Индия до середины XIX века

Китай

Инициализация – используется для объявления и присвоения начальных значений величинам, используемым в цикле. Может содержать несколько операторов через запятую – операция последовательное выражение.

Инициализация – используется для объявления и присвоения начальных значений величинам, используемым в цикле. Может содержать несколько операторов через запятую – операция последовательное выражение.

Цикл с параметром

Синтаксис оператора:

for (инициализация; выражение; модификации) оператор;

Инициализация выполняется один раз в начале исполнения цикла. Область действия переменных, объявленных в часть инициализации – это цикл.

Выражение - определяет условия выполнения цикла. Цикл реализован как цикл с предусловием.

Модификация выполняется после каждой итерации цикла и служит для изменения параметров цикла. В части модификации может быть записано через запятую несколько операторов.

Оператор – простой или составной оператор. Составляет тело цикла.

 
 

for (инициализация; выражение; модификации) оператор;

Иницализация выполняется один раз в начале исполнения цикла. Область действия переменных, объявленных в часть инициализации – это цикл.

Выражение - определяет условия выполнения цикла. Цикл реализован как цикл с предусловием.

Модификация выполняется после каждой итерации цикла и служит для изменения параметров цикла. В части модификации может быть записано через запятую несколько операторов.

оператор – простой или составной оператор. Составляет тело цикла.

Любая из составных частей for может быть опущена, но точки с запятой надо оставить на местах.

for (x=1; x<=10; x+=0.5) y=x+x;

for (x=1; x<=10;){x+=0.5; y=x+x:}

for (x=1; x<=10; x+=0.5, y=x+x);

for (x=1;;x+=0.5, y=x+x)

if (x<=10) break:

Цивилизационные факторы, обусловившие условия Китая.

Китай в конце 16 века в вначале 17 века. Маньчжурское завоевание Китая.

Китай в правление династии ЦИН,

Открытие Китая европейскими державами.

Тайпинское восстание 1850-1864.

Огромную роль сыграл природно-климатический фактор. Природные условия обуславливают вид хозяйственной деятельности.

Китай - страна земледельческая, это основа экономики, экономика Китая развивалась по автократической модели (замкнутая самодостаточность) - это характерно и для культуры Китая, их мировоззрения. Еще с древности основной организационной структурой была семейно-клановая структура. Семейно-клановые связи распространяются и на уровне государства, государство воспринимается как большая семья, где у каждого члена четко распределены функции. Общество глубоко иерархично. Эта модель общества заставляет общественную мысль регулировать отношения внутри социума.

В Китае на первое место выходит не религия, а инструментальная этика (конфуцианство). Исключительное место в китайском обществе играет конфуцианство. Сложно говорить о чистом конфуцианстве -- это синтез трех учений: конфуцианство, даосизм, буддизм. У каждого из учений было свое место, своя область, за которую они отвечали. Конфуцианство отвечало за посюсторонний мир. Даосизм - за сферу сверхчувственную, в средние века стал напоминать религию. Буддизм - отвечал за потусторонний мир, представления о загробной жизни. Появился ад и рай.

Приоритет принадлежал конфуцианству, главная его цель это гармонизация отношений в обществе.

Четыре устоя конфуцианства:

отношения между государем и подданными

отношения между отцом и сыном

отношения между мужем и женой

отношения между старшим братом и младшим

Концепция сыновья почтительность "СЯО" это принцип почти врожденный, это долг, который необходимо выполнять.

Вместе со следованием должному человек в рамках конфуцианства может действовать по велению собственной совести. Все что противоречит совести может вызвать протест, (человек имеет право на протест) В рамках конфуцианства существует нормативная модель личности ЦЗЮНЬ ЦЗЫ - благородный муж. Это постоянно самосовершенствующаяся личность. В повседневной жизни он соответствует с этико-ритуальными нормами. Он должен соблюдать 300 основных правил и 3000 мелких. Он исходит из стремления познать небесные принципы, познавая, он, пытается воплотить их в себе. Он совершенствуется не ради себя, совершенствуясь, сам он совершенствует и окружающий мир. Общественное начало всегда стоит на первом месте. Идеал ЦЗЮНЬ ЦЗЫ был принят на вооружение государством, государство рассматривает мужа как некую благородную модель.

На формирование личности китайца влияние оказывало не только конфуцианство, но и даосизм. Китаец в своей жизни одновременно в двух лицах - конфуцианец и даос. Даосизм и буддизм на протяжении средних веков противостояли социальному идеалу конфуцианства. Большинство восстаний связано с буддистко-конфуцианскими идеями. Активно развивались эгалитарные идеи. Даосизм и буддизм пытались отрицать иерархию и в рамках сект пытались выстраивать сообщество равных. Однако не даосизм, не буддизм не создали конкурентно способной социальной модели.

Представления о духовной власти и государстве.

Китайское государство это одна большая семья, изначально закладывается патерналистский характер власти, император - сын неба, отец и мать народа, это глава большой семьи, император личность сакральная, только он имеет право сакральной коммуникации с небом как с высшим божеством. Еще в период ЧЖОУ в Китае формируется концепция власти ТЯНЬ МИН (небесное повеление, небесный мандат). Император или


человек высокой добродетели наделяется небом особой благодатью. Будучи наделен священной силой, император гармонизирует отношения в государстве, он распространяет благодать на подданных и весь окружающий мир. Конфуций разработал моральный стандарт правителя - мудрость, добродетель, заботливость о подданных. Если император перестает следовать велениям неба, небо об этом извещает, (с помощью стихийных бедствий) Этими знамениями небо санкционирует свержение неугодного ему императора. Эту идею разработал философ Мэнь-цзы, именно народ имеет право свергнуть неугодного правителя. Эти представления доживают до 20 века.

Император выступает главой государства, олицетворяет его. А китайское государство это вещь особенная, государство подменяет собой общество, если гибнет государство то и гибнет общество. Государство главная ценность. Китайский стиль мышления это этатийский стиль мышления. Во главе государства стоит мудрый правитель, он опирается на благородных мужей. Эта связь - это необходимое условие для нормального существования государства. С самой древности исключительное положение занимает бюрократия, говорят о командно-административной системе. Особенность китайской бюрократии в том, что она формировалась на основе ученого сословия. Служилый слой -- ШИ, ученое сословие -ШЭНЬ-ШИ. Именно конфуцианство выполняло роль идеологической основы слоя Шэнь-ши. Конфуцианство активно и глубоко внедряется во все страты китайского общества. Шэнь-ши были наиболее привилегированным сословием. Согласно идеальной схеме выделялось четыре сословия: А)ученое сословие Б) земледельцы В) ремесленники Г) торговцы

Эти сословия не были замкнутыми. Была очень мощная социальная мобильность, возможность вертикального перемещения. Главным каналом социальной мобильности выступало образование. Получив образование, человек через систему экзаменов мог получить должность в административном аппарате. Было три уровня экзаменов. Административная должность давала власть, а власть давала все остальное. Те слои, которые не принадлежали к ШЭНЬ-ШИ, хотели дать ребенку хорошее образование, чтобы тот интегрировался в эту структуру. Бюрократия занимает верхушку социальной лестницы. ШЭНЬ-ШИ стремились не дать возможность другим социальным слоям возвысится.

Представления об окружающем мире.

Весь мир делился на две части, центр мира - это поднебесная Китай. Именно поднебесная - это единственное цивилизованное место на земле. Вторая часть - периферия -варвары. Складывается особая система международных отношений - варвары приходят и покоряются. Китайский император получает благодать от неба, и распространяет ее на весь окружающий мир. Варвары должны быть за это благодарны китайскому императору. Император платить дань не может, те подарки, которые он отправляет варварам -- это священные дары. Американский исследователь Фэрбэнк считает, что существование системы данничества нужно для нужд внутренней политики, это поддерживало сакральный статус императора. Взаимообмен не когда не предполагал равенство сторон. Китай всегда был закрыт для внешнего воздействия. Артефакты чужой культуры либо отторгались, либо воспринимались как незначительные.

Период нового Китая это период XVII века. Маньчжуры, завоевав Китай, законсервировали его развитие, это стало одной из причин, почему феодализм в Китае еще больше укрепился при династии ЦИН.

В период Нового времени в 1848 - начало первой опиумной войны, с этого времени Китай открывается для влияния европейских держав.

Историки КНР определяют период 1840-1849 период нового времени. Он характеризуется развитием Китая как государства полуфеодального и полуколониального.

Согласно третей точки зрения период модернизации Китая относят либо к периоду династии СУН, либо это конец династии МИН.

Фэрбэнк, Наито Конан, В.Малявин - рассматривая проблему новой истории, упираются в содержание новой истории. Они исходят из качественных внутренних преобразований внутри самого китайского общества.

Экономическое развитие.

Конец династии МИН характеризуется кризисными явлениями. Появление новых черт в развитии. Развитие экономики в конце династии МИН при опоре на традиционные технологии достигает своего предела. Увеличиваются посевные площади, вводятся новые сельскохозяйственные культуры, развивается ирригация. При использовании ручного труда экономика достигает максимального развития. Встает вопрос, почему китайцы не перешли на механический труд. Нидэм и его коллектив исследовали историю Китая и сделали вывод, что в Китае не произошло научно-технической революции. Причина - это быстрый прирост населения, он не давал возможность внедрять технику. Нидэм •- считает, что не рост населения повлиял, а что изобретения китайцев, но все эти изобретения не поступали в производственную сферу. Господствовал традиционный уровень мировоззрения, с господствующей элитой, которая не давала внедрять эти технологии, так как они противоречили традициям. Само государство не было заинтересовано во внедрении этих технологии.

С эпохи СУН в Китае существует промышленность. Сведения о том, что в Азии не было промышленности миф. Существовали мануфактуры с сотнями рабочих, существовало разделение труда и даже капиталистический найм рабочей силы. С эпохи СУН в Китае существует свободный рынок. Существуют транспортные артерии, существуют связи между отдельными регионами. Происходит быстрый рост новых рынков, которые не были связаны с административной структурой. Растут и объемы внешней торговли. Китай уже в эпоху МИН участвовал в мировых хозяйственных связях. Наиболее развитый район - нижнее и среднее течение Янцзы - территория Цзяннань.

Несмотря на экономический рост, развитие страны оставалось в традиционных рамках. Наиболее значимые показатели развития экономики оставались традиционными отсутствовал технический прогресс, постоянный приток инвестиций, благоприятный политический климат.

производства производства.

Поскольку ведущей политико-экономической системой был даннический способ термин Х.Гейтса, он выделяет еще мелко капиталистический способ Эти два способа в Китае развивались параллельно, даннический способ производства всегда играл главенствующую роль. Государство изымало всю прибыль из мелкого капиталистического производства. Экономика Китая осталась традиционной.

Политическое развитие.

Можно говорить о некоторых изменениях в функционировании политической системы императорского Китая. Еще в эпоху СУН система управления приобретает следующий вид -император управляет страной с помощью обученной бюрократической элиты. Роль олигархических кланов сводится к минимуму. Можно говорить о двух разрывах:

между императором и обществом, посредник бюрократия

между императором и бюрократией, препятствие корпорация евнухов
Императорский двор замыкается в себе самом. Бюрократия достигает своего могущества, в
конце династии МИН можно говорить об ослаблении центрального бюрократического
аппарата. Население растет, а количество должностей высших чиновников не меняется.
Ослабляется контроль чиновничьего аппарата над обществом. Все большую роль начинает
играть провинциальная элита - это те кто не прошел столичные экзамены, их престиж все
равно очень высок, они берут на себя ряд административных обязанностей, (можно даже
говорить о некоторой децентрализации)

Все более заметную роль начинают играть представители торговых кругов. Торговые круги участвуют в сфере муниципального управления, создают новые корпоративные объединения. Они все чаще понимая важность образования, стремятся дать своим детям классическое конфуцианское образование.

Изменения в духовной жизни и культуре.

Происходит эволюция конфуцианства. Ван Янмин он уровнял всеобщие принципы вещей и человеческую природу. Сущности того и другого это абсолютная доброта. Он говорил, что люди от природы равны. Его учение несколько раз запрещали, но его учение распространилось, и было достаточно популярным в Китае.


В китайском обществе распространяется грамотность. Расширяются возможности для получения образования, появляется ряд провинциальных академии. Часть конфуцианских ученых начинает писать на более простом языке понятного широким массам.

Появляется новый жанр - городской роман. Появляется лубочная картинка.

Появление нового мироощущения, в конце эпохи МИН появляется новый человек. Критика системы государственных экзаменов.

Создаются литературно-философские общества (крупнейшее ДУН ЛИНЬ), они стояли на позициях критицизма. Члены этих обществ постоянно направляли императору петиции. В ответ император высылал им шелковый шнурок, чтобы тот покончил с собой.

Это черты качественных изменений, которые некоторые ученые выделяют в качестве изменений в Китае в конце династии МИН. Это пора, за которой могли произойти изменения, но их не произошло. Кризис династии МИН завершился по схеме династического кризиса. В начале 17 века проблема решилась не реформами, а массовой крестьянской войной, которая смела старую династию.

В 1628 г. •- страшный голод в Китае. Это стало прологом массовых крестьянских выступлений. В западной части империи руководитель армии повстанцев ЛИ ЦЗЫЧЕН. Восставшие требовали свержения династии МИН, которая нарушила заветы неба. Повстанческие армии нанесли несколько поражений правительственным войскам. В 1644 г. войска восставших взяли Пекин, император, понимая, что все кончено, уничтожил свой гарем, а потом сам повесился. ЛИ ЦЗЫЧЕН провозгласил себя императором. Его легитимность была весьма относительна, так как сохранялись наследники старого императора они бежали на юг, за Янцзы - получили название Южная династия МИН.

Появляются маньчжуры это население северо-восточного Китая, они потомки чжурчженей. Они сначала были вассалами, защищали северные границы Китая, по мере ослабления Китая они начинают усиливаться. При хане НУРХАЦЫ все маньчжурские племена объединены. Он создает мощную восьми знаменную армию. Маньчжуры перестают платить дань и начинают набеги на северный Китай. В 1626 г. НУРХАЦЫ умер, его сменил АБАХАЙ (до 1643 г.) он фактически основатель маньчжурского государства, он провозгласил династию ЦИН. Государство строится по китайскому образцу, с примесью кочевого. Он создает очень мощную угрозу на севере, поэтому китайскому императору приходится держать на севере очень мощную армию. (ей командовал У САНЬ-ГУЙ). После того как восставшие взяли Пекин, ЛИ ЦЗЫЧЕН попытался договориться с У САНЬ-ГУЕМ, но договора не получилось. У САНЬ-ГУЙ открыл доступ для маньчжурской конницы, они достигли Пекина и взяли его в 1644 г. ЛИ ЦЗЫЧЕН был ранен и отступил. Маньчжуры думали уйти или остаться. Победили те, етр^хотел закрепиться в Китае. Назначили императором малолетнего сына АБАХАЯгТТровозглашена в Китае династия ЦИН. Но маньчжурам не подчинялась вся территория Китая, около 40 лет шло ее завоевание. Четыре этапа военных действий:

1644-1647 на этом этапе главные противники ЦИНОВ - повстанцы. Войну против
повстанцев вели не только маньчжурские войска, но и китайские армии. В результате
военных действий почти весь Китай за исключением крайнего юга оказался под
контролем ЦИНОВ. В 1648 г. на территории Китая вспыхнули антиманьчжурские
восстания.

1648-1650 подавление этих восстаний.

1650-1662 на этом этапе на первый план выходит один из Минских генералов ЧЖЕН
ЧАНГУН, он возглавил антиманьчжурское движение. 12 лет шла война с переменным
успехом. Наиболее мощное сопротивление маньчжурам оказала территория южнее
реки Янцзы. В результате взятия городов маньчжуры уничтожали население всего
города и разрушали город. К 1662 г. ЧЖЕН ЧАНГУН вытеснен с территории Китая,
он перебрался на остров Тайвань (он оттуда выбил голландцев), он превратил
Тайвань в оплот антиманьчжурского движения. В 1662 г. вся континентальная часть
Китая была подчинена. В 1662 г. мощное военное выступление против маньчжуров,
которое возглавил У САНЬ-ГУЙ. Восстание длилось до 1681 г. У САНЬ-ГУЙ в ходе
восстания погиб, и восстание было подавлено. Но это не изменило отношения к нему
китайского населения.

1681-1683 маньчжуры разделались с ЧЖЕН ЧАНГУНОМ, они взяли Тайвань.

1683 г. считается годом полного подчинения Китая династии ЦИН.

Последствия завоевания.

Китай подчинили не просто маньчжуры, а маньчжуры и китайские войска. Резкое сокращение численности населения.(около 100.000.000). Нанесен страшный удар экономике Китая, разрушена ирригационная система, разрушены города, наблюдается экономический спад. Период с конца 17 по 18 в. - это период восстановления экономики. Установление национального гнета над китайцами. Символ покорности китайцев это маньчжурская прическа.

После установления новой династии происходят изменения во всех сферах жизни китайского общества.

Аграрная сфера.

Все земли делились на две категории.

1) государственные земли (ГУАНЬ-ТЯНЬ) 1/10 всей пашни. Эти земли концентрировались на севере Китая. Они делились на ряд категории.

а) земли императорской фамилии (700 поместий)

б) земли восьми знаменной армии. Эти земли располагались вокруг 72 стратегически важных
городов Китая. Землей на условиях военной службы наделялись офицеры и солдаты.
Количество земли в зависимости от звания. Для обработки использовались насильно
прикрепленные крестьяне.

в) земли маньчжурской гражданской знати

г) земли военных поселений. Располагались вдоль границы, население несло службу по
охране границы и обрабатывало землю.

д) храмовые земли. Они использовались для обеспечения культовых целей и распределялись
между малоимущими.

2) частные земли (МИНЬ-ТЯНЬ) Располагались в центральных и южных провинциях. Эти земли принадлежали мелким и средним землевладельцам. Крупных землевладельцев было очень мало. Землевладельцы не как не различались, для государства они означали одно - землевладельцы. Все они платили одинаковые налоги.

В дерене главную роль играет крестьянская община, клановая по своей структуре. На юге деревня одно клановая, на севере несколько кланов. Руководство общины в руках богатой верхушки клана. Клан - это объединение родственников по крови и родственников по браку. Клан - это структура иерархическая, так как в клане есть прямая ветвь (главенствующий род) и боковые ответвления. В рамках клана родственники одного поколения не равны.

Клановая структура китайской деревни играла очень важную роль. Она вносила строгую организацию внутри общины. Малоимущие члены общины подвергались жестокой эксплуатации. Широкое распространение на юге Китая получают арендные отношения. В среднем арендатор выплачивал 40 % урожая (доходило даже до 70 %). Все крестьяне земледельцы выплачивали поземельный и подушный налог до 1713 г. Количество налога зависело от количества и качества земли (но платили все категории землевладельцев). Кроме этих налогов сохранялась и трудовая повинность. От нее освобождались представители ученого сословия, повинность можно было заменить откупом.

Новый подъем городской экономики, рост городов - с конца 17 в. Крупнейший китайский город в 18 в. - Пекин (3.000.000). Ремесло и торговля сохранили ту же организацию, что и при династии МИН. Ремесленники организованы в цеха (хан), которые строго регламентировались. Торговые корпорации находились под строгим контролем государства. ЦИНы исходили - земледелие это основа государства, ремесло - побочное, торговля - вещь вредная (ее нужно всемерно ограничивать). В отношении торгово-ремесленных слоев государство вело жесткую политику (не было не поощрения, не протекционизма) были принудительные государственные закупки. На ремесленников распространялась трудовая повинность. Для торговли было невыгодно существование внутренних пошлин. В сфере ремесленного производства и торговли существовали государственные монополии (соль, чай). Отсутствие правовых гарантии (личности и имущества). Вся внешняя торговля Китая находилась в руках государства, существовал ряд полугосударственных торговых корпорации, которые контролировали внешний рынок. Крупный торговый центр - город ГУАНЧЖОУ.

Социальная структура.

Придя к власти, Маньчжуры создают социальную структуру подобную Монгольской династии ЮАНЬ.

- привилегированное сословие, в которое входили маньчжуры (они долгое время
старались сохранить чистоту запрещены браки маньчжур с китайцами).
Манчжурия была закрыта для китайцев. Монголы этнически родственны
маньчжурам, они активно помогали маньчжурам в военных действиях.

- полноправное сословие - китайцы

а) сословие ученых ШЕНЬ-ШИ, они как и прежде составляли основу
бюрократического аппарата. ШЕНЬ-ШИ делились на служилых (государственные
официальные посты) и не служилых (провинциальные посты). Для слоя ШЕНЬ-
ШИ отменялась трудовая повинность, другие налоги были уменьшены в три или
пять раз. ШЕНЬ-ШИ имели привилегии в сфере юриспруденции, их статус
оставался крайне высоким. ШЕНЬ-ШИ составляли всего 2% населения страны - на
их долю приходилось 24% валового национального продукта. В состав
государственных органов представители ШЕНЬ-ШИ входили с помощью
экзаменационной системы (три уровня экзаменов).

б) простолюдины -- земледельцы, ремесленники, торговцы. Земледельцы были
привилегированным сословием, так как являлись основой государства.

III. не привилегированное сословие: актеры, проститутки, рабы. Рабы в Китае
сохранялись, основная масса рабов была государственными преступниками.

Социальная структура китайского общества не была жестко закрепленной, всегда существовала возможность социальной мобильности. Образование -- это главный канал социальной мобильности.

Политическая структура.

В целом политическая структура напоминала классический китайский образец.

Император

(сын неба, богдыхан)

светские и сакральные функции

Императорская канцелярия Военный совет

(государственный совет)

Имели совещательные функции при императоре. В их состав входили члены императорских фамилий, крупные военачальники, государственные чиновники.

Шесть ведомств

исполнительная власть

Палата цензоров

контроль за деятельностью ведомств (наиболее уважаемые сановники).

На местах.

Вся территория империи делилась на 18 провинции (во главе губернатор), иногда несколько провинции могли быть объединены в наместничество. На уровне провинции дублировались шесть ведомств. Провинции делились на 10 округов, а те на уезды. На уровне округа и уезда существовал бюрократический аппарат, включавший в себя несколько сот чиновников. На уровне деревни сохранялась система БАО-ЦЗЯ (система десятидворок). Во главе десятидворок был староста, он ответственный за сбор налогов и порядок. В определенной степени десятидворка рассматривалась как структура, противостоящая клану, она потом просто вросла в систему клана. Идеологический контроль за населением выполняли не чиновничьи ШЕНЬ-ШИ, они доносили до каждого жителя постановления властей и следили за моральным здоровьем населения.

Конфуцианство заняло исключительное место в ЦИНской империи. Второй император КАН-СИ объявил конфуцианство государственной идеологией. Конфуцианство как


философия ничего нового не дает. Конфуцианство превращается в идеологическую систему.

Фактически, маньчжуры взяли на вооружение, почти ничего не изменив китайский опыт. Это показывало силу китайской традиции.

Развитие империи ЦИН конец 17в. - 18в.

С конца 17 в. Китай вступает в полосу восстановления экономики. В китайской историографии период 17-18 вв. приходится на правление трех императоров. КАН-СИ (1662-1723) ЮНЧЖЕН (1723-1735) ЦЯНЛЮН (1736-1795)

Еще в период правления КАН-СИ начинается ряд реформ приведших к
экономическому росту. 1713 года - неизменная поземельная ставка налога. Одновременно
были слиты в один налог подушный и поземельный налоги. Все это выгодно для
сельского населения. 1714 г. Эдикт императора КАН-СИ "Программа

усовершенствования сельского хозяйства". Одна из главных причин это

обеспокоенность очень быстрым ростом населения. Затем устанавливается стабильность. Главная ценность -- семья, чем больше детей, тем лучше. В условия стабильности быстрый рост населения, из этого следует земельный голод (особенно это коснулось юга). Главная проблема - это накормить население. Начальная часть программы посвящена этическим элементам (поощрялся труд, экономия). Поучение населению как нужно жить. Программа содержала и конкретные меры. Создавались дополнительные инфраструктуры - расширялась ирригационная система, улучшалась агротехника. Особенно интенсивно развивается хозяйство на юге на основе рисоводства, вводиться ряд новых культур -батат, арахис, кукуруза. Запрещалось вывозить из страны рис. Опорой программы должны были стать образцовые крестьяне, это те крестьяне, которые исправно вели свое хозяйство, использовали все резервы. От такого крестьянина не требовалось не экспериментов ни нововведений. Программа носила черты продовольственной замкнутости. Декларировалась борьба с роскошью, борьба с распространением коммерческих сельскохозяйственных культур. Торговля допускалась лишь как необходимость. Торговля нужна для обеспечения зерном неблагополучных провинций.

В период 18 в. несмотря на такое отношение к торговле в Китае наблюдается рост торговли. Увеличивается интенсивность внутри и межрегиональных торговых связей. Государство продолжало контролировать торговлю одним из важнейших контролирующих органов - это институт правительственных посредников, то есть ряду торговых корпораций передавались привилегии на торговлю 14 видами сельскохозяйственной продукции, а также одеждой из хлопка и шелка. Эти кланы контролировали перевозки, соблюдение трудовых контрактов, следили за правильным оформлением сделок.

С помощью этих мер удалось поднять сельское хозяйство, но развивалось оно в традиционных рамках. Развитие шло спонтанно и фрагментарно. Развитие регионов в бассейне реки Кантон (это юг Китая) здесь в достаточно ограниченном районе инициатива власти и хорошие климатические условия. Высвобождается большое количество свободных рабочих рук. Эти руки рационально и целенаправленно используют в других отраслях в шелководстве и шелкоткачестве. Это способствовало увеличению производства и расширению рынка сбыта шелка.

Внешняя политика династии ЦИН.

Подчинив себе Китай и подавив всю оппозицию ЦИНы переходят к активным внешним завоеваниям. Причины - кочевой менталитет, необходимость усиления авторитета новой династии, Китай долгое время страдал от кочевых народов и маньчжуры взялись решить эту проблему. Первоначально они восстанавливают традиционные связи между Китаем и Кореей. Еще в начале 18 в. маньчжуры устанавливают контроль над внутренней Монголией, в начале 18 в. доходит очередь до внешней Монголии. В результате нескольких походов маньчжуры подчинили себе внешнюю Монголию, и она получила статус вассала. От Монголии к Джушгарии и Кашгарии - эти территории были населены тюрками. Единого политического образования или государства здесь не было. Один из племенных вождей Джушгарии сам обратился к Китаю за помощью. В первой четверти 18


в. китайские войска вступают в Джушгарию с целью подчинения этой территории. Сначала они подчинили Джушгарию. Население вырезалось поголовно. (половина населения была убита). Потом пришла очередь Кашгарии. Во второй половине 18 в. обе территории подчинены. На этой территории воссоздается новая провинция СИН-ЦЗЯН (новая граница). Все завоеванные территории не принесли земель пригодных для земледелия. В 1720 г. китайская армия вступает в Тибет и устанавливает контроль над правительством Тибета. С 1750 г. Тибет стал частью Китая. Тибет в силу своей труднодоступности и здесь находилась резиденция Далай-ламы, (ламаизм был наиболее признаваем цинами) располагал достаточно широкой автономией. Было совершено два похода в Бирму, оба неудачные. Но ЦИНы склонили их признать себя вассалами Китая. Вассалитет ограничивался ежегодной данью. То же самое и во Вьетнаме - два похода - но лишь формально стал вассалом. Реального контроля за ними не было.

На протяжении 17-18 вв. ЦИНы совершили огромное количество военных походов и значительно увеличили территорию страны. Многочисленные походы требовали отвлечения массы средств. Но территории, включенные в состав, Китая оказались малопригодными для земледелия и китайцы еще в этот период столкнулись с перенаселением (300.000.000). Внешняя политика ЦИНов не ограничивается военными походами, были и дипломатические отношения.

С Россией связи у Китая появляются в 14в. В Китае существовал полк гвардии, формирующийся из русских, но после того, как полк перестал пополняться, они быстро ассимилировались. Только в 17 в. новое соприкосновение. В ходе стихийной колонизации Россия все дальше двигалась на восток, дошли до Тихого океана. Дальневосточные регионы оказались благоприятными для расселения. На реке Амур возникает ряд укрепленных казачьих острогов. Начинается пограничная проблема. В конце 17 в. нарастает конфликт между казаками и маньчжурским правительством, остроги были весьма неудобны для ЦИНов. 1684 г. - конфликт из-за острога Албазин. Осада шла несколько недель. Острог был сожжен. Казаков взяли в плен, и потом они вошли в состав императорской гвардии. Но проблема осталась. В ч!689 г. в Китай направляется посольство результатом стал. Нерчинский договор. Границу четкую не провели, разграничили территории в верховьях Амура. Нерчинский договор это начало дипломатических отношений между Россией и Китаем. Отношение к посольству русских было как отношение к данникам. Русским - это не нравилось, и их не допускали к императору. Второй договор был заключен в 1728 г. Кяхтинский договор. Устанавливалась граница вдоль монгольских кочевий (это современная российско-монгольская граница). Оформлялся официальный статус российской духовной миссии в Пекине, создана еще в 1715 г., для религиозных нужд албазинцев уведенных в Пекин. Окончательная граница появилась только в середине 19 в.

Отношения Китая с европейскими державами.

Первыми в Китай проникают португальцы. Вскоре португальцы основали свою факторию - Макао. Это была торговая фактория, через нее шла торговля с Китаем. До начала 17в. вся торговля с Китаем была сосредоточена в руках португальцев. Голландская ост-индская компания в период кризиса династии МИН укрепилась на острове Тайвань, население было обложено данью. Потом ЧЖЕН ЧАНГУН изгнал голландцев с Тайваня. Мощное положение заняла Английская ост-индская компания. Основной опорный пункт это город-порт ГУАНЧЖОУ, там каждый год проводилась ярмарка. С китайской стороны торговлю монополизировала полуправительственная корпорация ГУНХАН. Торговля была убыточной для Англии. Из Китая вывозили чай, шелковые ткани, фарфор - за это англичане расплачивались серебром. Одновременно с появлением португальцев в Китай проникают католические миссионеры, самые первые были иезуиты. Миссионер Маттео Риччи - был сторонником концепции культурной адаптации, заимствование внешней формы. Иезуитам было отдано исправление лунного календаря. После падения династии МИН влияние иезуитов не исчезло, в 50-е годы во главе астрономического департамента поставлен Адам Шаль.

В середине 1 / в. в Китае около 150.000 христиан. Однако долгое время иезуиты не могли удерживать свои позиции. Появились доминиканцы и францисканцы. Они обвиняют иезуитов в том, что те в своей культурной адаптации зашли слишком далеко -

"Спор о восточных обрядах". Можно ли исповедуя христианство отправлять культ предков. Римский Папа официально запретил отправление культа предков и более того этот культ проклинается. Император КАН СИ пришел в ярость все религиозные учреждения христиан закрыты. Все христианские храмы были разрушены, все миссионеры изгнаны.

С середины 18 в. Китай начинает проводить политику изоляции. 1757 г. -- указ о закрытии Китая. В Китай запрещался доступ иностранцам, все контакты ограничены до минимума. Сохранились два торговых окна: на севере - Кяхта, на юге - Гуанчжоу. Цены на китайские товары были высокими. Чиновники взяли все в свои руки, а это произвол и поборы с иностранных купцов. Если изначально ввозная пошлина была 4%, то сейчас она возросла до 40%. К концу 18 в. ситуация в Китае ухудшается, это было связано с очередным династическим кризисом. Благодаря активной внешней политике, постоянно нужен новый приток средств, а поскольку основной поземельный налог изменяться не мог, то увеличиваются косвенные налоги. Демографический взрыв в Китае (к концу 18 в. 300.000.000, к середине 19 в. 430.000.000). Население не обеспечивалось земельным фондом. Благосостояние падает. Заселены обширные территории, но они не были пригодны для земледелия. Особенно остро земельный голод ощущается на юге Китая. Здесь еще в эпоху МИН существовали крупные земельные собственники. Здесь процветали не только аренда, но и субаренда земли. Появилась масса безземельных крестьян батраков это эмигранты с севера. Все это усиливает социальную нестабильность. Еще один показатель кризиса это усиление высшей власти чиновничества, особенно в последний период правления императора ЦЯНЬ ЛУНА. В конце его правления появляется ряд фаворитов, которые концентрируют в своих руках огромные богатства. Чиновничество отличалось коррумпированностью, везде царил произвол. Выразителями недовольства являлись религиозные секты, с периода Маньчжурской династии -- тайные общества. В официальной идеологии религиозные секты обозначались СЕ ЦЗЯО - ложные учения. Самая крупная секта - секта Белого лотоса(появилась еще в средние века). Все секты были буддийско-даоского толка, они исходили из ряда идей. Мессианство - ожидание прихода миссии. Будда Майтрейя -Будда будущего, с ее приходом связывалось наступление века всеобщего благоденствия. Но век благоденствия наступит не для всех, а только для последователей учения Белого лотоса, все остальные должны погибнуть, если не примут учения.

Выделяют две фазы в деятельности сект:

а) скрытая фаза - когда увеличивается количество членов, ведется агитация.

б) восстания, открытая борьба. Восстания заканчиваются обычно поражением, секта не исчезает, а вновь начинается срытая фаза.

Тайные общества возникают в период подчинения Китая маньчжурами. Тайные общества были распространены в центральных и южных провинциях. Это политические организации, главный лозунг "Свергнем ЦИН, восстановим МИН". Крупнейшее общество -- "Триада". Тайные общества играли огромную роль в жизни китайского общества, поскольку они выступали не только оппозиционно политическим организациям, а были корпорациями помощи низов, общества взаимопомощи. Официально властями такие корпорации не признавались. Тайное общество объединяло членов одной местности, помогало неимущим, защищало интересы перед властями, давало кредиты на доверии. Эти структуры, проникнув в другие страны, стали называться мафиозными структурами.

В конце 18 в. активность религиозных сект и тайных обществ повышается. В 1796 г. -начинается мощное восстание Белого лотоса, начинается конец эры процветания, восстание длилось до 1804 г., оно охватило огромную территорию -- центральные и южные провинции. Правительство затратило огромные силы, чтобы разгромить восставших. После разгрома еще долгое время сохранялись очаги сопротивления. В 1813 г. восстание общества Небесного разума. Оно охватило северные провинции. Восставшие сумели просочиться в Пекин и даже на территорию запретного города. К 1814 г. восстание было подавлено. После этих двух восстаний было еще около десятка мелких выступлений против произвола властей, налогов.

В конце 18 - начале 19 вв. Китай вступает в полосу очередного династического кризиса, который был связан с общим ослаблением страны. Династический кризис наложился на другие важные процессы стремление европейских держав, в частности Англии, установить эквивалентные экономические отношения с Китаем. В связи с тем, что Английская ост-индская компания монополизировала торговлю с Китаем, возникает контрабандная торговля. В 1784 г. Английское правительство снижает таможенные пошлины на китайские товары. Это уменьшило контрабандную торговлю и увеличило объемы торговли, то есть увеличился поток китайских товаров на английский рынок, и увеличился отток из Англии серебра. В 1793 г. в Китай направляется крупная английская миссия во главе с лордом Дж.Маккартнейем, миссия прибыла на военном корабле и два судна с английскими товарами. Миссия была принята благосклонно, но на этом все и завершилось, так как император ЦЯНЬЛУН сказал, что Китаю ничего не нужно, так как Китай производит все сам. А два судна принял как дань и от торговли отказался. В 1818 г. отправляется новая миссия лорда Амхерста, он повел себя грубо с китайской администрацией, и его не допустили до императора, и миссия вернулась ни с чем.

Англичане нашли товар,который нужен Китаю - это опиум. Уже при династии МИН начинает использоваться как наркотическое средство. Англичане, сделав ставку на опиум, стали производить его в своей колонии - Индии и оттуда ввозить его в Китай. Главным центром распространения опиума был город ГУАНЧЖОУ. Англичане создали сеть плавучих складов. Поставки опиума в Китай увеличивались. В середине 18 в. в Китай ввезли 400 ящиков (по 60 кг) опиума, 1818 г. - в Китай было ввезено 4.500 ящиков, в 1838 г. - было ввезено 35.500 ящиков. Серебро потекло в другую сторону, баланс торговли изменился, для Китая он стал отрицателен, а для Англии положительный. Китайские купцы и чиновники были проводниками опиума на китайский рынок. К 40-м годам 19 в. 1/10 часть всей прибыли Ост-индской компании составляла торговля опиумом. Китайское правительство было обеспокоено растущей опиумной торговлей. Для того чтобы решить эту проблему в китайском правительстве формируется особая группировка. Ее цель -борьба с опиумом. Император поддержал сторонников борьбы с опиумом. Наиболее яркой личностью в борьбе стал ЛИНЬ ЦЗЕСЮЙ - губернатор одной из провинции. В 1838 г. ЛИНЬ ЦЗЕСЮЙ был назначен комиссаром центрального правления в южных провинциях. Прибыв в ГУАНЧЖОУ, он развернул активную деятельность. Сначала он предложил англичанам прекратить торговлю опиумом и вывезти его. Но это не подействовало, тогда он конфисковал слады, которые находились на суше и под угрозой военной силы, приказал сдать опиум с плавучих складов. Конфискованный опиум сожгли. Деятельность ЛИНЬ ЦЗЕСЮЯ вызвала возмущение со стороны англичан. В ГУАНЧЖОУ направлен английский инспектор Эллиот, который направил ноту протеста против ЛИНЬ ЦЗЕСЮЯ. В 1839 г. в английском парламенте прошел ряд дебатов по вопросу о военном вмешательстве. В парламенте сформировалась мощная оппозиция, против вмешательства в дела Китая. Победили сторонники решения вопроса военным путем. В конце 1839 г. -английская военная эскадра подошла к южным границам Китая, произошло несколько перестрелок. Военные действия начались в июне 1840 г. Первая опиумная война - 1840 -1842 г. Военные действия велись на море, на южном побережье, за англичанами было явное преимущество. В 1840 г. - ЛИНЬ ЦЗЕСЮЙ был отозван в Пекин. Его обвинили в том, что благодаря его активной деятельности Китай оказался в состоянии войны. Он был разжалован и сослан в далекую провинцию, но после окончания войны был возвращен назад. Военные действия шли неблагоприятно для Китая, английский флот поднялся до НАНКИНА по ЯНЦЗЫ, город оказался под угрозой. Это заставило ЦИНСКОЕ правительство пойти на соглашение с англичанами, В августе 1842 г. после переговоров был подписан Нанкинский договор, 'тю которому для англичан открывались, пять торговых портов. В вечную аренду Англии передавался Гонконг. В ГУАНЧЖОУ ликвидировалась монопольная полу правительственная корпорация ГУНХАН. Устанавливалась 5% пошлина на английские товары. Возник вопрос о легализации торговли опиумом, она не была признана законной, но англичане продолжали торговлю. Китай выплачивал контрибуцию в размере 21 миллион лянов. В 1843 г. Нанкинский договор дополняется дополнительным соглашением, англичане получают право создавать поселения в открытых городах и получают право экстерриториальности, т.е. неподсудности местным законам. В 1844 г. - Франция и США получают те же самые права.

Вслед за первой Опиумной войной, англичане, воодушевленные успехом пытаются укрепить свои позиции в Китае. Особенно сильное давление на Китай после Крымской войны. К середине 50-х годов 19 в. англичане активизируют свою политику в Китае, все это привело ко второй Опиумной войне 1856-1860 гг. Военные действия начались с конца 1856 г. Повод - инцидент с лодкой, китайские власти арестовали лодку по обвинению в контрабандной торговле, но она плавала под английским флагом. Первоначально в военных действиях участвовали только английские войска, в 1857 г. подключаются французы, из-за убийства французского миссионера. Для Китая этот период был крайне неблагоприятен, страна была охвачена мощным восстанием Тайпинов. Союзники наносят ряд ощутимых ударов китайской армии от северного до южного побережья. В 1858 г. союзники взяли город Тяньцзинь - ключ к Пекину. Китайское правительство соглашается подписать очередной договор /1Гяньцзинский договор. Он значительно расширил права Англии и Франции в Китае, они получили право на дипломатические представительства в Китае, разрешалось торговать в бассейне реки Янцзы. На побережье открывается ряд дополнительных портов, их становится 11. торговля опиумом легализована. Отменены внутренние пошлины для европейских товаров. Несмотря на подписание договора, китайское правительство не спешило его ратифицировать. В ответ на это англо­французские войска вновь переходят в наступление, был взят Пекин, император бежал. Императорскому правительству пришлось ратифицировать договор. В 1860 г. - подписана Пекинская конвенция, в которой подтверждались все пункты Тяньзинского договора, Китай выплачивал по конвенции контрибуцию 8 миллионов лянов, европейским державам разрешался вывоз рабочей силы из Китая, на основе контракта. После подписания конвенции Вторая Опиумная война завершилась. Результаты войны: насильственное открытие Китая и постепенное превращение Китая в зависимую державу. Теми же правами в отношении Китая пользуются США и Россия, которая решила пограничную проблему.

В 1856 г. - генерал Игнатьев направляется на Дальний Восток, для ведения переговоров. Нерчинский и Кяхтинский договоры оставили нерешенным пограничный вопрос. Воспользовавшись Второй Опиумной войной российское правительство навязало Китаю разграничение по собственному усмотрению. В 1858 г. - в Айгуне, в 1860 г. - в Пекине были подписаны два соглашения между Россией и Китаем, которые окончательно установили русско-китайскую границу.

Тайпинское восстание.

После восстания Белого лотоса и общества Небесного разума, то в одной провинции то в другой вспыхивают восстания. После первой Опиумной войны ситуация обострилась. Южные территории пострадали от войны. В период войны выросли. Китай потерпел поражение из-за этого престиж династии упал, следовательно династия утратила мандат неба. В 1850 г. в Китае начинается крупнейшее восстание тайпинов, которое длилось 14 лет с 1850 по 1864 года. Оно имело огромное влияние на судьбу Китая. Руководителем и основным идеологом был ХУН СЮЦЮАНЬ - происходил из семьи земледельцев, но получил классическое конфуцианское образование, на уездных экзаменах он провалился и воспринял это как сильный удар, тяжело заболел и однажды в период болезни увидел ведения: Бога в виде старца, который сидел на троне и вручал ему бриллиантовый меч. После этого ХУН СЮЦЮАНЬ пытается истолковать этот сон. В Гуанчжоу он знакомиться с христианским проповедником. Он активно знакомиться с христианскими традициями. ХУН СЮЦЮАНЬ утверждал, что небо и люди связаны единым духом, человек - самое ценное между небом и землей, существует создатель мира - Бог - отец, у него есть жена и сыновья. Старший сын - Иисус Христос, а младший - ХУН СЮЦЮАНЬ. Цины - демоны, с которыми необходимо бороться. В 1843 г. - ХУН СЮЦЮАНЬ создает общество поклонения небесному владыке, которое набирает быстро массу последователей, не только крестьяне и рабочие люди, но и шень-ши и богатые землевладельцы. Резиденцией ХУН СЮЦЮАНЯ становится деревня Цзиньтянь. Его деятельность была встречена администрацией в штыки. Его предупреждали, а потом направили отряд, но отряд был разбит и последователи ХУН СЮЦЮАНЯ стали


вооружаться, В январе 1851 г. - ХУН СЮЦЮАНЬ объявил себя Небесным Ваном (правителем) и издал свой первый манифест - "О необходимости уничтожения северных варваров по воле неба". Выделяют четыре этапа в ходе восстания:

конец 1850 1853 гг. Он характеризуется первыми крупными победами и
расширением ареала восстания. Начавшись в южной провинции Гуандун восстание
перемещается на север, в бассейн реки Янцзы. В 1853 г. восставшие взяли Нанкин,
который стал столицей восставших Тайпинтяньго. ХУН СЮЦЮАНЬ издает ряд
документов, которые заложили основу их государства. "Земельная система небесной
империи" основной документ. Согласно земельной системе на территории
государства вводилось уравнительное распределение земли, только для тех, кто
входил в ряды тайпинов. Мужчина получил полный надел, женщина получала
половину такого надела, рабы еще меньше. Создается особая крестьянская община из
25 дворов, которая становится хозяйственной, религиозной и военной ячейкой
государства. Устанавливается жесткий контроль государства за деятельностью 25
дворок и за старостой, который стоял во главе. Все произведенное крестьянскими
хозяйствами распределялось поровну. Жители государства, которые не являлись
тайпинами, должны были выплачивать налоги. Территории, которые вошли в состав
тайпинов сохраняли свою структуру.

1853 - 1856 гг. После взятия Нанкина тайпины пытаются распространить свою власть
на соседние территории. Два похода на север и восток. Во главе армии ЯН СЮЦИН -
это второе лицо в государстве, носил титул Восточный Ван. Существовало еще два
вана: ВЭЙ ЧАНХОЙ - северный Ван, ШИ ДАКАЙ - отдельный Ван. Оба похода
оказались неудачными, тайпины были отброшены. У тайпинов появилась большая
проблема в лице местных крупных землевладельцев, которая начинают организацию
сопротивления тайпинов. Выделяется три руководителя антиповстанческих армий:
ЦЗЭН ГОФАНЬ, ЛИ ХУНЧЖАН, ЦЗО ЦЗУНТАН. Их армии действовали в тылу
тайпинов. Очищая территорию от повстанцев они создали внутри Тайпинтяньго
освобожденные районы.

1856 - 1860 гг. Обострение борьбы в тайпинском руководстве. Все руководство в
государстве захватывает ЯН СЮЦИН, ХУН СЮЦЮАНЬ превращается в
идеологического лидера, но он был недоволен этим положением он хотел власти и
делает ставку на ВЭЙ ЧАНХОЯ, в борьбе с ЯН СЮЦИНОМ. ВЭЙ ЧАНХОЙ в 1856 г.
со своими сторонниками совершает заговор и неожиданно нападает на ЯН СЮЦИНА,
в результате ЯН СЮЦИН и несколько тысяч его сторонников были убиты. ХУН
СЮЦЮАНЬ обвинил во всем ВЭЙ ЧАНХОЯ и объявил что он будет наказан. Но
оказалось, что это была инсценировка. Узнав о таких событиях, ШИ ДАКАЙ прибыл в
Нанкин и решительно заявил, что не согласен с тем, что происходит. ВЭЙ ЧАНХОЙ
решил и с ним разделаться, но ШИ ДАКАЙ бежал. Вскоре ШИ ДАКАЙ напал на ВЭЙ
ЧАНХОЯ и разбил его. В ходе междоусобиц тайпины сильно ослабили себя.

1860 - 1864 гг. Подавление восстание и окончательный разгром Тайпинтяньго.
Правительственные войска осадили Нанкин. ХУН СЮЦЮАНЬ покончил жизнь
самоубийством, его брат и родственники были казнены. К 1864 г. восстание было
подавлено, однако это не означало, что прекратилось антиправительственное
сопротивление. Происходит еще масса мелких выступлений.

Последствия восстаний первой половины 19 в.

Ослабление позиций Маньчжурской династии. В правящем лагере происходит
перегруппировка политических сил. Руководители антитайпинских армий получают
высокие посты. ЦЗЕН ГОФАНЬ стал губернатором провинции.

Сокращение населения. В середине 19 в. -- 430 миллионов, то в 1866 г. - 190
миллионов. Ослабление демографического давления, устанавливается на некоторое
время баланс между едоками и пашней.

Тайпинское восстание на ряду с опиумными войнами показали, что Китай находится в
кризисном состоянии и нужны средства для выхода из него. С 1861 г. начинаются
реформы, с этого времени начинается первый этап модернизации Китая - политика
само усиления.



Специфика индийской цивилизации.

Кризис и распад державы Великих Моголов сер. 17 в. - сер. 18 в.

Английское завоевание Индии.

Английский колониальный режим в Индии вторая половина 18 в. – первая половина 19 в.

Великое народное восстание 1857 - 1859 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: