Типовые системные связи структуры речи с неречевыми структурами как объективные основания выделения и понимания коммуникативных качеств речи

Теоретические предпосылки построения учения о речевой культуре.

Культура речи тесно связана со стилистикой. Это теоретическая база литературного редактирования. Признаки совершенной речи - делают ее приемлемой в данной ситуации навыки свободного незатрудненного владения речью. Это отрасль науки, которая изучает систему коммуникативных качеств речи (делают речь оптимальной).

Есть понятие культура языка. Культура речи – это система коммуникативных качеств речи. Культура речи плюс культура языка – его богатство.

Низшая ступень речевой культуры – правильность речи (предполагается владение литературной нормой). Высшая ступень – речь искусная, не сводится к одной только правильности. Насколько речь разнообразна? Логично построена? Отличается точностью словоупотребления? Выразительна? Отвечает условиям общения?

Основы – теоретические предпосылки построения учения о речевой культуре: разграничение понятий «язык», «речь», понятие языковой нормы. Знание стилистики языка. Осмысление типовых системных связей речевой структуры со структурами неречевыми (речь бывает связана и с сознанием, и с мышлением, и с другими аспектами).

Некоторые лингвисты говорят, что употребление языка и есть речь.

Язык понимают как знаковый механизм общения, то есть совокупность и систему знаковых единиц общения, которые вовлечены от речевой практики отдельных людей. Это набор слов, которые есть в языке, моделей, конструкций, по которым строятся высказывания, сочетания слов, грамматические конструкции, языковые уровни.

Речь – последовательность знаков языка, которые организовываются в соответствии с особенностями и законами языка для передачи определенного содержания.

С античности выделяются качества: точность, уместность, чистота речи. Попытку обосновать эти качества научно сделал Головин. Он попытался соотнести структуру речи и другие неречевые структуры, с которыми она связана.

Отношения речь-язык. На первый взгляд это знаки языка в речи могут приобретать дополнительные свойства, которых в языке нет. Возникают в условиях контекста, сочетания слов. В речи слова могут получать разные добавки, разную осложненность.

Качества речи: правильность (нормы для соблюдения), чистота (нет элементов, чуждых литературному языку) и богатство (не назойливо повторяемое слово, а есть сочетания, разнообразие знаков).

Речь-мышление. Процесс отображения мира в логических категориях.

Отсюда два качества речи на базе этого соотношения: точность и логичность. Точность – значение слов четко соотнесено с объемом и содержанием. Обозначение понятий. Содержит существенный признак объема – количество предметов, которые называются. Логичность – ее структура, связи слов в ней, непротиворечивость законам логики и законам мышления.

Речь-сознание. Сознание – отображение мира в любых формах (представляет образы). Качества: выразительность речи, образность речи и действенность речи. Выразительность речи, которая своей структурой воздействует не только на ум, но и на эмоциональную сферу, речь, структуру, по которой поддерживается наше внимание. Образность речи – это формирование конкретно-чувственных представлений о действительности. Действенность речи – речь воздействует на сознание, побуждает человека к каким-либо действиям, поступкам, вызывает ответную реакцию.

Речь – условия общества. Речь, которая соответствует условиям, составу слушателей, целям общения, уместна. На базе разных соотношений формируются качества речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: