Беларусь в период попыток проведения реформ (1954-1964 гг.)

После смерти Сталина и осуждения культа личности пришел период «хрущевской оттепели», определенной демократизации общественной жизни, повышения роли Советов, расширения прав союзных республик.

60
К ведению республики были отнесены такие вопросы, как установление областного деления, руководство строительством путей сообщения, транс­портом, предприятиями связи республиканского значения, принятие зако­нодательства о судебном строе и судопроизводстве, гражданского и уго­ловного законодательства.

Эти изменения коснулись и высших органов государственной вла­сти. Увеличивается число постоянных комиссий Верховного Совета БССР (в 1955 г. их было 4). Появляются новые комиссии Верховного Совета БССР по народному образованию и культурно-просветительской работе; по здравоохранению и социальному обеспечению; по жилищно­му строительству и коммунальному хозяйству; по сельскому хозяйству. В 1960 г. было утверждено Положение о постоянных комиссиях Верхов­ного Совета БССР, определены два главных направления их деятельно­сти: подготовка законопроектов и контроль за их исполнением и эффек­тивностью.

Все это повышало законодательную активность Верховного Совета БССР. Так, за период с 1959 г. по 1967 г. было принято 124 законодатель­ных акта. Верховный Совет БССР пятого созыва (1959-1962 гг.) принял 60 законов, среди которых «Закон о судоустройстве БССР (1959 г.)», Уголов­ный и Уголовно-процессуальный кодекс (1960 г.) и др^ие.

В 1957 г. в СССР осуществлена перестройка управления промыш­ленностью и строительством. Вместо системы министерств, организо­ванных по отраслевому принципу, была создана система советов народ­ного хозяйства (совнархозов), построенных по территориальному принци­пу. Реорганизация проводилась на основе закона СССР от 10 мая 1957 г. «О дальнейшем совершенствовании организации управления промыш­ленностью и строительством». В связи с проведенной реорганизацией и образованием Совнархоза СССР были упразднены 9 министерств. Сов­нархоз республики осуществлял руководство порученными ему отрас­лями хозяйственной жизни, предприятиями, стройками и иными органи­зациями, издавал постановления и распоряжения, обязательные для ис­полнения всеми подчиненными ему предприятиями и организациями на территории БССР. Организация управления народным хозяйством по территориальному принципу через Совнархозы несколько расширила возможности специализации и кооперирования в пределах экономиче­ского района, однако оказалось, что такая система не соответствовала возросшим потребностям страны, так как управление отраслями произ­водства было раздроблено по многим экономическим районам, и руко­водство народным хозяйством ослабло. Законом «Об изменении систе­мы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов управления» от 2 октября 1965 г. и аналогичными зако­нами союзных республик совнархозы были упразднены. Созданы обще­союзные, союзно-республиканские и республиканские отраслевые министерства и ведомства. В этот период Совет Министров БССР ежегодно принимал от 400 до 800 постановлений.

Большое количество нормативно-правовых актов, принятых в данный период, поставило вопрос о систематизации действующего законодатель­ства. В БССР были созданы специальные комиссии для подготовки кодек­сов по основным отраслям права. Всего с 1950-х до 1980-х годов принято 10 кодексов.

Гражданское право в этот период было направлено на упрочение го­сударственной собственности, усиление планового начала в народном хо­зяйстве, совершенствование правовых форм экономических связей между хозяйственными организациями, упорядочение вопросов, связанных преж­де всего с установлением договорных отношений.

В 1961 г. принимаются «Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик», на основе которых в БССР Верховным Со­ветом 11 июня 1964 г. утвержден и введен в действие 1 января 1965 г. но­вый «Гражданский кодекс». В кодексе четко определялись содержание и объекты каждой из форм социалистической собственности и правовые формы ее сохранения.

11 июня 1964 г. Верховный Совет БССР утвердил Гражданско-процессуальный кодекс БССР, более четко разграничивший права и обя­занности лиц, участвующих в процессе, и упростивший порядок пересмот­ра дел.

Уголовное законодательство в рассматриваемый период развивалось по двум основным направлениям: значительно усиливалась борьба с наи­более тяжкими и распространенными преступлениями, повышалась уго­ловная ответственность за их совершение; и в то же время несколько су­жалась сфера уголовных репрессий за совершение деяний, не требовавших применения уголовного наказания. Так, отменялась уголовная ответствен­ность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и учреж­дений и за прогул без уважительной причины (1956 г.), за самовольный проезд в товарных поездах (1955 г.) и т. д.

25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Основы уголов­ного законодательства СССР и союзных республик», в связи с чем Вер­ховный Совет БССР принял 29 декабря 1960 г. и ввел в действие с 1 апреля 1961 г. новый Уголовный кодекс. Новый Уголовный кодекс впервые ввел институт освобождения от уголовной ответственности с передачей дела в товарищеский суд, сохранил такие институты освобождения от уголовной ответственности и наказания, как истечение сроков давности привлечения к Уголовной ответственности или приговора.

Уголовный кодекс регламентировал виды наказания. В дальнейшем уголовный кодекс 1960 г. подвергся существенным дополнениям и изме­нениям. В 1965 г. была введена статья, предусматривающая ответствен­ность за угон автомобиля. Устанавливалась уголовная ответственность за получение взятки, вовлечение несовершеннолетних в пьянство, за дейст­вия, способствующие наркомании и т. д.

Развивалось уголовно-процессуальное законодательство: восстанов­лен принцип осуществления правосудия только судом; расширены права прокурорского надзора. В связи с этим важное значение имело «Положе­ние о прокурорском надзоре в СССР» (24 мая 1955 г.).

С 1 апреля 1961 г. вступил в действие принятый Верховным Советом БССР Уголовно-процессуальный кодекс, законодательно закрепивший ос­новы деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры по произ­водству уголовных дел и значительно расширивший права и гарантии для участников процесса. В кодексе регламентировался единый процессуаль­ный порядок производства уголовных дел.

В рассматриваемый период принят и ряд других важных нормативно-правовых актов. Законодательство, как и прежде, направлялось на укреп­ление позиций государства во всех сферах правоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: