Лекция 18. Изучение теоретического учебного материала

К приемам устного изложения теоретического содержания учебного исторического материала относятся: объяснение, рассуждение, сравнительная и обобщающая характеристи­ка. Объяснение - прием монологического, целостного, аргументированного изложения суще­ственных признаков исторических событий, явлений, процессов, причинно-следственных связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Объяснение подводит школь­ников к усвоению понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, к осознанию целей, мотивов и результатов деятельности людей в прошлом, к анализу и оценке культурно-исторического наследия, к формированию собственных идей и убеждений. В объ­яснении присутствуют два компонента: то, что объясняется, и то, чем аргументируются вы­двинутые положения. Достоинствами данного приема являются: полное, обстоятельное, ло­гически целостное и последовательное изложение теоретических сведений на доступном для учащихся с разными познавательными возможностями уровне; компактный и экономичный до времени способ передачи сложной и объемной учебной информации; демонстрация учи­телем примеров связного, логически структурированного монолога. К недостаткам относит­ся: изложение теоретических сведений как результат заранее проделанной мыслительной ра­боты; ограничение познавательной самостоятельности школьников; объяснение не формиру­ет критического мышления и снижает интерес к предмету. При объяснении учебного мате­риала используются все виды таблиц, исторические карты, логические схемы, опорные кон­спекты.

Рассуждение - прием монологического изложения теоретических сведений, пред­ставленный логической цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы. Ис­пользование данного приема помогает обучать школьников умениям анализа, сравнения, типологизации, обобщения и др. из которых складывается рассуждающее изложение. Рассуж­дение активизирует внимание и мышление учащихся постановкой оригинальных вопросов, предложением не одного, а нескольких вероятных ответов, сопоставлением альтернативных вариантов, вытекающих из факта следствий, выдвижением собственных версий и оценок. Из всех средств обучения лучше других сочетается с логическими схемами,

Сравнительная характеристика - прием анализа, сопоставления и обобщения по со­держательным линиям сущности двух и более однородных исторических фактов. Начиная сравнение, следует выделять существенные сопоставимые признаки исторических объектов; затем сравнивать выделенные признаки; в итоге - сделать вывод. Вместе с приемом исполь­зуются такие средства обучения, как сравнительные таблицы, учебные памятки.

Обобщающая характеристика - прием краткого, сжатого перечисления существен­ных признаков, причинно-следственных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и законов общественного развития. Она применя­ется при индуктивном и дедуктивном изложении фактов, понятий, связей и признаков. Обобщающие характеристики можно разделить на: 1) обобщающие характеристики с выво­дами-перечислениями главных исторических фактов; 2) обобщающие характеристики анали­тического плана, выделяющие существенные признаки факта, изложенного приемом объяснения, аналитического описания или образной характеристики; 3) обобщающие характер; стики с оценочными выводами.

На преобразующем уровне познавательной деятельности школьники могут теоретические сведения, представленные в условно-графическом виде, излагать с помощью охарактеризованных выше приемов в развернутой словесной форме. А тексты перерабатывать в адекватные темам планы и таблицы.

Смысловой план - перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста. План бывает простым и развернутым. Основные правила составлена планов: прочитав название темы плана, отобрать из текста только тот материал, который раскрывает ее; составить смысловой план; еще раз проверить, отражает ли он суть фактов, и: причины и следствия.

Стереотипный план - преобразование однородных исторических фактов с целью вы явления их единичных, особенных и общих признаков. Вводится в среднем звене общеобразовательной школы. Школьники получают возможность актуализировать, систематизирован и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостные представления о прошлом, осознавая закономерности исторического развития общества г оценивая уникальность и своеобразие каждого отдельного факта истории. Смысловой план вырабатывает примерный алгоритм проведения ученических исследований, необходимый в старших классах для самостоятельного изучения теоретических вопросов. Работа над стерео­типным планом проходит в два этапа: 1) составление простого плана; 2) составление развер­нутого плана.

Тезисный план - отражение существенных сторон, признаков, причин, следствий еди­ничных фактов, не имеющих аналогов. Цель составления - актуализация уникальности, не­повторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Те­зисный план может быть простым и развернутым, переходя в форму тезисных записей, со­храняющий стиль первоисточников.

Преобразованию учебной информации на теоретическом уровне способствуют разно­образные текстовые таблицы. В основе работы над ними лежат приемы анализа, обобщения, систематизации исторического материала и составления смысловых и тезисных планов. Сравнительно-обобщающая таблица является материализованным итогом анализа и сопос­тавления сравниваемых фактов и обобщения результатов. Таблица включает графы: объекты сравнения, линии сравнения, сравниваемые факты, результаты сравнения, обобщение ре­зультатов сравнения. Конкретизирующие таблицы способствуют лучшему усвоению поня­тий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и опираются на умения составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы. Содержание и количество граф зависит от темы и проблематики таблицы. Завершающим этапом составле­ния таблиц обязательно должно быть формулирование вывода. Овладению приемом форму­лирования выводов помогают учебные памятки.

Важным средством изучения теоретического материала является беседа. Повтори-тельно-обобщающая беседа призвана поднять на более высокий уровень изученный матери­ал. Аналитическая беседа используется при изучении нового материала, выявлении его сущ­ности и значения. Эвристическая беседа включает проблемные, творческие вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: