Политические системы европейских стран

Если в США главным действующим лицом в политике является президент, то в Европе (за исключением Франции)— глава правительства. Если в США президент сам подбирает глав министерств и формирует кабинет министров, то в западноевропейских странах этим занимаются парламенты. В этом, пожалуй, и состоит главное отличие президентских республик от парламентских, которые основываются на принципе верховенства представительской власти над исполнительной.

Рассмотрим прерогативы и функции парламентов в парламентских республиках:

формирование правительства. Оно осуществляется партией или коалицией партий, победившей на выборах;

— поддержка деятельности правительства (исполнительной власти) в форме принятия законов, утверждения программ, голосования за доверие;

формирование бюджета и контроль над его исполнением;

— контроль над исполнительной властью (за текущей деятельностью правительства);

— право деятельности парламентской оппозиции по критике правительственного курса (санитарные функции);

— право законодательной деятельности;

— право ратификации международных договоров;

— право внесения изменений и дополнений в конституцию страны.

Характерной особенностью европейских парламентов является подразделение их составов на партийные фракции, которые проявляют достаточную самостоятельность по отношению к «породившим» их политическим партиям. Это объясняется с одной стороны составом фракций: ведь в парламент проходят, как правило, наиболее влиятельные партийные боссы; с другой стороны члены парламентских фракций (особенно в тех случаях, когда выборы проводились по мажоритарной системе) оказываются перед необходимостью представлять интересы избирателей округа (а потом уже свои партийные интересы).

Фракционная борьба сильно осложняет работу парламента. Ведь за правительственные решения могут не проголосовать даже представители «своих» фракций. Но это бывает, как правило, при решении текущих проблем. По кардинальным вопросам формирования, доверия правительству партийная дисциплина и солидарность просматриваются довольно четко.

Структура парламентов включает не только партийные фракции. В 10-ти из 18-ти западноевропейских стран имеются двухпалатные парламенты.

В ФРГ, Швейцарии, Австрии и Бельгии это объясняется федеративным принципом построения государства, хотя роль второй палаты в этих странах различна.

В Бельгии и Швейцарии вторые палаты только представляют субъекты федераций (регионы, кантоны), но и на равных основаниях с первыми палатами формируют правительства и ведут законодательную деятельность.

В ФРГ и Австрии Бундесрат и Федеративный Совет только представляют субъекты федерации (земли) и имеют законодательные функции.

Мы рассмотрели структуру и функции парламентов западноевропейских стран, имеющих федеративное устройство. Таких стран всего четыре. Остальные 14 государств являются унитарными. Однако и в некоторых унитарных странах Европы существуют вторые палаты парламентов, имеющие функцию, если не представления интересов субъектов федерации, то хотя бы — интересов регионов. Среди таких стран — Испания, Италия, Ирландия, Нидерланды, Франция.

Только в одной стране — Великобритании — осталась палата парламента, формируемая из знати (палата лордов).

Во всех остальных странах члены парламентов избираются на прямых или непрямых выборах (например, в парламент земель) или делегируются субъектами федерации.

Своеобразна структура парламентов Норвегии и Исландии. Избиратели там выбирают делегатов в однопалатные парламенты. Но на первом заседании парламенты преобразуются в двухпалатные путем выделения четверти (Норвегия) и трети (Исландия) депутатов в отдельные палаты, равноправные с палатами большинства. В случае разногласия между палатами, они собираются вместе и действуют как одна. Смысл такого достаточно условного разделения — обеспечить принцип двойного контроля над принятием законов и важных политических решений.

Таким образом, вторые палаты парламентов создаются с целью либо представлять интересы субъектов федерации или исторических областей либо для осуществления двойного контроля законопроектов, либо сохраняются как реликт (Великобритания).

Более значимой является та палата, которая избирается всеобщим голосованием (обычно нижняя).

Исполнительная власть в парламентской республике (или монархии) считается как бы продолжением парламента и работает в тесном взаимодействии с ним, точнее с парламентским большинством. Премьер министр и правительств несут ответственность за разработку и осуществление политической программы, подготовку и исполнение бюджета, законодательные инициативы и оперативное руководство страной. Парламентское большинство обеспечивает поддержку политике правительства, уточняет и дорабатывает его программу и бюджет, принимает законы и постановления, придающие легитимность действиям исполнительной власти.

Функции оппозиции заключаются в критике правительства и парламентского большинства, выдвижении альтернативных программ и предложений. Иногда она договаривается с правительством об оказании поддержки и даже о создании нового парламентского большинства со своим участием.

Взаимоотношения парламента и правительства в парламентских демократиях строится на следующих принципах:

— право парламента отправить правительство в отставку путем выражения вотума недоверия;

— право роспуска парламента правительством с согласия главы государства;

— право правительства выступать с законодательными инициативами;

— право совмещать депутатский мандат с министерской должностью (компатибилитет).

Несколько отличается от парламентской и президентской республики политическая система Франции. Она совмещает в себе черты как первой, так и второй.. По конституции 1958 года, провозгласившей так называемую пятую республику, политическая система Франции представляет собой президентско-парламентскую республику. С одной стороны здесь расширены полномочия президента, в том числе как арбитра публичных властей, как гаранта конституции и национальной независимости, соблюдения международных договоров Франции. Президент республики (а не парламент) назначает премьер-министра и других членов правительства, он является верховным главнокомандующим. Он может вернуть в парламент законы для их нового обсуждения. Президент может, минуя парламент, передать на референдум любой законопроект. Президент имеет право роспуска национального собрания (см. табл. 6).

Таблица 6. Взаимоотношения парламентов и правительств в парламентских демократиях[34]

Страны Совместимость депутатского мандата с правительственной должностью Право правительства на законодательную инициативу Возможность роспуска парламента правительством Возможность роспуска правительства парламентом
Великобритания + + + +
Германия + + - +
Италия + + + +
Франция - + - +
Бельгия + + + +
Нидерланды - + + +
Люксембург + + + +
Швеция + + - +
Норвегия + + - +
Дания + + + +
Финляндия + - - +
Исландия - - - +
Австрия + + + +
Швейцария - - - -
Испания + + + +
Португалия + + - +
Греция + + + +
Ирландия + + + +

Все это черты президентской республики. Но в то же время правительство, хоть и формируемое президентом, несет ответственность перед парламентом. Если национальное собрание не одобрит программу правительства, последнее должно будет уйти в отставку. Это черта парламентской республики. Такое совмещение черт предпринято для обеспечения большей политической стабильности, более оперативной работы как законодательной, так и исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля.

1. По каким признакам различаются политические системы?

2. Какие документы характеризуют политическую систему общества?

3. Какова структура и функции законодательной власти США?

4. Каковы взаимоотношения законодательной и исполнительной властей?

5. Каковы функции президента США?

6. Как осуществляется судебная власть в США?

7. Разъясните систему американского федерализма?

8. Какие режимы функционирования американской политической системы вы можете назвать?

9. В чем отличие президентской и парламентской системы правления?

10. Каковы функции парламентов?

11. Какова структура (состав) европейских парламентов?

12. Какую роль играют вторые палаты парламентов?

13. Каковы принципы взаимоотношений парламента и правительства

14. Как работает исполнительная власть в парламентской республике?

15. Перечислите страны Западной Европы, имеющие федеративное

устройство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: