К приемам устного изложения теоретического содержания учебного исторического материала относятся: объяснение, рассуждение, сравнительная и обобщающая характеристика. Объяснение - прием монологического, целостного, аргументированного изложения существенных признаков исторических событий, явлений, процессов, причинно-следственных связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Объяснение подводит школьников к усвоению понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, к осознанию целей, мотивов и результатов деятельности людей в прошлом, к анализу и оценке культурно-исторического наследия, к формированию собственных идей и убеждений. В объяснении присутствуют два компонента: то, что объясняется, и то, чем аргументируются выдвинутые положения. Достоинствами данного приема являются: полное, обстоятельное, логически целостное и последовательное изложение теоретических сведений на доступном для учащихся с разными познавательными возможностями уровне; компактный и экономичный до времени способ передачи сложной и объемной учебной информации; демонстрация учителем примеров связного, логически структурированного монолога. К недостаткам относится: изложение теоретических сведений как результат заранее проделанной мыслительной работы; ограничение познавательной самостоятельности школьников; объяснение не формирует критического мышления и снижает интерес к предмету. При объяснении учебного материала используются все виды таблиц, исторические карты, логические схемы, опорные конспекты.
|
|
Рассуждение - прием монологического изложения теоретических сведений, представленный логической цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы. Использование данного приема помогает обучать школьников умениям анализа, сравнения, типологизации, обобщения и др. из которых складывается рассуждающее изложение. Рассуждение активизирует внимание и мышление учащихся постановкой оригинальных вопросов, предложением не одного, а нескольких вероятных ответов, сопоставлением альтернативных вариантов, вытекающих из факта следствий, выдвижением собственных версий и оценок. Из всех средств обучения лучше других сочетается с логическими схемами,
Сравнительная характеристика - прием анализа, сопоставления и обобщения по содержательным линиям сущности двух и более однородных исторических фактов. Начиная сравнение, следует выделять существенные сопоставимые признаки исторических объектов; затем сравнивать выделенные признаки; в итоге - сделать вывод. Вместе с приемом используются такие средства обучения, как сравнительные таблицы, учебные памятки.
|
|
Обобщающая характеристика - прием краткого, сжатого перечисления существенных признаков, причинно-следственных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и законов общественного развития. Она применяется при индуктивном и дедуктивном изложении фактов, понятий, связей и признаков. Обобщающие характеристики можно разделить на: 1) обобщающие характеристики с выводами-перечислениями главных исторических фактов; 2) обобщающие характеристики аналитического плана, выделяющие существенные признаки факта, изложенного приемом объяснения, аналитического описания или образной характеристики; 3) обобщающие характер; стики с оценочными выводами.
На преобразующем уровне познавательной деятельности школьники могут теоретические сведения, представленные в условно-графическом виде, излагать с помощью охарактеризованных выше приемов в развернутой словесной форме. А тексты перерабатывать в адекватные темам планы и таблицы.
Смысловой план - перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста. План бывает простым и развернутым. Основные правила составлена планов: прочитав название темы плана, отобрать из текста только тот материал, который раскрывает ее; составить смысловой план; еще раз проверить, отражает ли он суть фактов, и: причины и следствия.
Стереотипный план - преобразование однородных исторических фактов с целью вы явления их единичных, особенных и общих признаков. Вводится в среднем звене общеобразовательной школы. Школьники получают возможность актуализировать, систематизирован и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостные представления о прошлом, осознавая закономерности исторического развития общества г оценивая уникальность и своеобразие каждого отдельного факта истории. Смысловой план вырабатывает примерный алгоритм проведения ученических исследований, необходимый в старших классах для самостоятельного изучения теоретических вопросов. Работа над стереотипным планом проходит в два этапа: 1) составление простого плана; 2) составление развернутого плана.
Тезисный план - отражение существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих аналогов. Цель составления - актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Тезисный план может быть простым и развернутым, переходя в форму тезисных записей, сохраняющий стиль первоисточников.
Преобразованию учебной информации на теоретическом уровне способствуют разнообразные текстовые таблицы. В основе работы над ними лежат приемы анализа, обобщения, систематизации исторического материала и составления смысловых и тезисных планов. Сравнительно-обобщающая таблица является материализованным итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения результатов. Таблица включает графы: объекты сравнения, линии сравнения, сравниваемые факты, результаты сравнения, обобщение результатов сравнения. Конкретизирующие таблицы способствуют лучшему усвоению понятий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и опираются на умения составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы. Содержание и количество граф зависит от темы и проблематики таблицы. Завершающим этапом составления таблиц обязательно должно быть формулирование вывода. Овладению приемом формулирования выводов помогают учебные памятки.
Важным средством изучения теоретического материала является беседа. Повтори-тельно-обобщающая беседа призвана поднять на более высокий уровень изученный материал. Аналитическая беседа используется при изучении нового материала, выявлении его сущности и значения. Эвристическая беседа включает проблемные, творческие вопросы.