: избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и за­ключение мира, установление налогов для шляхты на случай ведения вой­ны и другие. Однако для принятия решения по тому или другому вопросу на сейме требовалось единогласное его одобрение. Поэтому многие реше­ния сейма были сорваны (с 1652 по 1764 гг. из 55 сеймов решения 42 были сорваны наложением «вето»). Правда, в отдельных случаях, чтобы избе­жать срыва сейма наложением «вето», депутаты объявляли свой сейм кон­федерацией (своеобразным съездом единомышленников шляхты), и тогда решения принимались простым большинством голосов.

После Вального сейма депутаты созывали по уездам так называемые релятийные сеймики, на которых делали отчеты перед своими избирателя­ми о работе сейма и своей деятельности на его сессиях. Каждый сеймик в отдельности оставлял за собой право принять свое решение по постанов­лениям сейма.

Во главе исполнительней власти Речи Посполитой стоял король, с конца XVI в. - избираемый.

По закону король имел право созывать Вальный сейм; он назначал долж­ностных лиц на правительственные должности, вел отношения с зарубежными странами, посылал и принимал послов; от имени короля вершилось правосу­дие и др. В своей деятельности король отвечал перед Бальным сеймом, шляхта могла отказаться от подчинения королю и выступить против него. Обеспечи­валась полная свобода шляхты при избрании короля.

Вместе с тем Великое княжество Литовское после унии сохранило свою государственность. ВКЛ и Польша, хотя и имели совместный сейм и со­вместного короля, остались отдельными единицами с отдельными права­ми. В Великом княжестве Литовском сохранились свои порядки и особен­ности, свое законодательство и своя судебная организация, свой админист­ративный аппарат, титул князя ВКЛ и государя, а также армия.

Более того, в 1581 г. создается, а с 1582 г. начинает действовать Главный трибунал ВКЛ. Но наилучшим свидетельством государственной независимости ВКЛ стало принятие свода законов, который получил название Третьего литов­ского статута (Статут ВКЛ 1588 г.). В этом юридическом документе ни разу не упоминается про акт Люблинской унии. Согласно этому своду законов ВКЛ ос­тавалось самостоятельным государством не только с новым законодательством, но и со своим государственным аппаратом, армией, финансами, территорией. В соответствии со статутом 1588 г. шляхта Польского королевства не имела юри­дического права приобретать в собственность земли в границах ВКЛ и занимать в нем государственные должности.

Таким образом, конкретно-исторический материал свидетельствует о том, что государственно-правовые связи между ВКЛ и Польшей после 1569 г. строились не на основе акта Люблинской унии, а на условиях, которые предусматривали обособленность обоих государств при одном госу­даре и одном парламенте (сейме). Вместе с тем это объединение родило и новое государство - Речь Посполитую.

В середине XVIII в. в Речи Посполитои развернулась острая полити­ческая борьба сторонников реформ государственного строя с реакционны­ми кругами католического духовенства и крупными феодалами. Особенно остро развернулась религиозная борьба против засилия католического ду­ховенства и притеснения православных.

Сейм Речи Посполитои подготовил в феврале 1768 г. договор с Росси­ей о предоставлении свободы исполнения религиозных культов и некото­ром уравнивании в правах некатоликов с католиками. На сейме 1768 г, был принят закон «Кардинальные права», который закрепил непоколебимость свободного применения «вето», сохранение шляхетских привилегий и не­допущение реформ Государственного строя.,..,.

В 1768 году горячие сторонники «золотой» шляхетской вольности ор­ганизовали в г. Бары (Украина) конфедерацию католиков, которая призва­ла к борьбе за отмену равноправия с православными и протестантами. Их поддержала Турция, которая начала войну с Россией. Использовав мо­мент, Австрия в 1769-1770 гт. оккупировала часть Польши и Украины, а Пруссия - северо-западную часть Польши и предложила России заключить договор о совместном разделе Речи Посполитои. По первому разделу (1772 г.) к России отошла восточная Беларусь. По наказу Екатерины II от 28 мая 1772 г. эта территория была включена в две вновь созданные губернии: Псков­скую и Могилевскую.

С 60-х годов ХУШ столетия в стране началось экономическое ожив­ление. Усиливалась роль городской буржуазии. Требовались законы, кото­рые бы расширяли ее права. В 1775 г. были изданы законы, которые позво­ляли белорусским мещанам приобретать феодальные поместья, а шляхте -заниматься предпринимательской деятельностью и торговлей. Значитель­ной части богатых мещан присвоено звание шляхты.

Сближение шляхты с буржуазией содействовало образованию в поли­тической борьбе единого блока прогрессивной части шляхты и буржуазии, который получил название «патриотической партии». Главной целью пат­риотов стало укрепление государственной власти Речи Посполитои, содей­ствие буржуазным реформам в стране. Именно по инициативе членов пат­риотической партии в 1788-1792 годах работал так называемый Четырех-годичный сейм, объявивший себя конфедерацией и принимавший все ре­шения большинством голосов.

Преобразование государственного строя Речи Посполитои Четырех­годичный сейм начал с изложения основных принципов конституционного строя в принятых в январе 1791 г. «Кардинальных правах». Этот документ по своей сути был декларацией о принципах существования Речи Поспо­литои как самостоятельного суверенного, независимого государства.

Приняв законы, укрепившие положения прогрессивного блока шлях­ты и буржуазии, Четырехгодичный сейм сделал следующий, особенно важный шаг: 3 мая 1791 г. был принят закон о правительстве, который во­шел в историю как Конституция Речи Посполитои. Конституция состояла из преамбулы и 11 разделов = Господствующей религией в государстве объ­являлась католическая вера. Представителям других религий гарантирова­лась свобода выполнения религиозных обрядов. За шляхтой сохранились все политические и экономические права и ее верховенство в жизни стра­ны. В раздел третий полностью вошел закон о городах, который наделял мещан политическими правами, уравнивая их по многим позициям со шляхтой. Тем самым конституционно закреплялись права буржуазии. Кре­стьяне оставались в крепостной зависимости. Был провозглашен демокра­тический принцип разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную (раздел V).

По новой конституции, законодательная власть принадлежала посто­янно действующему сейму, состоящему из двух палат: палаты депутатов (Посольская изба) и палаты сенаторов (Сенат).

Отменялся принцип «либерум вета», запрещалось образование конфе­дераций.

Исполнительная власть принадлежала правительству Речи Посполи­тои, которое возглавлял король. В правительство входили также руководи­тель католической церкви - примас и 5 министров: полиции, внутренних дел, иностранных дел, военный министр, министр финансов.

Министров назначал король. Выборность короля отменялась, уста­навливалась наследственность трона одной династии.

Король наделялся широкими полномочиями: он являлся высшим распо­рядителем вооруженных сил, назначал и освобождал должных лиц органов го­сударственного управления. Фактически конфедерация была преобразована в федерацию. По Конституции 3 мая 1791 г. форма управления Речи Посполи­тои - конституционная монархия, форма государственного устройства - уни­тарное государство, политический режим - демократический.

Существенно изменялись структура и характер деятельности судеб­ных органов. Устанавливался принцип осуществления правосудия только судом. Все суды по-прежнему оставались сословными.

Конституция 3 мая 1791 г. для своего времени имела прогрессивное значение, однако ее положения не были введены из-за их неприятия реак­ционной польской шляхтой, которая объявила 19 мая 1792 г. Торговит-скую конфедерацию, признала деятельность Четырехгодичного сейма не­законной и восстановила старошляхетские права, одержав победу при по­мощи 100-тысячной русской армии, направленной по просьбе торговитчан царским правительством 18 мая 1792 г. Военный разгром Речи Посполитои привел к ее второму разделу. В январе 1793 г. Пруссия договорилась с Рос­сией об отделении от Речи Посполитои части территории. К России ото-


шла центральная часть Беларуси с городами Минск, Борисов, Слуцк, Пинск, Мозырь и отдельные районы Западной Украины.

В 1794 г. в Кракове вспыхнуло восстание, в котором приняли участие мещане, шляхта и некоторая часть крестьян. Возглавил восстание уроженец Беларуси Тадеуш Костюшко. Восстание потерпело поражение и дало возмож­ность захватить всю территорию Речи Посполитой и поделить ее в 1795 г. К России отошла Западная Беларусь, Литва, Курляндия и часть Западной Украи­ны. Речь Посполитая как государство перестала существовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: