Форма анкеты для опроса

Принципы изучения общественного мнения.

Анализ и формирование общественного мнения(2)

Лекция 12.

4. Природа и статус общественного мнения.

5. Анализ состояния общественного мнения.

6. Учет и формирование общественного мнения.

Они базируются на сборе максимально обширной информации.

Начинается изучение общественного мнения с анализа литературных источников.

Это могут быть: результаты ранее проведенных социологических исследований, голосования на предыдущих выборах, анализ различных статистических данных, высказываний и оценок читателей газет, откликов на передачи радио или телевидения.

Важную роль играют и личные наблюдения. В настоящее время большую часть полезной информации можно найти в Интернете.

Основным источником получения сведений об общественном мнении являются - социологические исследования.

Социологический анализ начинается с выяснения отношения интересующей аналитика группы людей к проблеме. Определению знака (оценки) этой проблемы - положительная, нейтральная или отрицательная.

Типичные вопросы анкеты (интервью):

“Одобряете ли Вы или нет?”, “поддерживаете ли Вы или нет?”, “согласны ли Вы или нет с мнением, что...”

Типичные ответы: да”, “нет”, “не знаю” (затрудняюсь ответить).

Помимо знака оценки, как правило, анализируется ее интенсивность. Для этого в анкете содержатся вопросы типа: поддерживаю (не поддерживаю); доверяю (не доверяю); одобряю (не одобряю).

Пример ответов на вопрос: (нарисовать в виде таблицы).

“Доверяете ли Вы или нет Д.М. Медведеву как главе государства?”.

— Полностью доверяю.

— В основном доверяю.

— Отчасти доверяю, отчасти нет.

— В основном не доверяю.

— Полностью не доверяю.

— Затрудняюсь ответить.

Нередко используются шкалы с более коротким интервалом между позициями. Степень доверия предлагается оценить по сумме балов (шкале) от 10 (полное доверие) до 1 (полное недоверие).

В вопросах, допускающих несколько альтернатив, интенсивность измеряется, путем постановки дополнительного вопроса:

Пример такого рода вопросов — “что сейчас важно для утверждения в России подлинного народовластия, зрелой демократии?”.

Таблица 2

Показатели Важно Отчасти важно Не важно Затрудняюсь ответить
Равная ответственность всех перед законом        
Свобода слова        
Совершенствование избирательной системы        
………………………..        

Следующий вопрос: “Из названного укажите 1 — 2 пункта, которые Вы относите к особо важным ”. (дополнение к анкете).

Проблема анализа полученных результатов:

1. Определенное число людей отвечают “да” или “нет”, хотя на самом деле не имеют определенного мнения;

2. Всегда существуют опасения, что вопрос неадекватно понят.

Использование дополнительно метода фокус-групп позволяет лучше интерпретировать результаты опроса.

Готовность выбранной целевой группы вступить в коммуникацию по проблеме напрямую зависит от степени ее заинтересованности.

Степень заинтересованности группы выявляется:

1. С помощью прямых вопросов (типа: “лично Вас волнует такая-то проблема, считаете ли Вы для себя ее важной?”)

2. Косвенных вопросов: (“интересуетесь ли Вы информацией, касающейся такой-то проблемы?”, “обсуждали Вы проблему со своими друзьями (родственниками, знакомыми и т.д.)?”)

Воздействие на общественное мнение зависит от степени, в которой мнение участника группы по проблеме разделяют другие участники – (общественная поддержка).

Ее определяют вопросами: “Как вы полагаете, другие такие же, как Вы люди разделяют Вашу позицию?”.

Важной характеристикой общественного мнения является уровень его информированности - каким объемом знаний по проблеме располагает общественная группа.

Занимая одну и ту же позицию по проблеме, люди могут по разному понимать ее суть. Располагать различной степенью знаний по проблеме.

Так, на выборах в России большая часть избирателей поддерживает ту или иную партию вовсе не потому, что ее программа близка и понятна, а потому что нравится ее лидер. (тут про грядущие выборы и про путина можно сказать – а также про неясную программу единой России и других партий).

Другая важная характеристикауровень стабильности.

Зрелое общественное мнение обладает способностью не меняться в течение времени. В таком случае, аналитик получает возможность прогнозировать его развитие.

Признак стабильности общественного мнения: –

1. Чем жестче и определенней позиция по проблеме, тем больше люди заинтересованы в проблеме;

2. чем они больше информированы, тем стабильнее их мнение.

Для определения стабильности: в анкету или интервью вводят специальные вопросы, позволяющие выяснить, насколько убежден в своей правоте респондент.

Достоверную информацию также можно получить с помощью нескольких повторных опросов, проводящихся по одной и той же схеме.

Анализ уровня стабильности особенно необходим для оценок прогнозного характера в период избирательных кампаний.

Однако, любой прогноз в такой период может быть лишь краткосрочным: до 30-40% избирателей принимает за кого голосовать в последний момент.

Долгосрочный прогноз не возможен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: