Проверка знаний и умений - это организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении домашнего задания.
Требования к проверке знаний и умений: 1) мотивация вопроса; 2) включение всех учащихся в работу; 3) учет особенностей учеников; 4) дифференциация проверки; 5) связь содержания проверки с новой темой; 6) определение места проверки на уроке; 7) мотивация оценки знаний.
Формы проверки: 1) индивидуальная; 2) фронтальная; 3) групповая. Виды проверки: 1) устные; 2) письменные; 3) письменно - графические. Основным видом проверки знаний и умений учащихся является опрос учащихся. Организация опроса включает в себя следующие моменты:
1) Перед опросом учащихся по изучаемому материалу весьма важно очертить круг основных вопросов, подлежащих разбору.
2) Учитель не должен перебивать учащихся во время его рассказа.
3) Учителю надо научить учащихся давать полный ответ, в этих случаях возможны и рациональны добавочные вопросы, чтобы направить рассказ ученика по нужному руслу.
|
|
4) В заключение опроса необходимо дать анализ и оценку ответов.
Приемы опроса и его формы:
1) Проверка фактического материала (работа над текстом с ошибками; составление плана
ответа по теме; тестовый контроль; фронтальная, аналитическая беседа; контрольный срез
знаний; индивидуальный ответ у доски и др.)
2) Работа с терминами (определение знаний; ранжирование по значимости; распределение терминов; составление рассказа с использованием терминов, указанных на карточке - задании и др.)
3) Работа но проверке хронологических знаний (хронологический диктант; составление хронологических таблиц; синхронирование событий; соотношение дат, событий, исторических личностей; работа с текстом с пропущенными датами и др.)
4) Работа с картой и наглядными пособиями (работа с легендой карты; получение информации при чтении карты; формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации; работа по контурной карте и др.)
Опрос должен включать не только материал, изучаемый в школе, но и вопросы, рассчитанные на самостоятельное решение учащимися.
В старших классах могут быть использованы такие формы, как: семинарские занятия, зачеты; диспуты; ролевые игры; уроки - пресс-конференции; брейн-ринги и т.д.
Основными методическими правилами проведения проверки являются: отбор материала исходя из запланированных целей; разнообразие видов и форм проверки; соотношение вопросов и заданий на всех уровнях познавательной самостоятельности; полнота содержания проверяемых вопросов: принцип тематической связи; результативность; обязательное подведение итогов; предварительная реклама проверки при организации домашнего задания.
|
|
Основная задача проверки научить учащихся оперировать знаниями, умениями, навыками излагать изученный материал перед аудиторией, уметь отстаивать свою точку зрения, подкреплять свои выводы, аргументировать ответ документами, определять и обосновывать свое отношение к событиям и явлениям
Лекция 27. Предметная наглядность на уроке истории
Предметная наглядность - метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. В обучении истории предметом изучения являются события и явления исторического прошлого. Воспроизвести и предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся невозможно. Таким образом, предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории имеет очень редкое применение. Иногда памятники прошлого становятся предметом изучения в курсе истории (остатки орудий труда древнего человека, посуда, одежда и т.д.).
К предметной наглядности относят вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства, предметы быта прошлых времен, подлинные древности, составляющие музейные экспозиции. Именно они позволяют ученикам точно почувствовать колорит эпохи, соприкоснуться се стариной, ощутить себя в роли исследователей.
С предметной наглядностью чаще всего учителя имеют место во внеклассной работе на экскурсиях в музеи, к памятным местам исторических событий; в краеведческой кружковой работе; при проведении археологических раскопок.
При изучении истории необходимо использовать также и группу живых свидетельств прошлого. В таком качестве могут выступать семейные реликвии учащихся; археологические находки. Активизации познавательной деятельности способствует создание школьных краеведческих музеев. Создание музея может быть связано с работой школьного краеведческого кружка, с проведением походов по родному краю, с разведкой и изучением местных археологических памятников, с участием юных археологов в экспедициях и раскопках. Школьники самостоятельно создают экспозиции музея, выступают в роли экскурсоводов. Учащиеся получают рабочие листы с заданиями для исследования одного или нескольких экспонатов. Задания дифференцированы по уровню сложности и могут быть предложены в разных комбинациях разным по обучаемости ученикам. Школьники выполняют разнообразные письменные задания: описывают экспонаты, определяют незнакомые термины, делают зарисовки и т.п.
Роль предметной наглядности изменяется в старших классах. Не составляя целостной картины исторического прошлого, вещественные памятники служат материалом для воссоздания такой картины. Этот синтез достигается в результате научного исследования школьников. Созерцая подлинные памятники прошлого, старший школьник способен почувствовать колорит эпохи, пережить своеобразное ощущение «седой старины», глубже оценить красоту памятников древнего искусства. Его интересы значительно серьезнее и шире, чем интересы подростка. В силу чего в старших классах значительно возрастает роль предметной наглядности в преподавании истории.
Выбор методов, приемов и средств обучения зависит: предмета изучения; возрастных и индивидуальных особенностей школьников; уровня их познавательных способностей. Рекомендуется использовать нетрадиционные формы уроков: экскурсии, путешествия, деловые игры, дискуссии, дебаты и т.д. Школьникам можно предлагать выполнение разнообразных заданий: составлять проекты; проводить экспертизу подлинности находок; писать научные отчеты; выступать с рефератами.