Организация домашнего задания по информатике

Сама проблема организации домашней работы весьма актуальна. Необходимость домашней работы обусловлена не столько решением чисто дидактических задач, сколько задачами формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся.

Основное отличие домашней работы от классной заключается в том, что она проходит по указаниям преподавателя, но без его непосредственного участия. Учащийся сам определяет темп и время выполнения работы.

Домашнее задание – это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающий в новых условиях.

Домашнее задание может быть:

1) средством целесообразной и полезной организации внеучебного времени учащихся;

2) способом приучения детей к систематической самостоятельной интеллектуальной работе;

3) тренингом, способствующим лучшему и прочному запоминанию изучаемого материала;

4) методом воспитания нравственных качеств – трудолюбия, ответственности, чувства долга и пр.;

5) средством обратной связи школы, учителя и родителей ученика и в известной степени воспитания родителей;

6) дополнительным временем к уроку для прохождения и освоения его материала учеником.

Большинство учителей задают домашнее задание в конце урока, но возможны и другие варианты: в начале, в середине и ходе урока.

В связи со спецификой предмета (работа с компьютером) домашнее задание по информатике следует задавать с учетом наличия компьютера у учащихся. Целесообразнее всего задавать такие задания, которые не требуют применения технических средств. Выполнение домашней работы происходит без непосредственного участия учителя, поэтому для ее успешности необходимы определенные условия, одним из них является доступность домашней работы.

Кандидат педагогических наук С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:

- для задавания на дом необходимо отводить специальное время;

- давать задание следует при полном внимании всего класса;

- домашнее задание должно быть понятно всем без исключения;

- учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать.

А.А. Гин предлагает целый ряд приемов подачи домашнего задания:

Задание массивом. Например, учитель задает N задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема заданий.

Особое задание. Хорошо подготовленные школьники могут выполнить более сложное задание.

Творчество работает на будущее. Учащиеся получают и выполняют творческое задание по разработке дидактических материалов, которые могут использоваться учителем в будущем.

Необычная обычность. Учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.

Идеальное задание. Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору.

Домашнее задание следует дозировать по времени, не допуская перегрузки учащихся, оно должно быть хорошо объяснено и не требовать помощи взрослых.

Большинство слабоуспевающих и даже среднеуспевающих учащихся недобросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Одной из причин такого положения является недифференцированность домашних заданий (чаще всего оно общее для всех учащихся класса). Поэтому часто возникает такая ситуация, когда ученику легче переписать домашнюю работу у более сильного учащегося, причем часто это делается наспех, ученик не вникает в суть задания и способ его выполнения.

Необходим дифференцированный подход. Его следует применять на всех этапах обучения не только на уроке, но и при выполнении домашних заданий.

Например, при объяснении темы «Алгоритмизация и программирование» можно использовать двухуровневое домашнее задание.

Первый (базовый) уровень. Обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам:

Составьте алгоритм решения задачи:

· Дано три числа a,b,c. Найти их сумму и среднее арифметическое.

· Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь.

Второй (повышенный) уровень. Его задания выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.

Составьте алгоритм решения задачи:

· Дано три числа a,b,c. Найти сумму и частное двух больших из них.

· По координатам вершин треугольника найти его периметр и площадь.

Дифференцированное домашнее задание особенно важно использовать на этапе закрепления изученного материала. Предлагая дифференцированные домашние задания, следует учитывать:

· способность ребенка к учебной деятельности;

· умение ребенка выражать свои мысли;

· познавательную активность ребенка;

· организованность ребенка в работе.

Дифференцированные домашние задания должны раскрыть перед обучающимися преимущества коллективной деятельности.

Большое внимание на качество выполнения домашнего задания оказывает его проверка. Если проверка домашнего задания производится постоянно, то учащиеся более ответственно подходят к его выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. В связи с этим возникает вопрос об эффективной проверке домашнего задания.

Наиболее традиционными способами проверки домашнего задания являются: устный опрос, письменный опрос, работа с карточками-заданиями. На уроках информатики появляется возможность проверить домашнее задание с помощью компьютерного тестирования.

Формы контроля домашнего задания могут быть различными:

1) контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;

2) контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся, в то время как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;

3) внеурочная проверка учителем тетрадей; непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

4) взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;

5) самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске или с воспроизведением с помощью мультимедийного проектора правильным вариантом;

6) контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами;

7) контроль с использованием новых информационных технологий (компьютерные тесты).

Стоит отметить, что проверка домашнего задания обязательно должна сопровождаться оценкой. В случае если ученик получает неудовлетворительную оценку, то ее можно не ставить, а предложить школьнику переделать работу, исправив допущенные ошибки, или дать новое домашнее задание, подобное первому.

Важной педагогической задачей является выбор оптимального объема домашнего задания. Исследованиями установлены нормативы нагрузки домашних заданий.

Если задание является интересным, то время, потраченное на его подготовку, не играет особой роли для школьника. Но, несмотря на это, перед учителем остро стоит проблема ограничения объема домашнего задания, так как перегрузки учащихся не только имеют негативные педагогические последствия, но и могут нанести ущерб здоровью ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем выявить ряд требований, предъявляемых к домашним заданиям:

· Систематичность. Необходимо систематически задавать домашнее задание, т.к. задания, которые задаются от случая к случаю, часто не выполняются учащимися.

· Обязательность выполнения и проверки домашнего задания.

· Посильность домашнего задания. Задания, которые ученик получает на дом, должны быть легче или равны по сложности заданиям, которые решаются в классе.

· Дифференциация домашнего задания.

· Правильность объема домашнего задания.

· Взаимосвязь классной и домашней работы.

Без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой домашней работы невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания развивают у учащихся познавательный интерес и умение работать самостоятельно.

Внеклассная работа

План:

1. Сущность внеклассной работы её функции.

2. Содержание ВР

3. Формы и средства ВР

4. Особенности организации ВР по информатике

Сущность внеклассной работы её функции.

Внеклассная работа является одним из важных средств развития личности школьника, поэтому тема «Внеклассная работа по информатике» имеет большое значение для профессиональной подготовки будущего учителя информатики.

Педагогическая профессия требует постоянного творческого поиска, самосовершенствования, повышения профессионального уровня. В наибольшей степени это касается учителя информатики вследствие непрерывного изменения содержания и целей обучения, возрастания уровня компьютерной грамотности учащихся. Поэтому учитель информатики должен непрерывно следить за публикациями в периодической печати (журналы «Информатика и образование», «Компьютер в школе», «Компьютерные инструменты в образовании» и т.п., газета «Информатика», другие издания компьютерной тематики). Мы надеемся, что в скором времени для активизации внеклассной работы учителя смогут воспользоваться новыми возможностями и информационными ресурсами, предоставляемыми сетью Интернет.

Задача учителя - развернуть перед взором учащихся спектр разнообразных видов деятельности, отвечающих их интересам и возможностям, поощрять самостоятельные поиски и творчество. Ученик должен иметь право выбора, самоутверждения, показать свою индивидуальность. Учитель должен помочь ему осознать свои способности, увлечь и поддержать.

Требования, предъявляемые программой по информатике школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на «среднего» ученика. Однако имеет место резкое расслоение учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по информатике, на тех, кто добивается при изучении информатики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение информатики дается с большим трудом.

Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения информатике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Внеклассная работа - различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во вне­урочное время.

Цель и задачи внеклассной работы

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы цен­ностей.

Внеклассная работа направлена на решение следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной Я-концепцгш, характеризующейся следующими факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятель­ности, формирует необходимые практические умения и навыки.

2. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества. Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основой сплочения коллектива, какой является внеклассная деятельность. Здесь учащиеся вступают в многосторонние взаимоотношения между собой.

В различных формах внеклассной работы учащиеся не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе. При этом внеклассная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой учебно-воспитательный эффект.

3. Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков. Во внеклассной работе создаются условия для формирования умений включаться в продуктивную, одобряемую обществом деятельность и при необходимости самостоятельно ее организовывать. Этот момент особенно актуален в связи с ростом количества подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (преступность, наркомания, алкоголизм и т.п.).

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения. Во внеклассной работе усваиваются моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса. Данная задача внеклассной работы отражает преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с учебно-воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.

Воспитание интересов учащихся в процессе внеклассной работы связано с решением важной задачи - выбором школьниками профессии и подготовкой их к труду. Известно, что различные виды внеклассных занятий являются одним из основных источников возникновения профессиональных интересов и профессиональной осведомленности учащихся, помогают им приобрести специальные знания, умения и навыки, проверить свои силы в избранной области деятельности.

6. Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.

Установлена зависимость между поведением учащихся и тем, как они проводят свободное время. Педагогически запущенные учащиеся в большинстве своем не занимаются в кружках, не имеют общественных поручений, не интересуются жизнью класса и школы. По мере увеличения свободного времени проблема культуры его использования приобретает все большее значение в обществе.

Существует мнение, что неуспевающих учеников не следует отвлекать от учебных занятий. Это неверно, так как именно им надо помочь правильно использовать свое свободное вре­мя. Информатика предоставляет огромные возможности и для слабоуспевающих учащихся.

Перечисленные задачи определяют основные возможности и направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и т.д.

Функции внеклассной работа

Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции - обучающую, воспитатель­ную и развивающую.

Обучающая функция внеклассной работы не имеет такого приоритета, как в учебной дея­тельности. Во внеклассной работе она является вспомогательной для более эффективной реали­зации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассная работа может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность. Например, ученика с артистиче­скими способностями можно привлечь к участию в школьных праздниках, КВН и т.д., со способностями к информатике - к участию в олимпиаде, разработке полезных программ, составлении дидактических материалов и т.д.

Воспитательная функция нашла своё выражение через воспитание культуры жизни в коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: